Кто послужил прообразом князя Андрея Болконского?
А вы знали, что прообразом князя Андрея Болконского из всемирно известного романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» возможно был лифляндский барон Владимир Иванович Левенштерн (1777-1858).
В прошлом году в издательстве «Кучково поле» были переизданы мемуары барона Вольдемара Германа фон Левенштерна — «Записки», причем с обстоятельными комментариями. Читая воспоминания очевидца той эпохи нельзя не поразиться совпадениям, касающимся образа князя Андрея Болконского. Литературный герой толстовского романа неоднократно совпадает не только с чертами характера автора «Записок», но и вехами его жизненного пути.
Знатный, богатый и хорошо образованный Вольдемар Левенштерн помимо прочего имел внешнюю привлекательность и обладал светским лоском, также пользовался неизменным успехом у представительниц прекрасной половины человечества. Отличающийся наблюдательностью, незаурядным умом и независимостью аналитических суждений за свою долгую жизнь он пережил многое, неоднократно оказывался в центре политических интриг, знал взлеты и падения, однако всегда сохраняя чувство собственного достоинства. В войне 1812 года состоял в чине старшего адъютанта при генерале Барклае-де-Толли, потом — при фельдмаршале Кутузове. Эта характеристика слово в слово описывает князя Андрея из знаменитой эпопеи классика русской литературы.
Однако у Левенштерна были и различия с прямо-таки идеальным толстовским князем: у реального барона была страсть к карточной игре и охоте. Один раз Вольдемар проиграл 400 тысяч рублей, что равнялось 10-летнему оброку имения с населением в 8 тысяч крепостных. Но возможно эти качества барона для прообраза князя Андрея Болконского показались великому писателю излишни, и автор романа присвоил эти черты характера другому персонажу: граф Николай Ростов обожал охоту и был страстным игроком в карты…
|