Как Корней Чуковский написал знаменитую сказку о Мухе
Каждый читатель на необъятных просторах российской страны, а также в странах СНГ от младых ногтей знает детскую сказочную поэму «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского, однако жизнеутверждающая история из жизни насекомых сразу полюбившаяся читателям разного возраста с трудом пробивала себе дорогу через препоны советской цензуры и литературной критики того времени. А вот писалась автором в приступе небывалого вдохновения.
В своих мемуарах любимый детский писатель вспоминал, что задумал эту сказку давно, однако нужного вдохновения все не было: и строчки не укладывались как нужно, да и рифмы совсем не подбирались. Однако 97 лет назад этот день все-таки настал. Душным днем 29 августа 1923 года автор ворвался в свой дом в Ленинграде и, найдя обрывок бумажки и огрызок карандаша, тут же принялся записывать возникающие в голове легкие строчки.
Поэт при этом приплясывал и носился по своей квартире в какой-то, по его словам, «шаманской пляске», жалея, что плясать и записывать стихи одновременно не получается. А когда бумаги не хватило, писатель недолго думая сорвал кусок старых обоев со стены и продолжил писать знаменитое сейчас стихотворение.
В воспоминаниях Чуковский писал: «Очень удивился бы тот, кто, войдя в мою квартиру, увидел бы меня, отца семейства, 42-летнего, седоватого, обремененного многолетним поденным трудом, как я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова и записываю их на корявой и пыльной полоске содранных со стенки обоев».
Поэтическую сказку «Мухина свадьба» поэт создал за день, в скором времени ее опубликовали, и стихотворение стало бестселлером. Но позже советская цензура предъявила сказке обвинение в «восхвалении мещанства», и с критикой прошлась по всем ее персонажам: в комарике увидела принца, в мухе — принцессу, а в «жуках рогатых, мужиках богатых» — кулаков. Поэму запретили в конце 30-тых годов и до конца 50-тых ее не переиздавали.
|