За год российский рынок букридеров вырос на 300%
В первой половине 2011 г. продажи электронных устройств для чтения книг (ридеры) в России выросли в 4-5 раз. Этому способствовали снижение цен на них и усиление конкуренции, приходят к выводу эксперты.
За полгода с января по июнь 2011 г. «Евросеть» продала в 14,8 раза больше ридеров, чем за аналогичный период прошлого года, рассказала представитель торговой сети Ульяна Смольская. За семь месяцев 2011 г. ритейлер продал ридеров больше, чем за весь 2010 год. В денежном выражении продажи этих устройств выросли в первом полугодии 2011 г. к тому же периоду 2010 г. в 5 раз. Абсолютные цифры продаж ридеров в своих магазинах «Евросеть» не раскрывает, но делится оценкой рынка в целом: в первой половине 2011 г. в Россию было поставлено 658 000 этих устройств (на 438% больше, чем в первом полугодии 2010 г.), а в денежном выражении рынок вырос примерно с 1,2 млрд. до 3 млрд. рублей. Для сравнения: планшетных компьютеров в первом полугодии 2010 г. в России было продано, по оценке Smartmarketing, около 200 000.
С чем связана такая бурная динамика рынка? По мнению Смольской, росту спроса на ридеры способствовало быстрое снижение цен на них. Для сравнения, если в I квартале 2009 г. (когда ридеры только появились в российской рознице) такое устройство стоило в среднем 13 500 рублей, то сейчас — 4500 рублей. Трехкратное удешевление — следствие появления электронных книг с TFT-экранами (жидкокристаллические дисплеи на тонкопленочных транзисторах) и усиления конкуренции между производителями: в I квартале 2009 г. весь рынок формировала продукция двух-трех производителей, а сейчас их не менее 20.
В свою очередь, представитель сети «М.видео» Антон Пантелеев сообщил, что в первой половине 2010 г. продала 3000 ридеров, а в январе — июне 2011 г. — 50 000. В течение 2010 г. средняя цена устройства снизилась с 11 700 до 7350 рублей, а сейчас ридеры ежемесячно дешевеют на 5-7%.
В «Связном», по словам его представителя, ридеры продаются с февраля 2008 г. В первом полугодии 2011 г. эта сеть продала 17 200 таких устройств — в 23 раза больше, чем за тот же период 2010 г., а в денежном выражении рост составил более чем 11 раз.
«Евросеть» завышает темпы роста продаж «читалок», считает директор российского представительства Pocketbook (украинский производитель ридеров) Евгений Милица. По его оценке, в первой половине 2011 г. российский рынок ридеров вырос по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. примерно на 300%. Но потенциал роста этого рынка в России огромен, уверен эксперт: сейчас этими устройствами пользуется не более 1% россиян, тогда как в США, где продается около 15 млн. ридеров в год, уровень их использования достигает 7-8% населения.
На объемах издания традиционной литературы растущая популярность электронных книг пока ощутимо не сказывается, констатируют аналитики. Впрочем, добавим от себя, эта ситуация конкуренции между привычным и высокотехнологичным образами чтения, по всей вероятности, еще ждет своего тщательного исследования.
По материалам газеты «Ведомости»
|