Евгений Гришковец «А…..а».
Достоинства Евгения Гришковца как писателя можно оспаривать. Но вот рассказчик он замечательный – открытый, дружелюбный, умеющий увлечь – и с этим трудно не согласиться даже самым ярым противникам его творчества. Своей чарующей манере повествования, способности поднимать близкие и интересные для каждого читателя темы Гришковец не изменяет и в новой книге «А…а». Таинственные буквы означают всего лишь сокращение от слова «Америка». Автор показывает нам эту страну такой, какой мы привыкли ее считать на основании фильмов, газетных статей, музыки и личных ассоциаций. Эта не столько жизнеописание конкретного государства, сколько рассказ о нашем его видении. Гришковец мастерски работает с эмоциями и воспоминаниями читателя, заставляя каждого изумленно восклицать: «да это же про меня!».
История неспешно движется от детского утренника, куда герой явился в ковбойском костюме, к колорадскому жуку, от него – к Белому дому. В сеть повествования Гришковец мастерски вплетает рассказы о занимательных случаях из жизни. Например, о своем друге Борисе, который уехал в Америку на ПМЖ. Автор размышляет о том, как сложилась его жизнь в далекой стране, каким он там стал. Монолог Гришковца предельно политкорректен – так, слово «негр» он заменяет выражением «чернокожие люди».
Подняв целый культурный слой, автор ухитрился сделать так, чтобы представители разных поколений открыли в нем что-то свое. Ведь одно и то же понятие для людей разных возрастов может означать кардинально противоположные вещи. Возьмем, к примеру, «фирму» – для рожденных в СССР это вещь, купленная у фарцовщика, для молодого поколения – настоящая брэндовая одежда. Таких примеров, из которых формируется наше впечатление об Америке, в книге будет множество. Именно из них, как из кусочков паззла, складывается общее представление о стране – отличающееся у каждого в каких-то деталях, но в целом одно на всех. Строго говоря, книга эта даже не об Америке, а о ее разноплановых отражениях, которые настолько тесно сплелись с действительностью, что уже сами стали ею. И реальные персонажи в ней – Мэрилин Монро, Элвис Пресли находятся в одной плоскости с мифической девочкой Элли из «Волшебника Изумрудного города».
Главный вопрос книги – стоит ли развенчивать мифы, которые мы сами для себя придумали, или лучше все же остаться в созданной нами действительности? Однозначного ответа нет, но Гришковец подробно показывает нам, каким печальным, непредвиденным, забавным или радостным может оказаться разочарование при виде объекта в его действительном обличии. Автор рассуждает о том, откуда появляются мифы, и почему мы так часто стремимся подменить ими реальность. Он анализирует сущность убеждений людей в том или ином факте и одновременно затрагивает десятки как важных, так и абсолютно несерьезных проблем. Кстати сказать, книгу об Америке написал человек, который ни разу не был этой стране.
Подытожив все вышесказанное, можно смело утверждать, что у Гришковца в очередной раз получилось создать легкую, но в то же время довольно глубокую книгу-размышление, книгу-воспоминание, которую стоит прочитать хотя бы для того, чтобы на несколько часов возвратиться в свое прошлое.
Ксения Корчагина
|