Тонкая «Материя»: осенние зарисовки с Йеном Бэнксом в руке
Иногда новое — это не просто хорошо забытое старое, а старое, которое и хочешь, а не забудешь. Развесистый хоррор и суровая science fiction любят засылать эмиссаров в сознание по осени — ослабленный атаками вирусов и предчувствием ноябрьской депрессии организм снимает часовых на литературных границах, и ты не успеешь оглянуться, как хоп! застаешь себя в руках с чем-то задушевным, полным гигантских пауков и полёта валькирий в открытом космосе.
Обычно о таком в приличном обществе говорить не принято, но если по случаю сквозь кордоны пробрался истинный мастер жанра, то наоборот, преступно утаивать от хороших людей хорошие книги… хорошие, говорю я вам!
Иен М. Бэнкс — знаменитый автор «Осиной Фабрики», «Вороньей дороги», «Бизнеса», «Улицы отчаяния» и других полюбившихся отечественному читателю романов «не для слабонервных». В своей книге Материя (по-английски она зовется Matter, и это важно!) писатель остается верен своему стилю. Принц Фербин чудом уцелел после битвы, в которой погиб его отец — король Хауск, повелитель сарлов, населяющих Восьмой уровень пустотела Сурсамен. Вынужденный спасать свою жизнь, принц покидает эту искусственную планету — одну из тысяч, с неведомой целью построенных вымершим более миллиарда лет назад видом, известным как Мантия, — и отправляется на поиски своей сестры Джан Серий Анаплиан, за годы их разлуки успевшей стать агентом Особых Обстоятельств службы Контакта сверхцивилизации Культуры. Но и Джан не может объяснить, отчего Сурсамен, особенно его примитивный по галактическим меркам Восьмой уровень, вдруг привлек такое пристальное внимание стольких могущественных цивилизаций.
Для меня «Материя» (хотя в ситуации с названием романа английский язык и слова-матрешки проявили себя во всей красе — перевести одним слово невероятно сложно) — один из лучших НФ романов Бэнкса. Средневековая интрига в начале и жесткая концовка, после которой хотелось порвать последние страницы…
В очередной раз Иен Бэнкс проявляет себя как великого выдумщика новых миров, в которые попадает один из героев. Вслед за «Вспомни о Флебе» с красочными описаниями острова пожирателей, за «Алгебраистом» — где герой путешествует по газовому гиганту Наскерону, здесь тоже появляется подобный эпизод — планета, на которой постоянно ведется бессмысленная война. Что в очередной раз поразило и порадовало — Бэнкс умело применяет гиперболу. Мы уже видели гигантский Мост, и города, построенные в залах огромного дворца. Здесь же нас встретил неимоверной величины водопад, размывающий поверхность одного из уровней планеты и обнажающий древний город. Все что творилось вокруг — мне очень понравилось. Отличная НФ!
Да и осень выдалась вроде ничего себе… по крайней мере, Йен Бэнкс в руках, не что-нибудь.
|