Александр Бушков «Борис Березовский. Человек, проигравший войну»
6. Итак…
Юрий Фельштинский: «Все, чего он достиг, к чему шел с конца 80-х, он потерял. Понятно, что не каждый человек в состоянии это пережить… Он в какой-то момент написал мне, что он тяжело переживает происходящее с ним, и то, что ему очень больно. Означает ли это, что все это было настолько больно, что он покончил с собой, я не знаю.
Александр Хинштейн: «Мне кажется, плясать на могилах недостойно, но мне также кажется, что финал его жизни, эта точка вполне объяснима и закономерна».
Вокруг смерти Березовского чесать языки будут долго. Убийство, самоубийство или естественная смерть? Версию о том, что БАБ на самом деле жив – уже выдвинули. Про черную магию и психотронное оружие речь пока не заводили – но это впереди. Потом всплывет какое-нибудь «политическое завещание» Березовского, его «секретный архив»… Причем, не только у нас. Западные газеты по своему стремлению раздуть сенсацию из чего угодно мало чем отличаются от наших. В общем, это надолго.
Но все это неважно. Свою роль БАБ уже сыграл. Сегодня много публикаций, в которых утверждается, что он стал чуть ли не нищим. В это верится с трудом. Хотя…
В середине марта 2013 года газета The Times сообщила: Березовский выставил на продажу имевшуюся у него картину Энди Уорхола «Красный Ленин» (1987 год). Картина была продана за 200 тысяч долларов. Совсем недавно для олигарха это были не деньги.
Впрочем, тут навалились и финансовые потери на личном фронте. В 2010 году подала на развод жена Березовского Галина Бешарова. Суд тянулся до июня 2011 года. Бешаровой удалось отсудить аж 100 миллионов фунтов стерлингов. Тем самым она поставила абсолютный рекорд Великобритании. До сих пор ни одной экс-супруге не удавалось прихватить на память о муже такую сумму.
(Нил Бакли, газета Financial Times): «Березовский испытывал финансовые затруднения. По словам одного его друга-британца, с 2006 года он не владел никакими долями в бизнесе и распоряжался только несколькими особняками, яхтами и самолетами.
В январе Березовскому снова пришлось судиться: его бывшая гражданская жена Елена Горбунова заявила, что не получила обещанные 5 млн фунтов от продажи поместья в Суррее, и попыталась приостановить продажу его недвижимости во Франции. Адвокаты Березовского выставили очередной счет за свои услуги – 250 тыс. фунтов.
После оглашения решения суда по тяжбе Березовский–Абрамович один из адвокатов заявил, что Березовский уже продал свое поместье в графстве Суррей, а также (вроде бы), начал распродавать активы. По некоторым оценкам долги Березовского составляли около 200 миллионов фунтов стерлингов. По некоторым источникам, все его имущество давно заложено, утверждают они. Так, в списке залогов, по словам источника журнала Forbes, имеется коллекционный «Ролс-Ройс». Под эту «тачку» БАБ будто бы занял500 000 фунтову сына экс-президента Киргизии Максима Бакиева.
«Примерно год назад (начало 2012-го) один наш общий с Б. А. знакомый мне сказал:
– Захожу я как-то раз в рейсовый самолет Тель-Авив–Лондон и думаю, что начинаю сходить с ума: в салоне сидит Березовский! Пригляделся: действительно он. М-да…
Для человека, который с 1993 года летал только чартерами, потеря статуса была чересчур болезненной. Его шизофренический мир из цветного стал подозрительно черно-белым. Словно отключили что-то очень важное в глубине завидущих глаз». (Станислав Белковский)
Однако, все-таки вряд ли у Березовского отбирали последнее. Уж в любом случае бомжевать бы ему не пришлось.
«По словам Гольдфарба (близкого друга Березовского. – А. Б.), Березовский жаловался на классические симптомы депрессии: потеря интереса к жизни, перепады настроения, мысли, что жизнь кончена». (Нил Бакли)
Дело, скорее всего не в разорении (тем более что точно неизвестно – а было ли само разорение). Дело в ином.
«Да, конечно, нам было известно, что после проигрыша суда с Абрамовичем финансовое положение Бориса Абрамовича серьезно пошатнулось. Однако в случае с Березовским только финансовые вопросы не могли быть причиной его депрессии. Скорее, как мы сейчас понимаем, он был в глубоком мировоззренческом кризисе». (Лиана Патаркацишвили, дочь бывшего партнера Березовского).
«А процесс таки доконал Бориса. И дело не в пяти с половиной миллиардах, шанс получить которые был буквально ничтожен — это признавали все знакомые мне эксперты по англосаксонскому праву. Проблема в том, что судья Высокого суда г. Лондона баронесса Элизабет Глостер разоблачила БАБа так, как еще никто его не разоблачал. Она выявила в нем шизофреника и объявила об этом со всей силой своего прецедентного правосудия. В вердикте баронессы присутствует кошмарное слово self-delusion (самообман) – суд, равного которому не знает новейшая история, признал, что Б. А. обманывает не только (и, кстати, не столько) других, сколько себя. А это уже трагедия. Опять же, она не в том, что никто не стал бы иметь дело с жертвой такого вердикта. А в том, что после разоблачения экс-магнату было уже трудно иметь дело с самим собой. Как же жить с главным обманщиком, сидящим прямо внутри тебя, как инфернальный голливудский Чужой?!» (Станислав Белковский)
Человек, который продолжал считать себя вершителем истории России, понял, что ничего-то вершить он не может.
Стоит упомянуть о нашумевшем «покаянном» письме Березовского Путину. Впервые об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он утверждал, что это письмо БАБ написал за два месяца до смерти.
«Это письмо было адресовано Путину лично, – пояснил Песков. – Я не знаю, захочет ли он предать огласке полный текст этого письма. Единственное, что я могу сказать, что это было личное письмо».
Впоследствии, уже после смерти Бориса Абрамовича, текст появилcя в Интернете. Насчет его подлинности идут жаркие споры. Правда, аргументы «за» или «против» продиктованы, в основном, общественно-политической позицией авторов. Хотя последняя подруга Березовского Катерина Сабирова утверждает в интервью журналу The New Times:
«Он говорил, что не видит другого способа, кроме как пойти на поклон. Я думаю, что это идея и Бориса, и его жены Елены. Он очень подолгу разговаривал с ней по телефону, разговаривал часами. Я никогда не присутствовала при их разговорах, Борис уходил, но я понимала, что они обсуждают возможность такого письма. Он не скрывал, что именно письмо они обсуждают. Я не верила, что это письмо поможет. Он говорил, что ему все равно, как он будет выглядеть, главное – ему было нужно вернуться. Елена убеждала его вернуться, помириться (с Путиным). Так же как и мама Анна Александровна, я это слышала, она говорила: “Боря, ну может быть, вы помиритесь?”»
Насчет письма Сабирова заявила:
«Да, я видела рукописный текст. Он мне его прочитал. Он приносил извинения и просил о возможности вернуться. Это был такой прогиб. Он спросил о том, что я думаю про письмо. Я сказала, что письмо опубликуют, что ты будешь выглядеть плохо. И что оно не поможет. Он ответил, что ему все равно, что на него и так все вешают, все-все грехи и что это его единственный шанс».
Она же привела свою версию, почему Березовский это сделал:
«Кардинально изменения начались сразу после суда. Буквально сразу. Никто не ожидал такого вердикта. Позже, после приговора, Борис говорил, что за день до окончания суда ему показалось, что может закончиться плохо, но это чувство быстро ушло. Он был уверен до конца, что победа на его стороне. Накануне вердикта он был в прекрасной форме, хотя, конечно, нервничал. Потом я улетела на несколько дней и вернулась примерно 10 сентября. Я помню, как съезжал офис. Борис говорил: “Все, нет офиса”. Он очень много курил, пить не пил, но курил, иногда несколько пачек в день. Очень мало ел. К нашей последней встрече он очень похудел.
Он говорил: “Мне очень плохо, я не знаю, что делать, не знаю, что делать дальше”. Проигрыш в суде был недопустимым для него. В октябре и ноябре все было плохо. Он часто говорил, что не знает, как дальше жить, на что дальше жить».