Андрей Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков»
Биологические и психологические
основы нарушений поведения
у подростков
Нарушения поведения, его отклонение от общепринятых норм представляют собой основное проявление как психопатий, так и, в подростковом возрасте, акцентуаций характера
Разнообразие нарушений поведения у детей и подростков побудило к попыткам их систематизации За рубежом наибольшую известность получили три классификации Распространенная в США классификация R Jenkins [1969] по существу является чисто описательной Выделяется 7 видов нарушений поведения: гиперкинетическая реакция, реакция ухода («withdrawing»), судя по описанию — аутистического типа, реакция тревоги, реакция бегства («runaway»), «несоциализиро-ванная агрессивность», групповые правонарушения, прочие реакции
Международная классификация болезней (9-й пересмотр) делит нарушения поведения у подростков на «несоциализированные» и «социализированные», то есть групповые [Жариков Н М , Логинова М С , 1980].
Другая классификация создана G Heuyer [цит по: Michaux L , 1953] на основе работ французских детских психиатров В отличие от систематики R Jenkins, здесь делается попытка вникнуть в побудительные мотивы, лежащие в основе нарушений поведения.
Французская классификация включает ряд поведенческих реакций — протеста, оппозиции, имитации и др.
Известная в странах немецкого языка классификация Н Stutte [1960] представляет собой компилятивную смесь синдромов (сенситивно-параноидные, обсессивные реакции), побудительных мотивов (гиперкомпенсаторные действия) и внешних проявлений нарушений поведения (ложь, воровство, побеги и т. п. ).
С нашей точки зрения, систематика нарушений поведения должна проводиться в двух направлениях: по формам проявления нарушений поведения (гл III) и в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе Последние могут быть разделены на биологические и социопсихологические.
Биологические основы
Генетические факторы могут обусловливать аномалии характера, что особенно видно на примере конституциональных психопатий. В определенной мере от типа психопатий или акцентуаций характера, в формировании которых также, по-видимому, принимает участие генетический фактор, зависит больший или меньший риск определенных видов нарушений поведения. Однако прямо ту или «иную форму нарушений поведения (делинквентность, алкоголизацию и т д ) генетические факторы не определяют.
Резидуальные органические поражения головного мозга, выраженные в незначительной степени («неврологическая микросимптоматика»; «минимальное мозговое поражение» американских авторов), в популяции достаточно распространены. При тщательном обследовании их удается обнаружить у многих здоровых подростков-школьников [Лебединская К С и соавт , 1978J и у 43% подростков, направляемых в связи с нарушениями поведения в специальные интернаты и ПТУ (данные нашего сотрудника А А Вдовиченко [1976]). По нашим данным, среди госпитализированных в психиатрическую больницу подростков с психопатиями или с различными непсихотическими нарушениями на фоне акцентуаций характера подобные признаки «минимального мозгового поражения» обнаружены у 36%. Видимо, если стертые формы резидуальных поражений играют какую-то роль в развитии нарушений поведения, то эта роль сводится только к одному из предрасполагающих факторов.
Среди биологических факторов, играющих роль в становлении психопатий, издавна привлекал внимание инфантилизм (см обзор М И Буянова [1971]). Однако ставшая в последние десятилетия актуальной проблема нарушений поведения у подростков совпала с другим феноменом, ярко проявившимся в те же годы: ускорением (акселерацией) в этом возрасте физического развития, в том числе полового созревания.
Акселерация и инфантилизм
Акселерация начала выявляться еще в конце XIX в — сперва среди потомства наиболее обеспеченных слоев городского населения, а во второй половине нашего столетия распространилась на все слои и почти на все развитые страны .[Зельцер А , 1968: Властовский В Г , 1976] Акселерация развития детей и подростков представляет собой часть более широкого комплекса явлений, получившего название секулярного тренда (дословно — тенденции века). Сюда относят и увеличение вообще всех показателей физического развития населения (роста, массы тела и т п ), и более раннее половое созревание, и более позднее наступление климакса у женщин, и повышение средней продолжительности жизни, и многое другое. Есть в секулярном тренде и отрицательные черты — общее «постарение» населения, распространенность малодетных и бездетных семей и др. К ним, с нашей точки зрения, можно добавить актуализацию проблемы инфантилизма — на фоне акселерированной массы сверстников инфантильные подростки оказываются в особенно трудном положении.
Акселерация наиболее ярко выступает в подростковом возрасте В 1960–1970-х гг московские подростки в 15 лет оказались выше ростом своих ровесников в 1927 г : мальчики в среднем на 10 см, а девочки — на 6 см [Основы морфологии , 1969] Одним из признаков завершения физического созревания является, как известно, прекращение роста У акселерированных юношей рост стал заканчиваться к 17–19 годам вместо 23–25 лет в прошлом, а у девушек — к 16–17 годам вместо 21–23 лет прежде По сравнению с когортой подростков 1930–1940-х гг все показатели окостенения скелета «помолодели» на 1–3 года [Пашкова В А , 1973] Ускорилось и половое созревание — месячные у девочек стали начинаться на год-полтора раньше
Акселерация касается не только физического развития Современная социальная жизнь предъявляет к нервной системе подростков более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал несравненно обильнее, впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни более ускоренным, а образование более сложным. Физическая акселерация, несомненно, сочеталась с определенным ускорением психического развития, особенно в части интеллекта и способностей. Новые программы в начальных школах, успешно введенные в 1960-х гг , не только это подтвердили, но и, возможно, дали благоприятный стимул для ускорения интеллектуального развития.
Тем не менее взаимоотношения физической акселерации и развития личности очень непросты Какие-то стороны психического развития не претерпевают ускорения. У акселерированных подростков нередко долго еще сохраняются некоторые детские черты, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых. Слишком велика обычно бывает эмоциональная неустойчивость, податливость случайным влияниям. Чувство ответственности, долга оказывается на недостаточной высоте. Может быть, чрезмерно опекаемая старшим поколением жизнь физически развитого подростка не создает достаточных стимулов для ускорения развития этой стороны психической сферы?
Большинство юношей и девушек в возрасте 15–16 лет по своему физическому, в том числе и сексуальному, развитию в 1960–1970-х гг соответствовало 18–19-летним в 1920–1930-х гг. Однако их социальный статус остался прежним: до 18 лет они еще несовершеннолетние (вступление в брак без разрешения родителей в ФРГ, Дании, Швейцарии возможно лишь с 20–21 года, в США этот возраст лишь в 1970-х гг был снижен с 21 до 18 лет). Возможности самостоятельного полноценного заработка до 18 лет весьма ограниченны, среднее специальное и высшее образование, к которому стремится все большая часть молодежи, завершается на 2–3 года позднее, чем в прежних поколениях. Возникшая диспропорция между акселерацией физического развития и социальным статусом, между физическим развитием и некоторыми сторонами социального созревания была предсказана еще в начале нашего века И И Мечниковым [1903] как складывающаяся в процессе развития цивилизации.
Другая диспропорция возникает внутри одной возрастной когорты подростков В одном и том же возрасте, например у восьмиклассников в 14 лет, у одних половое созревание еще начинается, у других оно в самом разгаре, у третьих — уже завершено Подростки с задержкой полового созревания или с чрезмерным его ускорением оказываются в менее выгодном среди сверстников положении
Все эти диспропорции могут быть факторами, способствующими нарушениям поведения.
Наиболее неблагоприятным является особый вариант акселерации — «интенсификация» [Лебединская К С , 1973], проявляющаяся не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа. Начавшись, как обычно, в 12–13 лет, созревание протекает крайне бурно: за 2–3 года половой метаморфоз полностью завершается — в 14–15 лет физически подросток превращается во взрослого.
В последние годы появились наблюдения, что с конца 1970-х гг как будто акселерация пошла на спад Однако статистических данных пока еще не опубликовано.
Инфантилизм в виде отставания в физическом развитии и психосоциальном созревании остается достаточно распространенным явлением и в эпоху акселерации. Среди подростков-правонарушителей и среди направляемых в связи с трудным поведением в специальные ПТУ инфантилизм обнаружен в 17% [Фелинская Н И — цит по: Буянов М И , 1971; данные нашего сотрудника Вдовиченко А А ] Инфантильные подростки в группе сверстников оказываются в трудном положении: они испытывают трудности в контактах, их отвергают, они чувствуют себя отщепенцами. Часть из них тянется к малышам, но часть встает на путь нарушений поведения, в основе которых нередко лежат еще детские реакции оппозиции, имитации более старшим, развитым и «ярким», с их точки зрения, подросткам, компенсации и гиперкомпенсации. По мнению К С Лебединской [1969, 1973], если при акселерации больше страдают девочки, то при инфантилизме — мальчики.
Неслучайно среди подростков, направленных на обследование в психиатрические больницы в связи с непсихотическими нарушениями поведения (психопатии, психопатоподобные расстройства и др ), оба полюса девиации физического развития — акселерация и инфантилизм (ретардация) — оказываются достаточно представленными. По данным О. Д. Сосюкало и соавт. [1978], в 15% отмечена выраженная акселерация и в 24% — инфантилизм; по нашим данным, среди 300 подростков мужского пола у 26% акселерация и у 22% — инфантилизм.
Причины инфантилизма различны Чаще всего он бывает конституциональным, но может быть вызван длительными соматическими заболеваниями, эндокринными нарушениями, а также изнеживающим воспитанием.
В последние годы распространился термин «ретардация» как антипод акселерации, которую связывают с психическим дизонтогенезом [Ковалев В В , 1981].