Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Издательства

    • Ad Marginem Press
    • Corpus
    • Like Book
    • Strelka Press
    • Азбука-Аттикус
    • Акварель
    • Альпина Бизнес Букс
    • Альпина нон-фикшн
    • Альпина Паблишер
    • Альпина. Дети
    • Амфора
    • АСТ
    • Белая ворона
    • Библос
    • Бомбора
    • Вест-Консалтинг
    • Весь Мир
    • Вече
    • Время
    • ГрандМастер
    • Детская литература
    • Захаров
    • ИД "Флюид ФриФлай"
    • ИД «Городец»
    • Издательский дом "Арт Волхонка"
    • Издательский Дом Мещерякова
    • Издательский дом Питер
    • Издательство Clever
    • Издательство «Livebook»
    • Издательство «Пушкинского фонда»
    • Издательство Ивана Лимбаха
    • Издательство Карьера Пресс
    • Индивидуум Паблишинг
    • Книговек
    • Книжники
    • Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»
    • Лемакс
    • Лениздат
    • Манн, Иванов и Фербер
    • НИГМА
    • НИКЕЯ
    • НЛО
    • ОГИ
    • Олимп Бизнес
    • ОЛМА Медиа Групп
    • Пальмира
    • Планж
    • Претекст
    • Редакция Елены Шубиной
    • Речь
    • РИПОЛ классик
    • Розовый жираф
    • Росмэн
    • Самовар
    • Самокат
    • Симпозиум
    • Синдбад
    • СЛОВО/SLOVO
    • ТЕКСТ
    • Фантом пресс
    • Фолио
    • Центрполиграф
    • ЭКСМО

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Вы сейчас здесь: Новости литературы »

    Артемий Леонтьев «Москва, Адонай!»

    11.09.2020 19:07 0 комментариев

    Издательство:

    РИПОЛ классик

    jhyr759

    В издательстве «РИПОЛ классик» вышел новый, полный театрального драматизма роман Артемия Леонтьева «Москва, Адонай!». Дебютная книга автора «Варшава, Элохим!» вошла в шорт и лонг-листы премий Фазиля Искандера, «Ясная поляна» и «Национальный бестселлер».

    «Москва, Адонай!» — вторая часть трилогии «Рай,  Ад и Чистилище».

     

    Громов с тоской глянул в окно. Марк перебирал, нервно мусолил глазами проходивших мимо людей — беззаботных и стиль­ных. Вот шагает студенточка с собачкой — вся сверкающая и сахарная, точно бланманже, точёная и длинная, как богомол — шпигует розовыми каблуками мраморный пол, виляет утянуты­ми цветастым платьем бёдрами и делает вид, что ей безразлично, смотрит на неё кто-нибудь или нет, хотя Марк чувствовал: об од­ном только этом юная модница сейчас и думает, одного этого хочет, этим живёт, дышит, упивается; рядом с ней шагал приоде­тый среднестатистический мужчинка лет сорока с жиденькой растительностью на голове и жреческим выражением лица, вя­лый и желтоватый, точно картофель, он думал о том же самом, о чём и его спутница — мужчинка смаковал процесс своего само­утверждения через самку, подсчитывая брошенные на его особь взгляды со стороны — оба были совершенно безразличны друг к другу, но всё-таки с театральной, томной нежностью жались и о чём-то ворковали вполголоса — Марку представилось, как он отрывает эту тюнинговую студенточку от самоуверенной и жел­товатой головы картофельного мужчинки-жреца с худосочными волосишками, как растворяет смазливую девочку в пар, рассеи­вая её на атомы, а беззащитный самец, вдруг оставшийся один перед глазами толпы, начинает сжиматься и комплексовать, сду­ваться, будто проколотый шарик, потом подкашивается на своих глиняных ногах так, словно у него из-под пят выдёргивают ковёр с грохотом падает, расшибаясь вдребезги об глянцевый пол торгового центра — стеклярусные кусочки расколотого мужчинки гремят по мрамору, весело катятся и звенят хрусткой трясиной, наваливаются друг на друга и перепрыгивают стыки плитки, то­ропясь в разные стороны.

    Когда прошедшая мимо окон парочка скрылась из виду, Гро­мов снова перевёл взгляд на затылки и лица официантов, сную­щих по залу среди деревянной мебели и пузатых бокалов.

    Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на землю, и вот она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

    Тут Марк увидел двух молодых мужчин, вошедших в ресторан. Громов где-то видел одного из них на каком-то спектакле. Когда подавал меню, спросил:

    — Вы случайно не актёр? Мне ваше лицо кажется очень зна­комым…

    — Случайно актёр…

    Громову стало неловко — он почувствовал всю идиотскость и неуместность этого разговора.

     

    Он смущённо улыбнулся, представился и принял заказ. Часто ловил себя на том, что несет невразумительную ахинею, тем бо­лее претенциозную, чем больше ему нравился человек, с кото­рым хотелось завязать разговор. Громову редко удавалось быть самим собой с людьми, вызывавшими в нём сильные эмоции — должно быть, сказывалась привычка к замкнутости, доходившей периодами до интровертного вывиха. Он попросту соскучился по «своим» людям, поэтому часто вёл себя с ними слишком навяз­чиво. С людьми же, которые ему были безразличны или даже омерзительны, Марк всегда держался свободно и независимо, по­тому что ограждал их от себя высокой стеной непроницаемой холодности и формальными фразами. Усложнялась ситуация тем, что в его жизни в основном оставались только такие вот безраз­личные или отталкивающие экземпляры, то есть совершенно чуждые ему по духу, а люди близкие со временем начинали сто­рониться Громова, ошибочно полагая: его эмоциональный дру­жественный жар, направленный на них, доходящий подчас до чего-то приторного — следствие того, что Марку от них, вероятно, что-то нужно.

    Всё это усугубляло одиночество художника, который в перио­ды особенно сильных обострений своей обезлюдевшей тоски на­чинал откровенничать с этими единственными, оставшимися рядом с ним совершенно чужими по духу людьми, вследствие убогой закономерности оставшихся рядом: все они являлись как раз теми, кого по-настоящему и не хотелось видеть рядом с со­бой, но Марк всё равно иногда срывался и впускал их в свой жи­вотрепещущий застенок, зная при этом наперёд: никто из них не достоин подобного доверия, прежде всего потому, что элемен­тарно не способен понять и оценить того, о чём идёт речь в оче­редном откровении Громова, того, что тревожило Марка, мучало его и искренне волновало. Во всём этом сквозила определённая психологическая патология: детская травма некогда наивного и чистого мальчика, очень любившего людей, но не нашедшего в этих людях способности ответить на пылкое чувство взаимной приязнью и теплотой, а может быть, в Марке просто так проявля­лась взбалмошная прихоть его менталитета, творческой специ­фики его склада, по вине которой жизнь Громова полнилась му­сором, шумом, фикциями и фальшью — при том, что сам Марк от природы был наделён очень острой чуткостью, и лучше других умел отличать эту самую фальшь и органическую чуждость лю­дей, но получалось только хуже: данную способность он исполь­зовал не для того, чтобы ограждаться от всего лишнего, а для то­го, чтобы зафиксировать это лишнее в своей жизни, всё больше и больше преумножая его масштабы. Не замечай Громов вокруг себя всей этой мишуры из фальшивых дружб, улыбок, эмоцио­ нальных приятий, не осознавай всей поддельности и поверхност­ности царивших вокруг него чувств и улыбок, он был бы гораздо счастливее и беззаботнее, но он видел — видел это всё, знал, как коротка память окружающих людей, как плох их вкус, как велики их тупость и алчность, эгоизм и страх за собственную шкуру, а по­тому в большинстве случаев чувствовал себя несчастным: то ли безответно влюблённым, надсадившимся филантропом, то ли преющем в собственной желчи, захлёбывающемся в своей нена­висти мизантропом.

    Со временем Марк осознал: у него есть талант разрушать соб­ственную жизнь, собственную душу, потому что он в равной сте­пени умеет притягивать к себе со стороны внешнего мира всё прекрасное и ничтожное, но оставляет почему-то при себе имен­но ничтожное. Оправдывало всё это любовь к живописи — вооб­ще к искусству во всех его формах и проявлениях. Чувствуя себя неспособным даже частично реализовать свои духовные и эмо­циональные запросы, удовлетворить темперамент собственной личности через взаимоотношения с людьми, Марк бессознатель­но стремился отдать всю свою энергию творчеству, которое одно никогда не предавало его, не разочаровывало, без конца манило недосягаемостью своих эстетических горизонтов, ресурсных воз­можностей и одаряло щедрым наслаждением ценителя и упое­нием демиурга, оттачивающего мастерство, но главное, через создаваемые картины Марк находил единственную возможность глубокого и очень личного диалога с окружающими людьми — диалога, в котором Громов мог в полной мере раскрыть не только всю гамму собственных интонаций, но и самые сакральные свои, самые наболевшие и важные мысли, чувства — всё то, о чём ему казалось просто невозможным говорить с людьми в обыденной жизни, не только в силу того, что Марк не видел в себе способ­ностей устно выражать это, но прежде всего в силу того, что сама эта обыденная реальность человеческих взаимоотношений явля­лась слишком плоским и поверхностным контекстом, не способ­ным вместить такие громоздкие и сложные категории, какие од­ни и виделись Марку по-настоящему важными.

     

    Книга на сайте издательства

     

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved