Артём А. Сенаторов «Бизнес в Instagram»
Предисловие. Почему вы должны быть в Instagram
Мы живем в уникальное время. Еще никогда за историю человечества у людей не было стольких способов коммуникации и возможностей для развития. Наше поколение — свидетель колоссального технологического скачка. Но у жизни на такой запредельной скорости жизни есть и минус — краткосрочность. Каждый успешный проект проходит пять стадий — зарождение, развитие, бурный рост, стагнация и угасание. Раньше на каждом из них компания могла задерживаться десятилетиями. Теперь зачастую — лишь годы.
У проекта под именем Instagram сейчас стадия бурного роста. Социальная сеть, которая появилась лишь в 2010 году, удваивает количество пользователей ежегодно. Счет уже идет на сотни миллионов. Его создатели — Кевин Систром и Майк Кригер — изначально ничего подобного, конечно, не задумывали. Они создали в свое время приложение для смартфона, именуемое Burbn (намек на крепкий алкоголь — бурбон). Программа решала несколько задач — позволяла спланировать вечер, «зачекинится» в определенном месте и переслать фотографии. Из основного — все, пожалуй. Но что-то пошло не так. Разработчики обратили внимание, что из всего функционала популярностью пользуется только то, что касается фото. Ребята поняли, куда дует ветер. Их ждал бешеный успех, который увенчался покупкой сервиса социальной сетью Facebook в 2012 году (то есть всего через два года после запуска). Сумма сделки — один миллиард долларов (и уже в декабре 2014-го IG по оценке инвестбанка Citi стоит 35 миллиардов). Стали бы такие деньги фигурировать в неперспективном проекте? Думаю, нет.
Если всего вышесказанного, по вашему мнению, еще недостаточно, чтобы заняться развитием бизнес-аккаунтов в Instagram, то я написал для вас следующее.
5 причин присоединиться к Instagram прямо сейчас
1. Дикий рынок трансформируется в нишевый
Если вы были во «ВКонтакте» году примерно так в 2008-м, то наверняка помните такие сообщества, как «Клуб тех, кто переворачивает подушку перед сном холодной стороной». Или, к примеру, «Группа тех, кого тянет заржать во время серьезного мероприятия». Большинство сообществ было «ни о чем». Они велись хаотично и непрофессионально. Но годы прошли, и что мы видим сейчас? Чем бы вы ни увлекались, от боевых вертолетов и кулинарии до видеоигр и макраме — вы обязательно найдете стоящую группу или паблик, которые регулярно наполняются качественным контентом. Так вот, в Instagram сейчас еще пока первая стадия. Только тут вместо таких групп по оригинальным интересам есть фотографии ног, еды и селфи у зеркала. Но тематические страницы уже появляются — их становится больше с каждым днем. Не теряйте время — присоединитесь к новаторам.
2. Бурный рост социальной сети
Я уже писал про то, что Instagram растет колоссальными темпами. У этого есть причины. Скорость Интернета во всем мире растет, и массовое распространение LTE нас уже не удивляет. А чем быстрее скорость, тем больше данных мы можем получить и передать. Соответственно, растет мобильный трафик, ведь мы у компьютера не всегда, а смартфон у нас с собой постоянно. А что запускать на смартфонах? Instagram, разумеется, ведь это и есть мобильная социальная сеть — загрузить материалы на страницу вы можете только с гаджета.
3. Колоссальная вовлеченность
Аудитория страниц в Instagram гораздо активнее, чем, скажем, сообществ во «ВКонтакте». На это тоже есть причина. Судите сами. Что можно делать в ВК? Что угодно! Писать сообщения друзьям, обновлять статусы, слушать музыку, смотреть видео, играть в игры, ну и, да, следить за обновлениями в сообществах тоже. А что можно делать в IG? СМОТРЕТЬ ФОТКИ. Все. Да, есть еще парочка функций, но по большому счету здесь нельзя делать ничего, кроме как просматривать страницы, на которые подписан. Это дает чудовищную активность в лайках/комментариях.
4. Неискушенная аудитория
Так как Instagram — это относительно новая для России соцсеть, ее пользователи еще не устали от рекламы.
5. Instagram — это модно
Эту причину я оставил напоследок, так как она не имеет цифровых показателей. Да, можно посчитать рост аудитории, но это не совсем то. Сейчас я хочу сказать, что IG — это круто. Но тренд этот, по всей видимости, не мимолетный (как это часто бывает). Социальная сеть пришла всерьез и надолго. Хозяева из Facebook поставили цель набрать миллиард пользователей и, черт возьми, я думаю, что и эта цифра может стать реальностью.
Введение. Специфика русскоязычного Instagram
Довольно продолжительное время Instagram оставалась вне поля зрения российских SMM-специалистов. Да, отдельные личности начинали экспериментировать с приложением уже на довольно ранних стадиях проекта — в самом начале текущего десятилетия, но никаких исследований и тем более громких результатов продвижения не публиковалось. Несколько позже, примерно в середине 2013 года, в Сети все чаще стала «проскакивать» информация, что Instagram — это весьма и весьма эффективно.
Люди отмечали довольно высокую активность пользователей, простой и понятный интерфейс и, разумеется, акцент на мобильность. Последнее, при грамотном подходе, позволяет передавать подписчикам то самое чувство «здесь и сейчас», которое так необходимо для вовлечения аудитории. Именно из-за того, что у людей появляется возможность «заглянуть за кулисы» и увидеть весь «бэкграунд» своих кумиров, Instagram-аккаунты звезд шоу-бизнеса и спорта стали так бешено популярны.
В какой-то момент даже начала ходить шутка о том, что Twitter — это сайт, на котором можно выкладывать ссылки на свои фото в Instagram. Такое утверждение — это, конечно, перебор, но тенденцию понять можно. Кстати, самому Twitter стало не до смеха в конце 2014 года, когда Instagram обогнал более возрастную социальную сеть по количеству пользователей. Суммарно их стало 300 миллионов. Но это, конечно, по всему миру. Что же касается России, то здесь бурный рост IG пришелся именно на 2014 год. Произошло это по нескольким причинам. Годом ранее социальная сеть внедрила возможность записывать короткие видео. Ролики не должны быть дольше 15 секунд. На них также можно накладывать встроенные фильтры и публиковать с указанием описания и хэштегами. Кстати, этот ход по сути стал ответом на набирающий в то время популярность сервис короткого видео Vine (принадлежит опять-таки Twitter). Вообще, противостояние Facebook (ныне — владельцев Instagram) и Twitter периодически вспыхивает с новой силой. И короткие видео — это еще одно поле боя. К слову, как раз в те дни, когда писалась эта книга, видео в Instagram «закольцевали». То есть сделали так, чтобы когда оно заканчивалось, воспроизведение снова тут же запускалось заново. Еще из факторов, повлиявших на успех в России, — интеграция с «ВКонтакте». Это означало, что пользователи самой популярной русскоязычной сети смогли наконец-то привязывать свои адреса в Instagram в настройках «ВК» и автоматически публиковать себе на страницу все снятое и размещенное с помощью IG.
Правда, стоит сказать, что функция эта не позволяет автоматически публиковать материалы в сообществах ВК. То есть если вы ведете паблик, то напрямую туда материалы из Instagram попасть не могут. Так что либо делайте вручную репосты с персональной страницы, либо просто добавляйте (опять-таки ручками) фото и видео туда самостоятельно.
Все это вкупе с популярностью IG среди известных персонажей массмедиа (музыкантов, спортсменов, телеведущих, светских львиц и т.д.), превратило некогда простое фотоприложение в предмет поклонения для целого поколения.
Дальше произошло ожидаемое событие — миграция администраторов публичных страниц «ВК» в Instagram. То есть владельцы популярных групп и пабликов решили создать и развивать в IG свои сообщества. Трафик (а соответственно и первые подписчики) были получены оттуда же — из «ВКонтакте». Да, просто публикуется пост из серии «Мы теперь есть в Instagram — присоединяйтесь!» и некоторое количество подписчиков сразу переходит по нужной ссылке и подписывается.
Причем чем дальше, тем таких подписчиков больше. Секрета здесь нет — просто растет доля мобильного трафика. Смартфоны и планшеты становятся все мощнее, скорость соединения с сетью все более высокой (и стабильной). А значит, «зависать» в социальных сетях все удобнее.
За примерами далеко ходить не надо. Мое сообщество «Литературный оргазм» (vk.com/litorg) — отличный пример доминирования мобильного сегмента. Посмотрите на рисунок — практически две трети заходов в сообщество — не через «классический» компьютер. Что делать с такой тенденцией? Воспользоваться ею во благо своего бизнеса!
Приход админов «ВК» в Instagram — это и добро и зло одновременно. Добро в том, что происходит популяризация IG, эту сеть преподносят как место, где должны быть все. Многие, кто вообще не слышал даже этого слова (что-то там про сто грамм?), вдруг открыли для себя все прелести этой сети и теперь являются активными ее пользователями. Минус тоже есть. Он один, но весьма большой. Речь о том, что администраторы привнесли в Instagram те же методы продвижения, что были и во «ВКонтакте». Таким образом, на девственных просторах IG появился, к примеру, взаимообмен. Две страницы одновременно дают рекламу друг друга. Это реклама по бартеру. И посты в духе «Что будет, если вколоть сперму внутривенно?» перекочевали в молодую социальную сеть. Появилась и реклама. Ее рынок медленно, но верно набирал обороты и в итоге набрал-таки. В ознаменование новой эпохи во «ВКонтакте» появилось сообщество «Биржа рекламы в Instagram». Ну и, разумеется, стартовали полноценные веб-сервисы, помогающие как покупать, так и продавать рекламу.
В этом сообществе любой желающий (у которого есть более-менее развитая страница в IG) может публиковать свою анкету. В ней указана информация о теме страницы, ее активности, а также стоимости рекламы и скидках, если таковые имеются.
Сразу совет. Если вы развиваете свою страницу в IG и не знаете, по какой цене продавать в ней рекламу, — заходите на vk.com/instagram_exchange и просмотрите десятка три объявлений. Вы примерно поймете, сколько стоит размещение у ваших «коллег», и по аналогии сможете выставить адекватную цену себе.
Еще один момент — повторение контента. Паблики «ВК» обзавелись, по сути, клонами самих себя. Во многих сообществах посты в IG банально дублируются из «ВКонтакте» (который остается флагманом). Справедливости ради стоит сказать, что некоторые ответственные SMM-щики все же разработали под Instagram отдельные стратегии, подготовили шаблоны публикаций, наняли отдельных контент-менеджеров. Но таких (по крайней мере, на момент написания этих слов) не так много, как хотелось бы.