Брэд Фелд, Джейсон Мендельсон «Привлечение инвестиций в стартап»
Предисловие
Я был бы рад получить такую книгу в те дни, когда создавал свою первую компанию. В то время я не мог отличить привилегированную акцию от обыкновенной, а право преимущественной покупки ассоциировалось у меня скорее с правилами перехода игроков из одной команды в другую в Национальной футбольной лиге.
Сегодня, будучи CEO Twitter, а до этого основателем трех других проектов, два из которых приобретены публичными компаниями, а один — частной, я понимаю, что получил знания, изложенные в этой книге, путем довольно серьезных усилий. Конечно, мне встречались талантливые консультанты и инвесторы, но большинство ходов, уловок и нюансов все же приходилось прорабатывать самому.
Когда мы создавали нашу первую компанию, Burning Door Networked Media, мы были новичками и наделали много ошибок, но смогли продать ее в 1996 году за сумму, достаточную, чтобы целый год ведрами покупать кофе в Starbucks.
Несколько лет спустя мы с моими партнерами по Burning Door основали новую компанию, Spyonit. Она оказалась более успешной и в сентябре 2000 года была продана публичной компании 724 Solutions. Мы были новичками в регистрации прав на ценные бумаги, и так получилось, что не могли продавать акции 724 Solutions в течение года. А к середине сентября 2001 года (как раз когда лопнул пузырь доткомов и США потрясли террористические атаки 11 сентября) наши акции упали в цене, и финансовый результат от сделки был идентичен нашей первой попытке.
Но мы не опустили руки и стали пробовать еще. Вооружившись куда большими знаниями и терпением, в 2004 году мы создали ´FeedBurner. Мы провели несколько раундов инвестирования, включая привлечение капитала на ранней (посевной) стадии от DFJ Portage, выпуск акций класса А, выкупленный Mobius Venture Capital (в то
время частично принадлежавшей Брэду Фелду и Джейсону Мендельсону) и Sutter Hill, и выпуск акций класса В, который приобрела Union Square Ventures. Компания FeedBurner стремительно развивалась, и не успели мы опомниться, как она привлекла внимание нескольких крупных компаний, включая Google, которая в итоге и купила ее в 2007 году. Этот проект наконец принес мне доходы, которые можно было не переводить в эквивалентное число чашек кофе.
После нескольких лет работы в Google я перешел в Twitter, которую и возглавляю сейчас. За годы моей работы компания значительно выросла, вместо 50 человек сейчас в ней работает 430, мы провели два основных раунда внешнего финансирования, в ходе которых привлекли от инвесторов $250 млн.
С удовольствием замечу, что я далеко продвинулся в своих знаниях о сделках с венчурным капиталом, приобретении компаний, о том, как работают венчурные инвесторы и как вести переговоры. Когда я читал эту книгу, то снова и снова задавал себе вопрос: «Где бы я был сейчас, если бы у меня была эта книга, когда я только начинал бизнес?» Уверен, знания, содержащиеся в ней, сберегли бы мне огромное количество времени и денег.
Брэд и Джейсон написали книгу, чрезвычайно полезную для любого амбициозного предпринимателя, студента или начинающего бизнесмена. Авторы не ограничиваются техническими моментами: во время чтения мне попадались настоящие жемчужины мудрости, которые, несмотря на весь свой опыт, я могу использовать в работе.
Если вы занимаетесь венчурными инвестициями, вам тоже обязательно надо прочитать эту книгу — она поможет вам понять движущие силы венчурного бизнеса. В заключение скажу, что даже если вы юрист и структурирование сделок — ваша работа, то не откажите себе в удовольствии и тоже прочитайте ее, хотя бы для того, чтобы во всеоружии выступить против своих оппонентов.
Дик Костоло, СЕО Twitter
Март 2011