Джарон Ланье «10 аргументов удалить все свои аккаунты в социальных сетях»
АРГУМЕНТ
ПЕРВЫЙ
________________
ВЫ ТЕРЯЕТЕ СВОБОДУ ВОЛИ
Добро пожаловать в клетку
Прямо сейчас в мире происходит нечто уникальное. Всего каких-то пять или десять лет назад люди массово начали носить с собой небольшое устройство, смартфон, который стал удобной платформой для работы алгоритмов изменения поведения. Многие из нас к тому же ставят на кухонные полки или приборные панели автомобилей связанные со смартфоном устройства под названием «умные колонки». Корпорации нас постоянно отслеживают, считывают наши данные и выдают тщательно просчитанную обратную связь. Невидимые специалисты своего дела шаг за шагом гипнотизируют нас ради достижения целей, которые нам неизвестны. Все мы сейчас подопытные животные.
Каждую секунду алгоритмы поглощают информацию о вас. По каким ссылкам вы ходите? Какие видеоролики и как часто смотрите? Как быстро переключаете внимание с одних вещей на другие? Где, когда и что вы делаете? С кем общаетесь лично и в сети? Какие выражения принимает ваше лицо? Как, в зависимости от ситуаций, меняется его цвет? Что вы делаете, прежде чем решиться на покупку или участие в выборах? Все это соотносится с такими же данными о жизни множества других людей, добытыми огромной шпионской сетью. Алгоритмы сопоставляют ваши действия с действиями остальных.
Эти программы не понимают вас по-настоящему, но они властвуют над числами, особенно большими. Если множество людей, которым нравятся те же блюда, что и вам, отвергнут портрет кандидата в розовой, а не голубой, рамке, то и вы, возможно, его отвергнете, и никому не интересно почему. Статистика надежна, но в этой ситуации она — глупый демон.
Вы одиноки, опечалены, напуганы? Счастливы, уверены в себе? Вы женщина, и у вас первые дни цикла? Нервничаете на уроке?
Так называемые рекламщики способны поймать момент, когда вы сильно взвинчены, и повлиять на вас сообщениями, которые сработали с другими людьми, чьи привычки и поведение в различных ситуациях совпали с вашими.
Я специально сказал «так называемые», потому что было бы неправильно называть рекламой откровенное манипулирование людьми. Настоящие рекламщики имели ограниченную возможность предлагать свой товар, и даже если иной раз их послание маскировалось или раздражало, оно было быстрым.
Что еще важнее, люди видели одну и ту же рекламу на телевидении и в газетах, и никто ее не адаптировал под отдельно взятого человека. Но самое большое различие заключается в том, что за вами не вели постоянную слежку и не оценивали ваши действия, чтобы всучить вам «контент», который может изменить вас или побудить к чему-либо.
Теперь же все, кто зарегистрирован в социальных сетях, получают индивидуально подогнанные непрестанно меняющиеся стимулы, по крайней мере пока пользуются смартфонами.
То, что раньше могло называться рекламой, сейчас следует расценивать как управление поведением в огромных масштабах.
Не сочтите это, пожалуйста, оскорблением. Да, я предполагаю, что вы потихоньку превращаетесь в идеально выдрессированную собаку, а может, и во что-то более неприятное, скажем в лабораторную крысу или даже робота. Что вас на расстоянии контролируют клиенты огромных корпораций. Но если я прав, то осознание этого поможет вам освободиться. Так почему бы не воспользоваться шансом?
Научное движение, названное бихевиоризмом, зародилось еще до изобретения компьютеров. Бихевиористы изучали новые, более методичные, стерильные и скучные способы дрессировки животных и людей.
Одним из знаменитых бихевиористов был Б. Ф. Скиннер. Он положил начало методологической системе, известной как ящик Скиннера.
В рамках его экспериментов животных сажали в клетку и давали лакомство за совершение ими определенных действий. Животных никто
не гладил и не хвалил, это было просто изолированное механическое действие — новая для того времени разновидность дрессировки. Позже бихевиористы применили этот метод к людям. Их стратегии часто срабатывали, и это ужасно пугало людей. В результате появилось множество фантастических романов и фильмов ужасов о «контроле разума». Печально, но факт: при помощи бихевиористских методик можно дрессировать человека, и он даже не будет этого осознавать. До недавнего времени вы могли столкнуться с этим методом, только если бы записались добровольцем для участия в экспериментах в подвале университетского корпуса, в котором расположен факультет психологии. Вас бы отвели в специальное помещение, и психологи изучали бы вас через одностороннее зеркало. Несмотря на то что вы знали бы об эксперименте, вы не смогли бы осознать, как именно вами манипулируют. Что ж, вы были бы не в обиде, ведь вы сами дали согласие на то, что вами каким-то образом манипулировали. (Впрочем, не всегда. Некоторые жестокие эксперименты проводились на заключенных, бедняках и представителях других рас.)
В десяти главах этой книги я покажу, что вещи, которые внезапно стали считаться нормой — тотальная слежка и постоянные незаметные манипуляции — на самом деле негуманны, неэтичны, жестоки и опасны.
Опасны? О да, потому что вы не знаете, кто и в каких целях воспользуется этой властью.
Купить книгу на сайте Издательства