Джон Бальдони «Быть лидером. 50 способов добиться впечатляющих результатов»
«Рекомендации Бальдони полностью соответсвуют потребностям руководителя нашей эпохи. Если вы последуете хотя бы одной из них, то станете еще более эффективным руководителем, потому что ваши соратники будут вдохновенно следовать за вами».
Джим Мур, бывш. Главный руководитель обучения в BellSouth, Nortel и Sun Microsystems
«У Джона Бальдони есть замечательная способность избавляться от сложностей руководства и предлагать действительно дельные советы. Его полезные мысли найдут широкий отклик среди менеджеров всех уровней».
Пол Михелман, руководитель отдела продвижения новой продукции, Harvard Business Digital
«Каждая новая книга Джона Бальдони становится событием, а это, наверное, его лучшая книга. Она написана так легко, что прекрасно запоминается. Это будущая классика жанра».
Дэвид Майстер, авторитет в деле управления фирмами профессиональных услуг и автор First Among Equals и Trusted Advisor
«Книга представляет уникальный подход к руководству. Уверен: книга станет настольным пособием для менеджеров, желающих превратиться в лидеров, и для руководителей, желающих стать настоящими лидерами».
Гэри Бич, почетный издатель CIO Magazine
«Бальдони предлагает нам просто-и-понятно-устроенный аппарат, с помощью которого руководители могут делать добрые дела, руководствуясь личным примером, личным участием, преодолением трудностей и первоочередной заботой о коллективе. Именно на эти четыре части разбиты 50 уроков мэтра Бальдони. В мире, отравленном газетными заголовками о преступных деяниях руководителей, появилась книга, рассказывающая о том, как правильно поступают высокоэффективные лидеры».
Ник Нислей, Исполнительный директор Банффского центра повышения квалификации руководящих работников, г. Банфф, Канада
«Джон Бальдони пристально наблюдает за руководителями, и его последний труд является истинным кладезем знаний о передовых приемах менеджмента. Это практическое руководство, наполненное мудрыми советами и напутствиями для лидеров всех уровней. Книга, написанная четко и понятно, представляет собой квинтэссенцию эффективного и устойчивого руководства. Насколько лучше стал бы мир, если бы власти предержащие претворяли в жизнь то, о чем говорит Бальдони».
Джордж И. Рид, доцент кафедры исследований лидерства факультета руководства и обучающих наук Университета Сан Диего
«Совет в области руководства полезен любому менеджеру, вне зависимости от опыта. Когда наступит ваш черед получить его, возьмите эту книгу Бальдони. В ней сделан упор на характер и ценности истинного руководителя и даны конкретные советы, как поступать в тяжелых ситуациях с коллективами и отдельными сотрудниками. Чтение этой книги позволит вам стать настоящим лидером».
Джо Питель, юрисконсульт
Часть 1
ПОДАВАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ПРИМЕР
ВСЕ ВЗГЛЯДЫ ОБРАЩЕНЫ НА ЛИДЕРА. Но смотрят не на лицо, а на ноги:о лидерах судят не по тому, что они говорят, а по тому, что делают. Значение личного примера в этом смысле невозможно переоценить.
Урок 1
«Характер подобен дереву, а репутация – его тени. Мы заботимся о тени, хотя на самом деле должны заботиться о дереве».
— Авраам Линкольн
Все начинается с характера
Возможно, лучшее определение характера – это то, о чем вы думаете, когда считаете, что вас никто не видит. Он определяет вашу личность и формирует основу лидерских качеств. Они невозможны в отсутствие характера; при наличии характера они расцветают.
Характер — это человек. Лидеры проявляют характер, отстаивая свои ценности, следуя своим принципам — и придерживаясь их в своей повседневной жизни. Сотрудники ждут от своих менеджеров не только руководства, но и примеров того, что нужно делать. Это очень просто сказать, но намного труднее воплотить. Ваш хороший характер может помочь в момент приема на работу, но действительно важно именно то, как вы будете использовать его.
Очень многое из того, чем мы восхищаемся в настоящих лидерах, происходит из их характеров. Одной из ярких особенностей лидеров, как их описывает Джим Коллинз в своей книге «От хорошего к великому», является их способность ставить превыше всего интересы своей организации. Сотрудникам это нравится, поскольку означает, что кто-то думает и о ситуации в целом, и о роли в ней каждого человека. В любой организации достаточно людей, которые в первую очередь думают о других. Важно выявить их и поставить на должности, в которых они смогут преуспеть. Такие действия создают характер организации.
Характер имеет значение
Тщательное соблюдение репутации добропорядочного человека должно подавать пример поведения всем остальным. Ваш хороший характер может помочь в момент приема на работу, но действительно важно будет именно то, как вы его используете. Многие из работников компаний, попавших в скандальные ситуации связанные с коррупцией, не являлись соучастниками преступных действий своих руководителей, но, тем не менее, поплатились за них своими рабочими местами, потерей пенсий или потерей репутации. Сотрудники заметят, что их начальник пытается ловчить, когда он, к примеру, подгоняет цифры отчета. Очень скоро настроение «а так все делают» начнет отравлять атмосферу организации, которая станет терять не только моральный дух, но и свою репутацию.
Определите сферы ответственности. Никогда не стоит думать, что люди знают, за что они отвечают; объясните им это, а затем попросите рассказать о своей сфере ответственности. Менеджер должен убедиться в том, что сотрудник понимает правила цивилизованного и правильного поведения на рабочем месте, и настаивать на том, чтобы он поступал согласно установленному порядку. Это значит, что нужно вновь и вновь объяснять: вежливость, сотрудничество и взаимодействие являются элементами должностных обязанностей каждого работника. Конкретно объясняйте человеку, в чем он неправ: например, проявил грубость, несговорчивость или неумение взаимодействовать с другими людьми. Это не абстрактная манера поведения – но вполне конкретные нарушения обязанностей.
Правильно возлагайте ответственность. Когда люди хорошо выполняют работу, их обычно вознаграждают за это – по крайней мере, в хороших компаниях дело обстоит именно так. Но когда люди оступаются, бывает, что ответственность за это уходит на нижние ступени корпоративной иерархии. Например, в военной тюрьме Абу Грейб наказания в первую очередь получили сержантские чины и рядовые. За исключением бригадного генерала Джанис Карпински, никто из старших офицеров не понес наказания. Это послужило плохим прецедентом не только для армии, но и для иностранных наблюдателей.
Требуйте действий, а не слов. Каждая организация претендует на то, что придерживается определенных этических принципов: правила существуют даже в преступных сообществах. Но, как говорится, важны не слова, а дела. Посмотрим, к примеру, на звездного исполнителя, который всегда существенно опережает достижения остальных сотрудников. Менеджеры часто предпочитают закрывать глаза в случае, если этот человек по-скотски относится к своим товарищам по работе: то, что сходит с рук звезде, оказывается непозволительным для других. Постепенно польза от присутствия суперзвезды начинает сходить на нет, потому что хорошие работники, которых не устраивает такое поведение коллеги, находят для себя другие места работы, и в подразделении остаются только середнячки, которым попросту некуда идти. Очень скоро дела в компании начинают портиться, зачастую приводя ее к краху. Возможно, такой финал заслужен, но какой ценой? Хорошие работники ушли, результаты ухудшились, организация понесла потери. Лучше было бы отвести зарвавшуюся суперзвезду в сторонку и строго предупредить о недопустимости подобного поведения.
Ставьте людям сложные задачи. Если вы хотите, чтобы люди росли и развивались, давайте им трудные поручения. Экстремальным примером в этом смысле может служить спецназ американской морской пехоты. Их физическая и психологическая подготовка изнурительна до такой степени, что люди оказываются на грани срыва. Понятно, что всем это не нужно, но если вы хотите иметь в своем распоряжении парней, готовых десантироваться с вертолетов на зарубежной территории под покровом ночи для охоты на плохих парней, вам нужны люди, закаленные в противостоянии трудностям. С точки зрения менеджмента подготовка людей к руководящим ролям означает предоставление им возможностей развивать свои навыки — но не в стенах учебных аудиторий, а в реальных рабочих ситуациях. Надо внимательно наблюдать, что и как они делают. Кроме конкретных результатов, важно посмотреть на то, как они взаимодействовали с командой. Они работали в контакте с людьми — или в противодействии с ними? Нужны лидеры, которые могут сплотить людей для достижения общих целей. А это означает наличие характера.
Поощряйте хорошие дела. Один из лучших способов увидеть, как вознаграждаются добрые дела – посмотреть на школьные или студенческие спортивные команды. Обратите внимание на то, кого выбирают их капитанами. Это не всегда самые одаренные из игроков, но обязательно те, кто особенно ярко проявляют себя по отношению к окружающим, показывают личный пример. Первыми появляются на тренировке и уходят с нее последними. Часто они обучают коллег по команде тонкостям игры, но чаще – тонкостям взаимоотношений с тренером, инструктором или другими игроками. Это лидеры команды, которые пользуются уважением её членов. Менеджеры могут найти похожих людей в собственных коллективах. Когда они выявлены, правильным решением будет поставить их на позиции, где их пример будет наиболее поучительным для остальных. Еще лучше поступают менеджеры, регулярно расширяющие таким людям сферу их ответственности и полномочий, чтобы их позитивное влияние становилось все более действенным.
Решительно избавляйтесь от жуликов. Тех, кто допустил управленческую ошибку, следует поправлять и учить, но от людей, сознательно идущих на нарушение этических принципов, следует избавляться незамедлительно. Это послужит сигналом о недопустимости подобного для остальных. Если вы спустите это на тормозах или, как минимум, не примете строгие меры в связи с происшедшим, то сделаете возможным дальнейшие нарушения, которые в итоге приведут к печальным последствиям.
Почему так важен характер
Характер человека представляет собой особую ценность. Если ваше управление не рассчитано на долгую перспективу, ваше отношение к сотрудникам не очень важно. Но если вы нацелены на долгосрочное руководство, личные качества людей, которых вы нанимаете на работу, удерживаете и поощряете, может сообщить многое о вашей организации. Именно эти люди принимают решения, которые, в конечном счете, становятся продуктами и услугами, оплачиваемыми потребителем.