Эдвард Бернейс «Пропаганда»
Пропаганда — это управление массами. Кто владеет искусством пропаганды — владеет умами
Каждый из нас неоднократно сталкивался с пропагандой, даже не понимая, что стал ее мишенью. Заходя в магазин, какие продукты вы выбираете? Просматривая телеафишу, на именах каких актеров останавливаете взгляд? От кого зависит ваш выбор? Вы уверены, что от вас?!
В своей книге «Пропаганда» австро-американский пионер в области PR Эдвард Бернейс наглядно показывает, каким образом правительства и корпорации контролируют наши мысли и действия. Книга, написанная в 1928 году, также включает в себя примеры социологических исследований и психологическую манипуляцию, использующуюся в связях с общественностью.
Бернейс написал «Пропаганду» под влиянием успеха своих более ранних работ («Кристаллизация общественного мнения» (1923) и «Посредник по связям с общественностью» (1927)). Эта работа выделила его среди других исследователей и историков, став со временем классическим трудом. В своей книге Бернейс объединил идеи о психологии толпы Гюстава Лебона и Уилфреда Троттера с психоаналитическими идеями своего дяди Зигмунда Фрейда.
«Пропаганда» содержит в себе все основные элементы теории пропаганды в широком смысле и теории PR в узком. Говоря коротко, идея пропаганды строится на том, что новые идеи проникают в общество и «овладевают массами» с помощью активно мыслящего меньшинства. Активное согласие общественного мнения является непременным условием успеха любой деятельности монархического, конституционного, демократического или коммунистического правительства – по сути, оно и правительством-то является исключительно с согласия масс. Идеи, высказанные автором почти 100 лет назад, не устаревают и по сей день.