Эрика Фатланд «Советистан. Одиссея по Центральной Азии: Туркменистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан и Узбекистан глазами норвежского антрополога»
Столица
18-летний шофер по имени Саша нервничал, настаивая на том, чтобы по дороге заехать на автомойку. Он считал, что сверкающая чистотой машина имеет больше шансов проскользнуть незамеченной. Дорога на север шла по плоскогорью и была почти без поворотов, а после нескольких часов езды мы наконец сумели разглядеть вдали слабое мерцание света. Астана. Столица.
– Здесь невероятно красиво, уверен, что город тебе понравится, – заверил меня Саша. – Если, конечно, нам удастся туда проскользнуть, – добавил он, бросив встревоженный взгляд на помятый капот.
Проверка у въезда в город была гораздо более жесткой, чем проезд через большинство европейских границ. Кого попало в столицу Казахстана не пускали. Целая армия полицейских в плотно прилегающей униформе строгими взглядами следила за движением и останавливала все проходящие мимо автобусы, чтобы проверить багаж и документы. Однако нам все же удалось пробраться туда без проблем, и Саша выдохнул с явным облегчением.
– Видите, мы правильно сделали, что остановились помыть машину, – сказал он.
Когда мы проезжали по широким, освещенным улицам Астаны, в вечернем воздухе развевались сине-желтые казахские флаги.
– Ах, как же здесь славно! – вздохнул очарованный Саша.
– Даже очень, – вежливо ответила я.
Однако в Астане с самого первого момента я почувствовала себя нехорошо, возможно, из-за бесконечных пробок, которые напомнили мне о Москве. После обеда все машины увязли в длинных клаустрофобных очередях. Подозреваю, что городской планировщик намеренно создал дорожную развязку таким образом, чтобы пробки создавали иллюзию делового города, в котором жизнь бьет ключом. Астана была окружена километрами пустырей; вдаль по всем направлениям простирался бесплодный степной пейзаж. За пределами города не виднелось ни машин, ни людей, редко можно было встретить барана или верблюда. Скученное внутри городских границ городское население, состоящее из 750 000 человек, проводит большую часть времени на работе и в бесконечных пробках.
Здания в Астане оказались такими же длинными, как и автомобильные пробки. Одну поперечную улицу от другой разделял целый километр. Невозможно было даже представить себе вероятность пешей прогулки от одной достопримечательности к другой, поэтому пришлось отдать себя на милость пробок. Метро в городе не было. На улице ни одного велосипедиста. Однако мои дурные ощущения были связаны не только с пробками. По всем тротуарам куда-то мчались занятые люди в темных костюмах. Никто из них не поднимал головы. Никто из них не смотрел мне в глаза. Впервые за время своей поездки я вдруг почувствовала себя невидимкой. На самом деле атмосфера в Астане ничем не отличалась от деловой, эффективной и немного грубоватой атмосферы любой столицы, однако мне казалось, что все, что я увидела в этом городе, лишь усиливало мое чувство одиночества. Возможно, причиной было само существование этого города. Столица Казахстана не появилась органически, как, например, Москва или Лондон, формировавшиеся на протяжении нескольких сотен лет. Она была создана искусственно. В 1994 г. Президент Назарбаев решил, что столицу из мегаполиса Алматы (более известной как Алма-Ата) нужно перенести на юг, в маленький, незначительный провинциальный город в Северном Казахстане под названием Акмола, находящийся в 970 км оттуда. Проект был приведен в исполнение в 1997 г., а в следующем году Акмола переименована в Астану, что в переводе означает просто «столица».
Никто не знает, почему Назарбаев решил перенести столицу. Мало того что Астана находится вдалеке от южных густонаселенных районов и со всех сторон окружена пустырями, к тому же здешний климат один из самых суровых в мире: Астана – вторая наиболее холодная столица планеты, уступившая в этом лишь Улан-Батору в Монголии. Зимой здешняя температура неумолимо спускается до отметки 40 градусов ниже нуля. По словам самого Назарбаева, Алматы слишком мал; потенциал города себя исчерпал, и возможностей для роста здесь больше не наблюдается. Более того, он уже давно считал, что столице лучше находиться в центре страны, а не на окраине, где Алматы граничит с Киргизстаном и Китаем. Злые языки утверждают, что у Назарбаева так много врагов в Алматы, что у него не было другого выбора, кроме как бежать на север. Однако наиболее вероятным объяснением можно считать то, что Назарбаев просто хотел укрепить свою власть в северных районах, где преобладает русское население и этнические русские составляют почти 60 % жителей. Именно поэтому в Астане на самом деле имелось больше возможностей для роста и расширения, чем в густонаселенном Алматы.
В последние годы Астана превратилась в символ современного Казахстана. В развитие города были вложены огромные средства, но проект еще далек от завершения. Вплоть до 2030 г. 8 % государственного бюджета выделено на развитие и расширение Астаны. Город был полностью перестроен. Новые дома выглядят дерзко и с претензией на футуризм; весь центр полностью состоит из престижных зданий. Посреди города возвышается самое известное из них – монумент Байтерек, разработанный международным лауреатом, британским архитектором Норманом Фостером. 97-метровая башня – это дань 1997 году, когда Астана превратилась в столицу. Расположенный наверху круглый золотой купол держит сетка из тонких подставок белого цвета. Воспользовавшись лифтом, можно забраться на самую его верхушку, откуда открывается безупречный вид на современный центр Астаны и торговый центр «Хан Шатыр», который, кстати, тоже разработан Норманом Фостером. Центр снабжен крупнейшим в мире стеклянным шатром и заполнен европейскими дизайнерскими магазинами, кинотеатрами, плавательными бассейнами и ресторанами. Температура в стеклянном шатре круглые сутки поддерживается на отметке 24 градуса, вне зависимости от палящей жары или ледяного холода снаружи. Новый концертный зал Астаны вмещает 3500 зрителей, а украшенная золотом и белым мрамором новая мечеть – одна из крупнейших в Средней Азии. Слева от мечети расположен новый президентский дворец – великолепное здание с белыми колоннами и зеркальным покрытием, увенчанное гигантским куполом небесно-голубого цвета. В ближайшее время начнут свою работу национальный музей, в котором значительное место уделено истории основания Астаны, и футуристическое здание национальной библиотеки – плод творения датской архитектурной фирмы BIG.