Евгений Ильин «Психология неформального общения»
Сексапильность
5.1.Что такое сексапильность
«Сексапильность» (англ. sex-appeal — призыв, сила привлекательности) — термин из американо-английского лексикона, означающий эротическую привлекательность, половой призыв, сексуально-возбуждающий тип поведения. Сексапильность подразумевает умение выглядеть сексуальным (сексуальной), готовым (готовой) ответить на сексуальный запрос представителя противоположного пола, но не обязательно является выражением высокой половой потребности. Синонимами слова «сексапильность» являются «эротичность», «пикантность», «соблазнительность», «аппетитность».
Слово «сексапильность» обычно употребляют в отношении женщин, к мужчинам же применяют, скорее, в ироническом плане[1]. Несмотря на то что сейчас все больше женщин становятся независимыми, уверенными в себе, деловитыми и предприимчивыми, мужчины в своих вкусах остались консервативными. Они предпочли бы таких женщин в качестве делового партнера, но не сексуального. Женщина должна быть Женщиной с большой буквы — таков идеал многих современных мужчин, как и много веков назад. И чем больше в женщине женственности, тем она, на их взгляд, сексуальнее.
Часто сексапильность отождествляется с сексуальностью, что не совсем верно. Сексуальность может сочетаться с сексапильностью, но это не одно и то же. Сексуальность — это потребность в сексе, а сексапильность — умение вызвать сексуальное влечение у противоположного пола. Способность вызывать влечение у мужчин может быть не связана с сексуальностью самой женщины. Есть всеми признанные секс-символы, которые будоражат воображение миллионов мужчин, но сами эти женщины не сексуальны. Мэрилин Монро создавала вокруг себя атмосферу, наэлектризованную сексом, однако сама была сексуально пассивна и получала огромное удовлетворение не столько от самого секса, сколько от восхищения мужчин красотой ее тела. Попытки объяснить привлекательность актрисы то стройностью ножек, то пухлостью губок, то выставленным напоказ бюстом, то ее легендарной походкой, то формой груди[2] не увенчивались успехом. И порознь, и в полном наборе все эти признаки у любой другой женщины не обеспечивали ей сексуальное трепетное восхищение.
Сексапильной женщине не обязательно быть секс-бомбой; ее лицо и фигура могут быть вполне ординарными. Но от нее исходят какие-то флюиды, или биотоки. Порой мужчина даже не может объяснить, что привлекает в ней. Киноактер Александр Абдулов высказался по этому поводу так: «Сексапильность существует на уровне запаха, прикосновения, подсознания. К одной женщине прикасаешься, и тебя начинает трясти, и вроде ничего в ней особенного нет, а другая просто идеальна, крутая фотомодель, но тебя к ней не тянет».
Быть живой женской плотью и быть женщиной — две вещи разные.
В. Гюго
Мужской взгляд на сексапильность женщины определяется культурными традициями. Например, в Египте или Арабских Эмиратах эталоном сексапильности считаются полные женщины. Женщина для египтянина или араба — это прежде всего мать его детей. Поэтому она должна иметь все физические показатели, говорящие о ее плодовитости. В то же время современная европейская дама, практически без груди и бедер, не производит впечатления, что она способна выносить, родить и выкормить ребенка.
Большинство считает, что сексапильность — природное качество, проявляемое спонтанно, и научиться этому невозможно. Однако имеется и противоположная точка зрения: сексапильность — это приобретенное умение, навык. Действительно, многое зависит от умения держаться, ухаживать за собой, использовать макияж, одеваться, разговаривать, флиртовать[3], но все это лишь техническое обеспечение сексапильности.
Искусство быть сексапильными с помощью макияжа женщины использовали с древних времен. Историки утверждают, что именно женщинам Древнего Египта принадлежит первенство в использовании зеркал, румян и различных благовоний, ношении прозрачных соблазнительных одеяний. Древнеегипетские жрицы также стали первопроходцами в изготовлении различных париков, шиньонов, использовании бижутерии и украшений.
Древние римлянки первыми научились осветлять волосы. Для этого их тщательно протирали специальной смесью из козьего молока и буковой золы, а потом подвергали длительным солнечным ваннам. У римлянок-патрицианок также были популярны шиньоны и парики.
В настоящее время многие женщины на Западе уделяют большое внимание своей сексуальной привлекательности. Быть секси — вопрос престижа для каждой уважающей себя американки. Пишутся специальные пособия, как стать секси; психологи и сексологи дают женщинам советы, как им выглядеть более сексуально привлекательными. Женщины отрабатывают определенную походку, взгляд, жесты, мимику, улыбку и даже манеру курить и закидывать ногу на ногу, чтобы привлечь внимание мужчины. Они приобретают определенный стиль в одежде — короткие юбки, несколько расстегнутых пуговиц на блузке, как бы ненароком мелькнувшее в вырезе кружевное белье. И хотя обученная таким приемам женщина выглядит довольно привлекательно, но это не истинная сексапильность.
Сексапильности посвящен ряд работ зарубежных ученых [220; 363; 517]. Показано, что сексуальная привлекательность мужчины для женщины и женщины для мужчины имеет одинаковые механизмы, но разное качественное содержание. И те и другие привлекают друг друга как биохимически (запахом), так и психологически и физически, но у них различны как запахи, так и физический образ. Мужчины, например, особое внимание обращают на грудь и ноги женщин. Длинные и стройные ноги являются одним из признаков сексапильности женщин [473]. Обувь на высоких каблуках подчеркивает лодыжку, которую некоторые мужчины считают привлекательной, как, впрочем, и обнаженные колени.
Многие считают, что сексапильность — это состояние души. Поэтому очень может быть, что женщина, одетая не ультрамодно и с фигурой не самой идеальной, привлечет к себе толпы поклонников, а та, у которой будут и стройное тело, и яркая внешность, и модная одежда, так и останется в одиночестве.
Сексапильность проявляет себя лишь у тех, кто не боится оценки окружающих, потому что внутренне уверен в себе. К антиподам сексапильного поведения относятся суетность, нервозность, враждебность.
5.2.Запаховая привлекательность
Нейрогенетики из Рокфеллеровского университета исследовали сотни влюбленных пар-добровольцев и обнаружили специальный ген, отвечающий за воспроизводство химических веществ — феромонов, которые каждый из людей выделяет и которые улавливаются людьми противоположного пола на подсознательном уровне. Именно феромоны ответственны за возникновение сексуального желания при общении с человеком противоположного пола.
Впервые феромоны были обнаружены при изучении насекомых. Оказалось, что без этих пахучих веществ они не могли размножаться. Помогают феромоны поиску сексуального партнера и высокоразвитым животным, в том числе и обезьянам. Даже миллионных долей миллиграмма женского феромона достаточно, чтобы вызвать у самцов макаки-резуса эрекцию и безудержное влечение к противоположному полу. Так что наличие этого механизма сексуальной привлекательности человек унаследовал от животных.
То, что женщин и мужчин привлекает запах сексуального партнера, известно давно. Существует легенда, что именно поэтому Наполеон, готовясь к возвращению домой после военных компаний, просил в письме свою жену Жозефину не мыться до его приезда. Однако в действительности мужчины возбуждаются только от чистого тела и чистых волос. Дело в том, что подкожный жир быстро сворачивается и начинает источать запахи, не способствующие половому влечению.
Улавливает феромоны особая структура в носу, которую называют вомероназальным органом. Он представляет собой особое углубление в носовой полости и воспринимает только сексуальные запахи, не реагируя на другие ароматы.
Мужские феромоны называются андростеронами и содержатся в поте, коже и волосах. Распространяясь в воздухе, они посылают женщинам призыв «я тебя хочу». Чем больше мужчина выделяет андростеронов, тем более он привлекателен для противоположного пола. Созданы аэрозоли для мужчин, содержащие андростерон, которые заставляли женщин воспринимать надушившихся мужчин как очень сексапильных.
Сильные стрессы способны подавить выделение этих феромонов и соответственно понизить сексуальную привлекательность мужчины. Так, мужчины, побывавшие на войне, выделяют меньше андростерона. Поэтому они часто жалуются на несложившуюся личную жизнь.
Женские феромоны называются копулинами. Они посылают сигнал «подойди ко мне поближе». Находятся они в поте и вагинальных жидкостях. А. Комфорт [91] полагает, что особенно интенсивно копулин выделяется блондинками и рыженькими женщинами. Именно поэтому их предпочитает большинство мужчин. Особенно активно выделяются копулины в предменструальный период (то есть в так называемые опасные дни) и в первый день менструации. Недаром приворотное зелье состояло из вина и менструальной крови.
До 90% европейских мужчин предпочитают блондинок. Их меньше, чем женщин с темными волосами, а за редкостью надо охотиться. Блондинки обладают большим набором «сигналов безопасности» для мужчин, чем брюнетки. У них обычно более тонкая и прозрачная кожа, очень слабое оволошение конечностей, растительности на лице практически нет, а волосы на голове мягче. У блондинок меньше вырабатывается адреналина, вследствие чего они более спокойного темперамента. Поэтому с блондинками мужчинам спокойнее и увереннее.
Женщины, активно занимающиеся сексом, выделяют копулины в довольно больших количествах. «Бальзаковский» возраст женщин оказывается самым копулинным. Наоборот, женщина, давно не занимавшаяся сексом, выделяет копулинов все меньше и меньше, доводя их уровень до такого количества, который становится недостаточным для привлечения мужчин.
К старости, когда заканчивается репродуктивный период, феромоны прекращают выделяться и возбуждать других людей.
Роль феромонов могут выполнять духи. Одни из них возбуждают мужчин, другие — саму женщину. Однако эти запахи не совпадают. Поэтому женщине, желающей привлечь мужчину, следует надушиться духами, которые нравятся ему, а не ей. Следовательно, надо пользоваться теми духами, которые подарил возлюбленный, и в качестве подарка просить его дарить именно духи.
В женщинах ценится физическая привлекательность, а в мужчинах — нет (Diamoned et al., 1999). И действительно, девушки-подростки, которые полагают, что они достаточно привлекательны, формируют более позитивные Я-концепции, чем считающие себя непривлекательными (Diamond et al., 1999). Я-концепция не связана с привлекательностью юношей. Некоторые девушки-подростки признают, что они «разыгрывают тупиц» или притворяются, что не такие способные, как их приятели (Betz, 1993). Женщины чаще всего скрывают именно интеллектуальные таланты, а не спортивные достижения или артистические способности (Betz,1993).
Женщины, проявляющие инициативу на свиданиях, оцениваются негативно; их считают «развязными», «агрессивными» и «открыто сексуальными» (Green, Sandos, 1983).
Палуди М. [124. С. 254–255].
5.3.Физическая красота и сексапильность
Важным фактором установления сексуальных контактов является физическая привлекательность, внешность.
Как показано В. Л. Ситниковым [149], во всех возрастах и мальчики, и девочки больше внимания уделяют телесным характеристикам симпатичных сверстников противоположного пола, а не эмоциональным и социальным. Это характерно и для взрослых. Например, студенты одного из университетов на вопрос, какие качества человека для них являются самыми важными, когда возникает желание с ним познакомиться, отвечали, что из всех качеств значение имела только внешняя привлекательность. Женщины в большей степени обеспокоены своим внешним видом, чем мужчины[4], которые стремятся к интеллектуальному развитию. Это является следствием распространенных стереотипов: женщина должна быть красавицей, но не обязательно умницей, мужчина — умным, но вовсе не красавцем. Поэтому некоторые девушки признаются, что они «разыгрывают тупиц» или притворяются, что не такие способные, как их приятели. Женщины чаще всего скрывают именно интеллектуальные таланты, а не спортивные достижения или артистические способности (Betz,1993; цит. по: [124]).
Конечно, многие женщины положительно относятся и к мужской красоте, хотя для них, как показали исследования, она играет меньшую роль.
Красивая женщина — рай для глаз, ад для души и чистилище для кармана.
Б. де Фонтенель
Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.
В. Ключевский
Стереотипу мужественности соответствует мезоморфный (атлетический) тип телосложения, а стереотипу женственности — эктоморфный, признаком которого является стройность.
По данным Н. Ливсона [445], оценки физической привлекательности одних и тех же женщин в 15 и в 47 лет коррелируют лишь на уровне 0,29. При этом в юности и в зрелом возрасте физическая привлекательность обусловливается наличием разных синдромов личностных свойств.
Женский шарм — в чем он?
В журнале Nature Крэйг Робертс из Университета Ньюкасла и его коллеги сообщают о результатах своих исследований того, как женская привлекательность лица изменяется в течение их менструальных циклов.
Робертс и его команда отобрали для исследования приблизительно 50 женщин в возрасте от 19 до 33 лет из Ньюкасла и Праги. Они делали по два снимка каждой женщины в зависимости от стадии их месячных циклов. Первый снимок производился в дни овуляции, второй — 14 дней спустя.
Примерно 125 женщинам и 125 мужчинам после показали обе фотографии всех женщин и спросили, на какой из них женщины выглядели более привлекательными. Женщины на снимках, сделанных в момент овуляции, выбирали приблизительно 51–59% опрашиваемых, причем женщины были более чувствительны к восприятию отличительных черт женщин в такие моменты. Хотя процент проголосовавших за привлекательность женщин в дни овуляции и превалировал, столь незначительный перевес в 1–9% не может давать однозначного ответа относительно оценки привлекательности по критерию внешности лица.
Робертс еще не знает, по каким критериям мужчины определяют привлекательность лица женщин. «Цвет и состояние их кожи могут быть важны», — говорит он. Предыдущие исследования показали, что тон кожи становится светлее в момент овуляции. «Но может быть больше факторов; мы должны изучить их», — говорит он.
Несколько женщин изменили свои прически в период между снимками, так что Робертс задался вопросом, играло ли это роль в решениях оценивающих привлекательность. Для выяснения этого вопроса ученые сделали компьютерный монтаж и сделали все прически на снимках женщин однотипными.
Повторный показ снимков мужчинам ничего не изменил в их оценке. То есть прическа не оказывала большого влияния для оценки внешности женщины, по мнению мужчин. Но, в то время как женщины все еще более точно выбирали фото женщины в момент овуляции, при показе им снимков с компьютерным монтажом замаскированных причесок качество выявления снизилось.
«Данные результаты показывают, что мужчины и женщины полагаются на различные критерии оценок, чтобы судить о привлекательности другой женщины», — говорит Робертс.
Женщины очень чувствительны к оценке женских циклов, в том числе и у других женщин. Исследования других ученых показывают, что женщины предпочитают мужчин-«самцов» в моменты своей овуляции. В другое же время они предпочитают другие критерии, которые связаны с большими социальными возможностями и заботой (ухаживанием).
Более ранние исследования говорили о том, что мужчины могут использовать различные критерии при оценке привлекательности в момент овуляции — например, запах женского тела. Другие наблюдения показали, что уши женщины и груди фактически становятся более симметричными в дни овуляции, что придает им большую привлекательность.
Судя по всем собранным данным, существует некое суммарное влияние на все черты характера, внешности и поведения женщины, которые в моменты овуляции изменяются в комплексе так, что женщина в эти дни становится наиболее привлекательной.
Физическая привлекательность для женщин этого возраста является более значимой, чем для мужчин, поскольку успешность женщины больше зависит от ее способности вступать в прочный союз с мужчиной, в то время как успешность мужчины определяется его личными достижениями.
В социальном плане привлекательная женщина может рассчитывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем столь же привлекательный мужчина.
Проведенное немецкими учеными исследование показало, что рассматривание женской груди очень полезно для здоровья мужчин. В течение пяти лет исследователи наблюдали за 200 мужчинами, и оказалось, что те из них, кто наслаждался разглядыванием пышногрудых красоток, имели в результате более низкое кровяное давление, более спокойный пульс и были менее подвержены сердечным заболеваниям по сравнению с теми мужчинами, которые не смотрели на женскую грудь ежедневно.
Доктор Карен Везерби, проводившая исследования, написала в «Медицинском альманахе» Новой Англии следующее: «Всего лишь 10 минут наблюдения прекрасных женских форм равноценны 30-минутной тренировке по аэробике. Сексуальное возбуждение улучшает сердцебиение и циркуляцию крови».
Наиболее важными для оценки своей привлекательности у юношей являются рост, телосложение, бедра, ширина плеч и рот; у девушек — лицо, талия, грудь, рот и зубы. Способствуют сексапильности женщин чувственные губы, большой, «пышный» бюст при тонкой, «осиной» талии, красивые стройные ноги, легкая дружелюбная улыбка, а также приятный грудной голос.
Размер женской груди является одним из важных атрибутов сексапильности [313], однако психологи не выявили устойчивых предпочтений в ее размерах, хотя более привлекательными мужчины и женщины считали грудь среднего и маленького размера[5] [326; 410]. По другим данным [331], мужчины отдавали предпочтение большой груди, а женщины — маленькой. Однако большая грудь считается привлекательной только на фоне стройной фигуры женщины [325; 447]. И опять-таки многое зависит от той или иной культуры. В Китае, например, вообще не принято демонстрировать наличие женской груди. М. Л. Бутовская [31] пишет, что у народов Северного Кавказа (дагестанцев, карачаевцев, черкесов и др.), калмыков и некоторых народов Центральной Азии маленькая грудь считалась более привлекательной, чем пышная. У калмыков развитая грудь считалась признаком некоей скороспелости, сверхразвитой чувственности и даже более того — симптомом распутства. Поэтому всем девочкам без исключения с малолетства надевали в качестве нижней одежды тугой лиф (кожаный корсет на шнуровке), препятствовавший росту молочных желез. Его не снимали ни днем ни ночью до тех пор, пока девушка не вступала в брак. В ритуал первой брачной ночи входило развязывание узелков корсета: жених собственноручно производил данную процедуру и символически высвобождал чувственность избранницы. В русской и украинской культурах, напротив, именно полная грудь в сочетании с «гибким станом» виделась одним из наиболее привлекательных атрибутов женской красоты, который не скрывался, а скорее подчеркивался в девичьей одежде.
Многое зависит от моды: в 20-х гг. прошлого века пропагандировались плоские фигуры, в 1960-х — наличие у женщин большой груди [456]. Вообще же женская грудь при оценке сексапильности занимает лишь третье место после веса тела и фигуры [327].
Отношение к параметрам женской фигуры в разные эпохи было неодинаковым (рис. 5.1).
Девушек, имеющих претензии к своей внешности, в основном не удовлетворяют (в порядке убывания значимости) волосы, вес[6], одежда и фигура; юношам же не нравится в собственной внешности одежда, затем лицо, волосы и вес.
Особое место в определении сексапильности женщин занимают бедра и ягодицы, являющиеся всегда предметом мужского интереса, и потому женщины включают эти части тела в сексуально-фасцинативный[7] язык кокетства. Древние греки посвящали этой части женского тела даже скульптуры, то есть публично зафиксированное в камне поклонение. Свидетельством тому может служить статуя, получившая в искусствоведении название «Венера Каллипига» («Венера Прекраснозадая»)[8].
Почему же эта часть женского тела так притягивает мужской взор?
Очевидно, упругие, развитые ягодицы создают, во-первых, телесную гармонию, а кроме того, свидетельствуют о телесном здоровье и, следовательно, о высокой способности такой женщины к воспроизводству рода. Поэтому упругость, округлая форма и достаточная величина ягодиц являются для большинства мужчин сексуальной доминантой, очаровывающей безотчетно, подсознательно. У некоторых мужчин погоня за «каллипигой» становится чуть ли не манией.
В результате стремления к искусственной красоте женщины сами же разрушают ком-поненты этой красоты. Ведь нарушение обмена веществ и функционирования пищева-рительной, иммунной, эндокринной систем организма приводят к преждевременному старению кожи, выпадению волос, ломкости ногтей и прочим неприятностям.
Не случайно в последние годы женщины, по-видимому, осознав назначение ягодиц в своей сексапильности, от погони за «желанной для мужчин большой грудью» (образец — Памела Андерсон) перешли в погоню за «попками, как у Дженнифер Лопес». В США ягодицы Лопес настолько стали символом сексапильности, что началась массовая коррекция женщинами всех возрастов своих ягодиц с помощью пластических операций.
Что делает женщину сексуально привлекательной:
Одежда. Самая выгодная одежда для знакомства и флирта — это платье. Почти все мужчины считают платье либо очень сексуальным, либо довольно привлекательным. Да и сексуальные женщины говорят, что для первого свидания с мужчиной, который для них важен, выбрали бы платье. Однако не отвергается и костюм. Больше половины мужчин находят костюм исключительно сексуальным. Привлекают мужчин и джинсы в обтяжку, короткие юбки, облегающие костюмчики и отсутствие бюстгальтера. Абсолютное большинство мужчин высказывается против свободной, балахонистой одежды женщин и накладных плечей.
Женщины в красных, оранжевых и белых нарядах вызывают у мужчин больший сексуальный интерес, чем женщины в синем или желтом. Больше всего мужчинам не нравятся коричневый, зеленый, розовый, бежевый, цвет загара. Возможно, это связано с тем, что одежду коричневого и бежевого цвета носят сами мужчины.
Американские ученые из Университета Рочестера нашли научное доказательство расхожей истины о том, что красный цвет в одежде женщины — лучший способ привлечь внимание мужчин. Исследование психологов появилось в журнале «Личность и Социальная Психология» (Journal of Personality and Social Psychology).
В эксперименте ученых приняли участие 100 аспирантов. Они должны были не просто оценить привлекательность и сексапильность женщин на фотографиях, но и рассказать, как они потратят сумму в 100 долларов в случае назначения гипотетического свидания. Участникам эксперимента показывали фотографию, на которой блузка женщины была красной или синей. При этом на обоих изображениях была одна и та же женщина.
Как показало исследование, женщина в красной блузке либо с красным контуром по краям фотографии казалась мужчинам гораздо более привлекательной и желанной, чем та же самая женщина, но с другими расцветками одежды. Психологи объясняют данное явление примитивными инстинктами мужчин, а не изысканностью женщин. Дело в том, что в природе красный служит оружием соблазнения: например, бабуинов и шимпанзе привлекают самки, демонстрирующие красные цвета.
Стоит отметить, что красный цвет воздействует на мужчин только в связи с восприятием сексуальной привлекательности женщин и никак не отражается на таких характеристиках, как интеллект, доброта или миловидность.
Что же касается узоров и рисунков на одежде, то наиболее сексуально привлекательно выглядят округлые фигуры и растительные мотивы. Мужчин особенно возбуждают узоры в виде колец. Рисунков же в полоску, в горошек, острых игольчатых фигур лучше избегать.
Мужчин волнует черное кружевное белье, оставляющее большую часть женского тела неприкрытым. Чулки и колготки телесного цвета зрительно укорачивают ноги, а черные чулки со стрелкой, напротив, их удлиняют.
Обувь. Многие женщины недооценивают этот предмет сексапильности. Между тем туфли могут играть определенную роль в создании образа сексапильной женщины. Мужчинам импонируют больше всего туфли-шпильки, потому что каблуки изменяют походку, делая ее более сексуальной. Усиливают сексапильность плотно прилегающие туфли с открытым носом или глубоко вытянутые, с узким острым носом, а также обувь яркого цвета, например красные лакированные туфли.
Туфли на высоком каблуке как бы удлиняют ноги, но только при высоте каблука до семи сантиметров. Более высокий каблук создает противоположное впечатление.
Прическа. Мягкие, летящие и свободно струящиеся волосы придают женщине сексапильность, в то время как слишком аккуратная прическа снижает сексапильность. Мужчинам нравятся у женщин длинные волнистые волосы и предпочитают блондинок.
Макияж. Косметические средства способствуют сексапильности женщин, однако слишком неумеренное использование косметики отталкивает мужчин. Они предпочитают, чтобы женщина выглядела так, как будто она почти не накрашена. Половине мужчин нравится, когда женщина вообще не красится.
Мужчины категорически против тонального крема («Тогда кажется, что у женщины шея не от этого лица…»), обведенных в черные кружки глаз и бровей, плавно переходящих в уши. Маникюр не имеет значения, важно лишь, чтобы руки были ухоженными. Не нравятся мужчинам слишком длинные ногти и покрашенные в экстравагантные цвета.
Телодвижения и позы. «Виляющая бедрами» походка[9], высоко и гордо поднятая голова, развернутые плечи, уверенные движения усиливают сексапильность женщины. У женщин несексапильной походку делают широко расставленные ноги, ступни, находящиеся далеко друг от друга, на расстоянии больше 7–14 сантиметров. Поставив ноги ближе друг к другу, можно усилить сексапильность.
Сексапильная женщина сидит раскованно, свободно, расслабившись и при этом полна чувства собственного достоинства. Способствуют сексапильности скрещивание ног в позе сидя, снятие туфель в обществе других людей.
Ученые из Массачусетского университета (США) изучили рейтинг женских признаков сексапильности глазами современных мужчин. На первом месте — спортивная фигура, ладно скроенная и более плотная предпочитается худышкам, затем — чувственный рот, высокая грудь (больше нравится грудь в позднем подростковом периоде и сразу после достижения девушками двадцатилетия), длинные стройные ноги, талия и бедра (соотношение объема талии к объему бедер должно равняться 0,7).
Американский антрополог Элизабет Кэшден (E. Cashdan) изучила 37 типов женских фигур и пришла к выводу, что предпочитаемые мужчинами фигуры в виде песочных часов или груши реже встречаются у женщин, вынужденных самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. По данным медицинских исследований, обладательницы соблазнительных изгибов реже страдают бесплодием и хроническими заболеваниями. Мужчины, выбирая партнершу, предпочитают женщин, у которых отношение объема талии к объему бедер составляет 0,8 или меньше.
5.4.Сексапильные жесты (прихорашивание)
Прихорашивание женщин. Для женщины в этом случае характерно следующее использование частей тела:
Руки:
• движение рукой, чтобы поправить одежду, прическу, пригладить волосы или просто коснуться их;
• периодическое обнажение запястий рук и бессознательная (или осознанная) их демонстрация. Женщина, заинтересованная в потенциальном сексуальном партнере, будет периодически показывать ему гладкую нежную кожу своих запястий. Область запястья всегда считалась одной из наиболее эрогенных зон. Когда женщина говорит с мужчиной, она старается держать ладони в его поле зрения. Курящим женщинам не представляет никакого труда демонстрировать мужчине этот дразнящий жест во время курения;
• поглаживание предмета цилиндрической формы. Такое поглаживание сигареты, ножки бокала для вина, пальца или любого длинного предмета цилиндрической формы является неосознанным дамским намеком на то, что может быть на уме.
Ноги:
• покачивание бедрами сильнее обычного, чтобы подчеркнуть прелести таза и ягодиц;
• в положении сидя, медленное разведение и скрещивание ног, а затем выпрямление их, поглаживание руками икры, колени, бедра;
• раздвинутые ноги независимо от положения женщины. В положении стоя ноги расставлены несколько шире, чем когда мужчины нет в поле зрения. Женщина, занимающая сексуально-оборонную позу, сидит с крепко сжатыми скрещенными ногами все время;
• в положении сидя одна нога подогнута под себя. В этом случае женщина сидит, подогнув одну ногу под другую и направив острие колена на того человека, к которому она проявляет интерес. Это очень свободная поза, исключающая всякие формальности и дающая возможность кокетливо обнажить колени;
• перекрещенные лодыжки;
• медленное закидывание ноги на ногу и медленное возвращение;
• покачивание туфлей на кончиках пальцев, которое как бы говорит мужчине: «В вашем присутствии я чувствую себя уютно». Поигрывание скинутой туфелькой также говорит о свободной позе, и фаллическое ныряние ноги в туфельку и выныривание из нее настолько сексуально, что может свести многих мужчин с ума.
Бюст:
• расправленная грудь.
Голова:
• периодическое вскидывание головы; встряхивание волосами. Делается резкое движение головой, чтобы отбросить волосы с лица или плеч на спину. Даже женщины с короткой стрижкой могут использовать этот жест;
• взгляд на себя в зеркало в присутствии мужчины, верчение перед ним, даже если она разговаривает по телефону;
• взгляд искоса из-за приподнятого плеча. Округленное приподнятое плечо является имитацией своей собственной груди;
• интимный взгляд, а также взгляд немного искоса, украдкой в сочетании с улыбкой. Слегка опустив веки, женщина смотрит на мужчину до тех пор, пока он не заметит ее взгляда, а потом быстро отводит глаза в сторону. Это дает завораживающее ощущение подглядывания и дразнящий намек на то, что за тобой украдкой подглядывают. Это ощущение может «воспламенить» практически любого нормального мужчину;
• слегка приоткрытый рот, влажные губы. Он рассчитан на то, чтобы символически изобразить женские половые органы. Губы увлажняются слюной или с помощью косметики. Использование губной помады является способом, тысячелетиями используемым для имитации покрасневших половых губ сексуально возбужденной женщины.
Следует иметь в виду, что мужчины с трудом понимают эти сигналы женщин. Поэтому овладение такими жестами может не дать ожидаемого эффекта.
Жесты «прихорашивания» мужчин:
• взгляд не останавливается на лице, а скользит по всему телу партнерши (интимный взгляд);
• ноги широко расставлены независимо от того, стоит мужчина или сидит;
• подбородок двигается вверх-вниз;
• ладони лежат на бедрах;
• большие пальцы заткнуты за ремень (пояс) или торчат из карманов пиджака, брюк, куртки;
• рукой поправляет волосы, галстук, воротник рубашки, лацканы пиджака, дотрагивается до горла;
• плечи распрямлены;
• в положении сидя ноги вытянуты.
Общими для мужчин и женщин сексуальными жестами являются:
• закладывание больших пальцев за пояс или сумочку, в карманы;
• носок ноги, колено и корпус тела повернуты в сторону объекта интереса;
• одна или обе руки на бедрах;
• ноги расставлены шире, чем обычно;
• продленный интимный взгляд;
• учащенный контакт глаз (более двух третей времени общения);
• взгляд искоса, украдкой;
• расширение зрачков;
• общее оживление, повышение мышечного тонуса, выпрямление тела;
• копирование жестов объекта интереса.
Указанные сексуальные сигналы демонстрируются нескольким потенциальным партнерам, и регистрируются их ответные сигналы. Часто из возможных партнеров выбирается тот, кто делает больше жестов прихорашивания.
Кокетничанье. Кокетство — это поведение с целью заинтересовать собой (в том числе и в качестве объекта сексапильности) субъекта противоположного пола. Говорят, что кокетничанье — это проявление женской натуры. Ф. де Ларошфуко (XVII в.) писал, что женщине легче преодолеть свою страсть, нежели свое кокетство. И Кант видел в этом средство, способствующее продолжению рода.
Кокетничанье состоит из соответствующей манеры одеваться, из многообещающих взглядов, призывных жестов, волнующей походки. В результате такого поведения происходит суммирование раздражителей, вызывающих у партнера высокий уровень сексуального напряжения.
Кокетство — это умение привлечь к себе внимание и проявить интерес к партнеру. Привлечь к себе внимание — это еще половина дела. С этим многие женщины успешно справляются. Труднее проявить интерес к партнеру. Мудрая кокетка знает, что главное в искусстве кокетства — показать мужчине свое восхищение им. Ненавязчивый комплимент, тактичный вопрос, умелая похвала, мудрое молчание — вот самые эффективные инструменты опытного кокетства.
Шесть главных правил кокетства
1. Настоящее кокетство не должно быть наигранным, поэтому проявите все свои артистические способности.
2. Не нужно кокетничать, если вам 15 или 45, это будет выглядеть нелепо.
3. Не распыляйте свои способности на всех подряд, отдавайте предпочтение тем, кто действительно вам нравится.
4. Не переигрывайте с безразличным отношением к происходящему, будьте и добры, и непреклонны, для того чтобы не оттолкнуть мужчину.
5. Существует такой тип мужчин, который не приемлет женских игр, такие штучки могут показаться для него сродни непостоянству, и если мужчина очень понравился вам, то повремените с кокетством.
6. Почаще открывайте свои душевные эмоции, взгляды, интересуйтесь чем-то новым, иначе вас не захотят разгадывать и сочтут за пустую куклу, хоть и привлекательную. Женщина должна быть не только красивой, но и внутренне интересной.
[1] Редкий пример мужской сексапильности — Элвис Пресли. Он пользовался бешеным успехом у женщин, еще не будучи известным, а когда стал знаменитостью, был принят за образец множеством мужчин. Даже молчащий, в плохом состоянии тела и духа, Пресли оставался самым заметным, самым ярким объектом внимания.
[2] Мэрилин Монро, у которой грудь была общепризнанным эталоном, имела насчет этого массу комплексов и страховала свою грудь отдельно на миллион долларов.
[3] Насчет кокетства как выражения сексапильности имеются разные точки зрения. Некоторые, считающие сексапильность врожденным качеством, полагают, что нельзя сексапильность путать с кокетством, заманиванием мужчин, искусственным поведением женщины. Именно подражательницы превращают сексапильность в театрализованное действие, в котором легко просматриваются нарочитость, искусственность, даже пародия.
[4] Не случайно пациентами клиник косметической хирургии на 90% являются женщины [281].
[5] А грудь ее была кругла, —
Казалось ранняя зима
Своим дыханьем намела
Два этих маленьких холма.
Р. Бернс. «Ночлег в пути»
[6] В результате опроса, проведенного Университетом Цинциннати в 1984 г. среди 33 тысяч женщин, выяснилось, что 75% женщин в возрасте от 18 до 35 лет считают себя полными, между тем как только 25% из них, согласно медицине, превышали необходимый вес, а 45% женщин, вес которых был ниже необходимого, посчитали, что они слишком полны. Для похудения они занимаются изнурительными физическими упражнениями и принимают слабительные средства, чтобы предотвратить всасывание пищи в кишечнике, или просто не едят. Если в 1920 г. женщина ростом 168 сантиметров в идеале должна была весить 60 килограммов, то сегодня, чтобы соответствовать модным канонам, она должна весить 50 килограммов. В результате в организме манекенщиц и актрис содержится менее 10% жиров от общего веса тела, между тем как по медицинским нормам необходимо наличие 22–26% жиров. Жировая ткань выполняет в организме важные для здоровья функции. Во-первых, это запас энергоисточников «на черный день». Во-вторых, это депо жирорастворимых витаминов. В-третьих, это мощный гормональный преобразователь. В жировой ткани синтезируются эстрогены, играющие большую роль в поддержании репродуктивной функции женщины, а также отвечающие за эмоциональное состояние и продолжительность жизни.
[7] Фасцинация — приковывание, привлечение внимания; очарование, обаяние.
[8] Скульптуру Венеры Каллипиги можно узреть на Большом каскаде фонтанов в Петродворце.
[9] Походка является чрезвычайно важной характеристикой сексапильности, особенно для женщин, и секс-символ своей эпохи голливудская киноактриса Мэрилин Монро об этом хорошо знала. Злые языки объясняют ее знаменитую походку двумя возможными причинами: одни говорят о врожденном дефекте — якобы у нее одна нога была короче; другие утверждают, что Монро сознательно подпиливала каблуки у туфель.