Феликс Шайнбергер «Акварельный скетчинг. Как рисовать и рассказывать истории в цвете»
В моде или нет?
Слово «акварель» обычно ассоциируется с сентиментальными пейзажами и живописными руинами. Благодаря работам живописцев XVIII и XIX веков акварель стала серьезным художественным материалом, но сегодня к ней почему-то относятся отрицательно. Целое поколение художников считает ее уделом любителей.
Но акварель — не просто любительские краски, она требует предельной сосредоточенности и огромного опыта. Она не прощает ошибок, а хороший результат получается лишь тогда, когда рука художника тверда. В акварельной живописи всегда есть доля неопреде- ленности. Этот материал учит нас видеть. Благодаря ему художники вышли из студии на природу, ведь акварель избавила их от необходимости таскать с собой тюбики, мольберты и холсты. Достаточно красок в коробочке и листа бумаги. Даже сейчас акварель позволяет уйти из мастерской с компьюте- ром, бесконечными проводами и зарядками.
Акварельная живопись — не просто техника, а почти стиль жизни. Эта краска всегда делает то, что ей нравится. Отчасти она своевольна, даже анархична. Для меня ключ к акварельной живописи — баланс свободы и контроля. По-настоящему хорошие картины выходят тогда, когда удивляют нас, открывая то, что мы уже думали или чувствовали, но не могли четко выразить. Если немного поступиться контролем над процессом, свойства акварели начнут работать на нас.
У этой книги две цели: научить вас технике акварельной живописи и рассказать о цвете. Здесь вы не найдете инструкций в стиле «рисуем небо за четыре шага». Искренне сомневаюсь, что прочесть самоучитель полезнее, чем просто нарисовать небо. А если набегут тучки? Эта книга рассказывает об азах акварельной живописи, которые вы сможете применять для своих целей.
Мне кажется, учиться рисовать — все равно что учиться играть на гитаре. Нужно освоить аккорды, а уж какую песню исполнить — решать вам.
И не волнуйтесь из-за цвета: все, что нам нужно знать, таится в маленькой коробочке с красками.
Здесь мы не задаемся вопросом, насколько серьезна акварельная живопись. Акварель не знает границ. Это самобытный и свободный творческий инструмент. Благодаря ей нашей студией становится весь мир.
КАРТИНА ДЛЯ ИМПЕРАТОРА
А начнем мы с древнекитайской легенды. Однажды к известному художнику прибыл посланник от императора.
Он сказал, что правителю угодно получить картину с изображением петуха. Художник сразу предупредил, что это займет некоторое время, ведь хорошие картины не пишутся быстро. Зная, что боги не наделили императора терпением, гонец дал художнику две недели.
По истечении срока он вернулся и спросил, где петух. Художник ответил, что все еще работает над картиной. Посланник рассердился, но дал еще неделю, поскольку знал, что перед ним великий мастер. Художник клятвенно обещал, что через неделю петух будет готов. Однако, когда истек и этот срок и гонец снова появился на пороге, картина не была готова. Посланник бранился и кричал,
но ничего не мог поделать. Художник попросил еще неделю.
Но император не привык ждать. Через неделю он сам явился к художнику со всей своей свитой.
Он спросил, готова ли картина. Художник поднял голову и ответил, что теперь наконец-то готова.
А затем, на глазах у изумленных зрителей, взял чистый лист, кисть и краски — и нарисовал петуха.
Ошеломленный император гневно потребовал ответа: как посмел художник держать повелителя в ожидании, когда петуха можно было нарисовать в мгновение ока? Художник не утратил присутствия духа. Он поднялся с места и открыл дверь в соседнюю комнату. И тогда все увидели,
что пространство размером с мастерскую от пола до потолка было заполнено набросками, эскизами и скетчами петуха, которого художник только что написал для императора.
Эта легенда имеет прямое отношение к акварели. На то, чтобы разобраться в тонкостях техники, нужно время, но само рисование — очень быстрый процесс. Акварель — моментальное средство. И неважно, сколько времени займет создание конкретной картины, следует уделять внимание практике и освоению техник.
Я понимаю, что читатели наверняка ждали иного совета от пособия по акварельной живописи, нацеленного на быстрые и яркие результаты.
Но не стоит недооценивать опыт древнекитайского художника. Даже он стал великим мастером не за один день. Мы начнем путь вместе и будем двигаться так быстро, насколько это возможно.
ГУММИАРАБИК
Где растет акварель?
Там, где растет акварель, очень жарко, а главная ценность — вода.
Климат Судана — один из самых суровых в мире. В этом полупустынном регионе на северо-востоке Африки бушуют песчаные бури, а воздух раскаляется до 50 °С.
Именно здесь, в сердце Судана — в областях Кордофана, Кассалы и Дарфура, — добывают вещество, из которого изготавливают акварель.
Чтобы понять, как действуют краски, нужно сперва разобраться, откуда они берутся. Акварельная краска — одна из древнейших. Ее ключевой ингредиент — желтое вещество, похожее на янтарь, которое попадает на наши палитры из далекой и жаркой пустыни. Но обо всем по порядку.
Краска начинается с пигмента — порошка- концентрата, определяющего ее цвет. Пигменты бывают растительными, минеральными, имеющими в составе металлы или их оксиды. Красители смешиваются из сотен органических и неорганических веществ, которые изначально находятся в форме порошка и тем самым задают задачку художнику: ведь порошок сам по себе не липнет к основе (холсту или бумаге).
Чтобы стать краской, пигменту нужно связующее вещество, которое удерживает все компоненты
и закрепляет их на основе после высыхания.
За многие века художники нашли несколько решений этой проблемы. В Средневековье пигменты смешивали с яичным желтком, получая темперу. В эпоху Возрождения для создания масляной краски использовалось вываренное льняное масло.
Типы красок различаются именно связующим веществом. Сам пигмент в акриловой и масляной краске, в цветных карандашах и восковых мелках один и тот же.
Акварельные краски делаются из гуммиарабика — камеди, или вязкого древесного сока маленьких колючих деревьев: акации сеяльской (Acacia Seyal) и акации сенегальской (Acacia Senegal), растущих в Судане. Кору акации надрезают сверху вниз; выступивший млечный сок собирают, высушивают, а затем толкут, превращая в порошок. В качестве связующего вещества гуммиарабик используют с давних времен. Древние египтяне применяли его для мумификации, а китайцы добавляли в тушь для письма.
Для изготовления акварели неровные кусочки застывшей смолы медового цвета растирают в порошок и растворяют в теплой воде, а затем добавляют порошковый пигмент. Сегодня эту краску делают почти так же, как тысячу лет назад, поскольку синтетического аналога гуммиарабику до сих пор не найдено.
Гуммиарабик — вещество уникальное.
Он прозрачен и отражает свет. Это улучшает качество цвета. Высохший гуммиарабик водорастворим. Кроме того, он не токсичен.