Гарр Рейнольдс «Презентация в стиле дзен. Основы дизайна для тех, кто хочет выступать лучше»
1
Дизайн имеет значение
Уроки презентации и дизайна окружают нас даже в том, что кажется отвлеченным, как, например, красиво приготовленные блюда японской кухни. Несколько лет назад в один из дней поздней осени я с другом прогуливался по Тецугаку-но-Мичи (Тропе философа) в Киото. После прогулки мы зашли в местный ресторан попробовать традиционную еду Страны восходящего солнца. Японское кулинарное искусство называется васёку. Иероглифы, обозначающие это слово, буквально переводятся как «гармония» и «пища»: гармония — безусловно, ключевой принцип японской традиционной кухни.
В Японии еда не просто питание — это переживание. Несмотря на то что этот конкретный ресторан не был каким-то особенным или незаурядным, я, как обычно, впечатлился способом подачи пищи. Все думал: как презентация может быть настолько содержательной, практически лишенной декоративных и несущественных элементов? Очевидно, оформление блюда имеет значение.
Васёку исходит из простых принципов, которые гармонизируют и уравновешивают пищу и эстетику. К примеру, принцип го шики (пять цветов) означает, что еда бывает разных цветов: красного, зеленого, желтого, черного и белого. Это не только гарантирует наличие всего спектра питательных веществ, но и привлекательно выглядит. Принцип го кан (пять чувств) говорит о том, что повар думает не только о вкусе и питательности еды, но и о том, какова она на осязание, как звучит, пахнет и, конечно, выглядит. Внешний вид блюда во многом влияет на восприятие вкуса. «Мы питаемся внешним видом еды в не меньшей степени, чем самой едой», — говорит Джон Дайдо Лури в книге «Дзен творчества» (The Zen of Creativity).
Другие руководящие принципы васёку — это го ми (пять вкусов), выражающий стремление к балансу вкусов; го хо (пять способов), поощряющий разнообразные способы приготовления пищи, и го кан мон (пять точек зрения), очерчивающий эмоции, которые стоит проявлять во время трапезы. В Японии искусство представления окружает вас повсюду и иногда проявляется в довольно неожиданных сферах.
Если мы откроем глаза и разрешим себе думать по-новому, сможем извлечь урок из всего окружающего. Подобно дизайнеру, человек, занимающийся васёку, руководствуется принципами, которые помогают принять продуманные решения: что включить, а что исключить. Ингредиенты зависят от множества факторов, в том числе от сезона и простого случая. Пропорции тщательно измерены и сбалансированы. И, что важнее всего, элементы выбраны и визуально расположены таким образом, чтобы находиться в равновесии и гармонии с точки зрения клиента.
Баланс, гармония, сдержанность, простота и естественность — вот некоторые из основополагающих принципов васёку. Их мы можем применить к дизайну и искусству презентации вне кулинарного мира. Дизайн имеет значение.
Для кого эта книга
Тем из нас, кто не получил специального образования, мир проектов и графического дизайна может показаться загадочным. Нам нравится видеть это, но не хватает визуальной грамотности, чтобы выразить свои мысли, не говоря уже о попытке создать такие проекты самим. Когда дело доходит до визуального общения, у многих обнаруживается пробел в образовании. Эта книга призвана помочь лучше разобраться в дизайне, чтобы использовать его для выражения ваших идей на работе и вне ее. Одна из форм общения на уровне — презентация со слайдами, ее мы и будем здесь изучать.
Эта книга не для профессиональных дизайнеров. Она предназначена для других профессионалов: педагогов, бизнесменов, руководителей организаций и даже студентов — всех, кто признает, что в наше время все больше ценятся знание дизайна и владение навыками визуальной коммуникации. Цель книги — повышение осведомленности о визуальной коммуникации по отношению к мультимедийным презентациям. После прочтения этого издания вы сможете:
1) понимать базовые идеи графического дизайна, что позволит более эффективно работать
с профессиональными дизайнерами;
2) создавать отличные наглядные материалы;
3) лучше доносить до зрителей идеи своих презентаций.
Вы сможете создавать более совершенные визуальные презентации и, что еще более ценно, применять принципы, о которых узнаете, в других областях, где важна визуальная коммуникация.
Это новый визуальный мир
Инструменты — привычное дело, но этого же сказать о знаниях нельзя. В прошлом инструменты для создания высококачественных графических и мультимедийных презентаций имелись лишь у избранных. Сейчас они доступны практически любому обладателю компьютера. Однако даже владение аппаратными и программными средствами и умение обращаться с ними не делает из вас дизайнера. Есть множество школ и учебных центров, в которых вас научат пользоваться техническими средствами, что на самом деле довольно просто. Но в них, за редкими исключениями, не преподают концепции искусства композиции и основы графического дизайна.
Мы должны сосредоточиться не на инструментах и методиках, а на принципах и составных элементах визуальной коммуникации, улучшающих дизайн, работающих вне зависимости от применения или неприменения цифровых инструментов. Без знания основных принципов визуальной коммуникации очень легко позволить программным шаблонам направить вас туда, где вы не хотите оказаться. В мире презентаций большая часть того, что проходит через конференц-залы и классные комнаты, — просто набор переработанных маркеров, корпоративных шаблонов, графических вставок и кажущихся случайными диаграмм и графиков. Эти самые диаграммы и графики нередко чересчур перегружены деталями, поэтому не передают информацию эффективно, или же слишком расплывчаты, поэтому роль отдельного документа выполнять не могут.
К новому типу грамотности
В XXI веке и квалифицированному специалисту, и студенту необходим высокий уровень мультимедийной грамотности. Современные инструменты остаются актуальными в течение одного или нескольких дней, месяцев, поэтому поистине ценно понимание основ визуальной коммуникации. Джордж Лукас считает, что обучение навыкам визуальной коммуникации, или мультимедийной грамотности, должно стать неотъемлемой частью школьной программы. Он уверен: то, что мы обычно называем «искусством», должно преподаваться на регулярной основе, а на уроках по информационному взаимодействию объяснять ученикам возможности практического применения графики, музыки, изобразительного искусства и языка — чтобы рассказать историю, продать идею, убедить, озадачить и т. д.
В интервью образовательному фонду Edutopia в 2012 году Мартин Скорсезе сказал, что сейчас люди — особенно молодые — должны понимать силу дизайна и визуальной коммуникации. «[Молодые люди] должны знать, как визуально выражать идеи и эмоции, — говорит он. — Мы должны обучать людей моложе нас использовать этот весьма мощный инструмент… потому что знаем, какое влияние может оказать изображение, и это можно применить не только в хороших, но и в плохих целях. Кино — и изображения вообще — очень эффективное средство, и мы должны научить молодых людей пользоваться ими… или хотя бы правильно их истолковывать».
В своем бестселлере A Whole New Mind Дэниел Пинк ясно показывает, что дизайн — тот ключевой навык, который необходим специалистам и студентам для развития и «подпитки». «Взращивание восприимчивости к дизайну даже мир может сделать чуточку лучше, — говорит Пинк. — Когда люди становятся более осведомленными о мире вокруг нас и о том, как дизайн и дизайнерское мышление влияют на него, они начинают понимать, что дизайнеры действительно становятся источниками перемен и что дизайн улучшает мир».
Презентации и дизайн
Если ваши идеи имеют значение — если ваши планы по развитию бизнеса или результаты научных исследований достойны того, чтобы о них знали, — значит дизайн и презентация тоже имеют значение. «Чем больше людей знают о вашей идее, тем более влиятельной она становится», — считает бизнес-гуру Сет Годин. Основательно подготовленное устное выступление в сочетании с эффективным использованием визуальных средств и хорошим дизайном — это перспективная возможность распространить ваше послание. Если вы можете хорошо представить свои идеи, то окажете им — и людям, которые их разделяют, — неоценимую услугу. Презентация, конечно, еще не все, но лишь она может сыграть важную роль в передаче вашего сообщения. Когда вы пытаетесь изменить мир, нет никаких оправданий тому, что ваша презентация скучна и плохо проработана визуально.
В книге Designful Company: How to Build a Culture of Nonstop Innovation дизайнер Марти Ноймайер рассматривает случай, когда дизайн внутри организации стал причиной изменений в ней. Он объясняет, как мы можем построить культуру изменений, использующую дизайн, с помощью 16 ключевых рычагов, таких как создание истории, внедрение дизайнерского управления и параллельного мышления в организации, распознавание таланта и креативности и других. Также Ноймайер убежден, что «нужно запретить PowerPoint». Разумеется, он имеет в виду ужасный подход — «казнь с помощью PowerPoint», который нужно заменить более интересным и влиятельным методом презентации. Если у вас есть новаторская компания, на самом деле принимающая дизайн и творческое сотрудничество, стоит отказаться от типичных глупых и безжизненных презентаций, сделанных в этой программе, в пользу интересных историй и бесед — наглядных, простых (но не упрощенных) и запоминающихся. Как говорит Ноймайер, «если бизнес — это фабрика по производству решений, то презентации, которые сообщают об этих решениях, определяют их качество».
Что такое дизайн
Дизайн — это люди, генерирующие идеи, которые улучшают жизнь других людей, — иногда это легко заметить, но зачастую их идеи незаметны. Когда мы разрабатываем дизайн, нужно принимать во внимание то, как другие люди истолкуют наше дизайнерское решение и наши сообщения. Дизайн — это не искусство, хотя элемент искусства в нем есть. Художники в большей или меньшей степени могут следовать творческим порывам и создавать что-либо вне зависимости от того, что хотят выразить. Но дизайнеры работают в сфере бизнеса. Во все времена им приходилось помнить о конечном пользователе и о том, как с точки зрения пользователя лучше решить (или предотвратить) проблему. Искусство само по себе может считаться хорошим или плохим. Хорошее искусство может взволновать людей, даже в какой-то степени изменить их жизнь. Если это произойдет — чудесно. Но хороший дизайн обязательно должен оказывать влияние на жизнь, и неважно, насколько малым оно кажется. Хороший дизайн изменяет вещи.
Когда люди рассуждают о дизайне, они мыслят поверхностно — о том, как вещи выглядят. Но дизайн намного глубже, это больше, чем просто эстетика, хотя хорошо спроектированные вещи, включая графику, чаще всего выглядят эстетично. Да, хорошо продуманные вещи красивы. Но разве это важно? Разве не содержание важнее всего? Дизайнер Дональд Норман, автор книги Emotional Design: Why We Love (or Hate) Everyday Things, высказывает предположение, что хорошо выглядящие конструкции на самом деле работают лучше непривлекательных. Когда речь заходит о физических вещах, таких как интерфейсы и дисплеи, Норман утверждает, что для безоговорочного успеха продукта эмоциональный аспект зачастую не менее важен, чем практические элементы. Слово Норману:
Привлекательные вещи позволяют людям чувствовать себя лучше, а это дает им возможность ощущать себя более креативными… позитивные эмоции чрезвычайно важны для обучения, развития любознательности и творческого мышления.
Если мы говорим о наглядных материалах в презентации, то они не должны содержать ошибок и обязаны быть очень точными. Но визуальные инструменты — нравится нам это или нет — затрагивают нашу аудиторию на эмоциональном уровне. Люди мгновенно выносят суждения о том, выглядит ли что-то привлекательным, заслуживающим доверия, профессиональным, слишком прилизанным и т. д. Это интуитивная реакция — и она имеет значение.