Генри Дженкинс «Конвергентная культура»
Спойлинг
«Последнего героя»
анатомия сообщества Знания
«Последний герой» (2004) — популярное телевизионное шоу канала CBS, фактически открывшее эпоху реалити-шоу — это не только напряженное соревнование между шестнадцатью участниками. Вокруг каждого филигранно выстроенного эпизода ведется масштабная игра в кошки-мышки между создателями шоу и его аудиторией. Каждую неделю долгожданные итоги серии дают пищу досужим разговорам и передаются в качестве новостей даже конкурирующими телеканалами. «Последний герой» — это телевизионное шоу эры Интернета; оно было изначально задумано, чтобы его обсуждали, анализировали, оспаривали, критиковали, делали прогнозы по поводу исхода серий. Победитель «Последнего героя» — одна из самых главных телевизионных интриг. Исполнительный продюсер сериала Марк Бернетт организовывает целые дезинформационные кампании, пытаясь создать эффект дымовой завесы. Небывалые штрафы грозят членам съемочной бригады и актерам, если станет известно, что они замешаны в разглашении результатов. Таким образом систематически нагнетался интерес к порядку выбывания участников из игры, вокруг «последних четырех» (четырех финалистов), и в особенности вокруг «последнего героя» (победителя игры, получающего призовой фонд в один миллион долларов).
Шоу собирает рекордную для телевидения зрительскую аудиторию. В течение первых восьми сезонов «Последний герой» редко не входил в десятку самых рейтинговых телевизионных шоу. Самые преданные фанаты передачи, известные как «спойлеры», шли на экстраординарные меры, чтобы узнать ответы на терзающие их вопросы. Они использовали спутниковые фотографии, чтобы обнаружить основной лагерь. Они просматривали записи эпизодов кадр за кадром, выискивая скрытые подсказки. Они изучили сериал вдоль и поперек, задавшись целью вычислить «последнего героя» — совместными усилиями, — прежде чем создатели объявят его явным образом. Этот процесс они назвали «спойлингом»1.
Спойлинг. Первоначально термин использовался для обозначения информации о телевизионном сериале, которая могла быть неизвестна участникам сетевой дискуссионной площадки. Со временем спойлингом стали называть активный поиск информации, которая до сих пор не была официально представлена на телевидении.
По мнению Марка Бернетта, эта игра между продюсером и фанатами является частью того, что создает «магию» «Последнего героя»:
«поскольку весомая часть нашего шоу до выхода на экран окутана завесой глубочайшей секретности, вполне закономерно, что множество зрителей считают интересным добывать информацию самостоятельно, прежде чем ее объявят официально. Это похоже на взламывание компьютерного кода. моя работа — постоянно держать фанатов в напряжении и все время оставаться на шаг впереди, поэтому отрадно узнавать о хитроумных комбинациях, к которым они прибегают». [1]
На этой волне интереса в игру включился персонаж под никнеймом ChillOne. До того как он внезапно прославился в фанатском сообществе, его считали «луркером» — т. е. пользователем, который никогда ранее принимал участия в онлайн-дискуссиях. ChillOne утверждал, что во время своего новогоднего отпуска в Бразилии в 2003 году он случайно узнал о том, кто будет следующим выбывшим в «Последнем герое» (шестой сезон, Амазонка). Он опубликовал эту информацию в Интернете и в течение нескольких месяцев держал оборону со стороны критиков из сообщества спойлеров, защищая свою репутацию. Некоторые считали ChillOne героем, лучшим спойлером всех времен. Для других он был негодяем, парнем, который все испортил. Как уже говорилось, в эру медиаконвергенции доминирует скорее общественный, нежели индивидуальный режим восприятия. Далеко не каждый потребитель медиа имеет опыт общения в рамках виртуального сообщества, многие обсуждают увиденное со своими друзьями, членами семьи или коллегами на работе. Есть и такие, кто смотрит телевизор в полном одиночестве и тишине. Для большинства телезрителей телевидение обеспечивает материал для бесед с коллегами в рабочий перерыв за стаканчиком воды из кулера. Для многих этот кулер все чаще становится цифровым. Онлайн-форумы обеспечивают поклонникам сериалов площадку, на которой можно делиться мнениями и полезной информацией. В этой главе я собираюсь познакомить читателя с сообществом спойлеров, чтобы лучше понять, каконо работает и какое влияние оказывает на зрительское восприятие популярных телесериалов.
______________
1 Слово «spoil» имеет в английском языке множество значений. В одних случаях его можно перевести как «военная добыча», в других — как «порча».
______________
В центре моего внимания в этой главе логика и этика совместного решения проблем в рамках сетевого сообщества. Меня не столько интересует, кто такой ChillOne и насколько достоверна его информация, сколько то, как на него реагирует интернет-сообщество, оценивая, оспаривая, критикуя и усваивая часть знания, носителем которого он выступает. Меня интересует, как сообщество реагирует на специфический сдвиг в привычных способах производства и оценки знания. В моменты кризисов, конфликтов и противоречий сообщество вынуждено артикулировать те принципы, которыми оно руководствуется.
СПОЙЛИНГ КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Пьер Леви полагает, что в Интернете люди используют индивидуальное экспертное мнение для реализации общих целей и задач: «Никто не обладает всей информацией, каждый знает лишь какую-то часть, цельное знание принадлежит только человечеству». Коллективный Интеллект предполагает возможность виртуальных сообществ извлекать значительную выгоду из суммы частных знаний, которыми обладают ее участники. То, что невозможно узнать или сделать в одиночку, можно реализовать совместными усилиями. Самоорганизация людей в то, что Леви называет «сообществами знания», дает им небывалую коллективную власть в ходе взаимодействия с производителями медиаконтента. Современная культура знаний не может избежать воздействия со стороны товарной культуры, товарная культура не ограничивается национальными и государственными интересами.
Культура знаний. Согласно Пьеру Леви, сообщество, возникающее в процессе распространения и оценки знаний.
Леви предполагает, что коллективный интеллект со временем изменит способы реализации товарной культуры. Он считает крайне недальновидной негативную реакцию некоторых представителей медиаиндустрии на активную позицию пользователей: «Препятствуя автономизации культуры знаний, они ограничивают расширение рынка… лишают его небывалого источника энергии». Леви предполагает, что культура знаний действует подобно «невидимой и неосязаемой машине», обеспечивающей товарный обмен и циркуляцию благ. Новая культура знаний возникла на фоне кризиса привычных форм социального взаимодействия, ослабления географических привязанностей к конкретному месту обитания, дезинтеграции отношений между родственниками и членами нуклеарной семьи и снижения лояльности граждан в отношении национальных государств. В результате возникают новые формы сообщества: они определяются через добровольные, ситуационные, тактические отношения, базирующиеся на совместных интеллектуальных предприятиях и эмоциональных инвестициях. Участники этих сообществ могут мигрировать из одной группы в другую по мере изменения потребностей и интересов, они могут входить в более чем одно сообщество одновременно. Интегрирующим фактором для подобных сообществ является совместное производство знаний и взаимный обмен информацией. Леви считает, что подобные группы «обеспечивают доступ коллективного интеллекта ко всему релевантному знанию, наличному в данный момент». Кроме того, они обеспечивают пространство для «коллективных дискуссий, обсуждений и развития», побуждая участников
искать новую полезную информацию:
«открытые вопросы создают напряжение… формируя ситуации, требующие изобретательности и новаторства».
Леви проводит различие между разделенным знанием — информацией, которая считается истинной, будучи принятой всеми членами группы, и коллективным интеллектом — общей совокупностью частных фрагментов информации, носителями которых выступают отдельные члены группы и которая может быть доступна в качестве ответа на конкретный запрос. Он объясняет это следующим образом:
«Знание некоторого мыслящего сообщества не является более разделенным знанием, так как в один момент времени отдельный человек или даже группа людей не способны обладать всем имеющимся знанием, всеми способностями. Это сущностно коллективное знание невозможно собрать воедино в одном существе».
Всем известны только некоторые вещи, только такие вещи, которые требуются сообществу, чтобы поддерживать собственное существование и реализовывать свои задачи. Все остальное знание распределено между конкретными индивидами, готовыми поделиться информацией, как только представится такая возможность. Но подобные сообщества должны тщательно фильтровать любую информацию, претендующую на статус разделенного знания, так как любая дезинформация чревата ложными обобщениями, ведь каждая новая интерпретация базируется на том, что группа принимает как базовую концепцию.
Спойлинг «Последнего героя» — это пример работы коллективного интеллекта. Каждый поклонник шоу, с которым я беседовал, пришел в «спойлинг» особым путем. К примеру, Шон был знатоком истории, ему нравились сам процесс исследования и процедура оценивания различных интерпретаций. Вэззи была внештатным туристическим агентом, ее очаровали образы далеких стран и экзотических персонажей, показанные в сериях. Что касается ChillOne, то многим казалось, что он просто пользуется случаем покрасоваться.
«Последний герой» предполагает обсуждение происходящего. Он просто так и требует от зрителей различных прогнозов. Исследователь медиа Мери Бет Харлович и математик Майкл В. Троссет описывают роль случайности в управляемых событиях:
«удовольствие от нарратива базируется на желании знать, что случится дальше, на желании открывать и закрывать эту лакуну, снова и снова, пока история не закончится… В „последнем герое“ невозможность просчитать заранее исход серий, и это разжигает желание знать, что произойдет дальше. но заполнение этой информационной лакуны связано с неуверенностью, обусловленной господством случайности… побуждая зрителей делать предположения, „последний герой“ больше походит на лошадиные бега, нежели на художественный нарратив».
В то же время существует также особый род «неуверенности ввиду незнания» — фанатов она раздражает больше всего. Кто-то из мира создателей — к примеру, тот же Марк Бернетт — знает что-то, чего не знают они. Между тем им хочется знать все, что только можно. Все это превращает спойлинг «Последнего героя» в чрезвычайно увлекательное времяпрепровождение. Возможность расширить свое индивидуальное понимание посредством обмена знаниями с другими увеличивает удовольствие, которое доставляют каждому отдельному зрителю попытки «предвидеть непредвиденное», как говорится в одном рекламном проспекте телевизионной компании.
Итак, спойлеры «Последнего героя» занимаются сбором и обработкой информации. В процессе они формируют сообщество знания. В киберпространстве проходят эксперименты с новыми типами знания. Пьер Леви считает, что из подобных игр могут вырасти новые формы политической власти, которые будут развиваться параллельно с уже существующими, порою бросая прямой вызов гегемонии национальных государств или экономической мощи корпоративного капитализма. Леви считает подобные сообщества знания ключевым элементом в развитии демократического понимания гражданской ответственности. Согласно его наиболее оптимистичной оценке, распространенное по всему миру знание представляет собой наилучший способ преодолевать частные раздоры и взаимные подозрения, характеризующие межнациональные отношения в наши дни. Пророчества Леви глобальны и претенциозны: он называет модель коллективного интеллекта «достижимой утопией», признавая необходимость серии локальных экспериментов, чтобы научиться жить в рамках сообществ знания. Леви утверждает, что в данный момент мы переживаем «период обучения», в ходе которого изобретаем и исследуем структуры, на которых будет основываться наше будущее политическое и экономическое существование.
Достижимая утопия. Термин, введенный Пьером Леви для обозначения способов, посредством которых его же идеал коллективного разума может стимулировать усилия по реализации собственных целей.
Только представьте себе информацию, которую смогут собрать фанаты, если им вздумается подвергнуть спойлингу правительство, а не телесети. Позже мы рассмотрим ту роль, которую сыграл коллективный интеллект в американской президентской кампании 2004 года, изучим точки применения сил любителями игр в альтернативную реальность, отстаивающих свои гражданские права и решающих политические проблемы.
Игры альтернативной реальности. Согласно определению Джейн Макгонигал, это «…масштабное интерактивное событие, в котором принимают участие сотни и тысячи игроков. Действие разворачивающееся в онлайнили офлайн-пространстве в течение нескольких недель или даже месяцев. Участники игры общаются между собой, создают социальные сети, сообща разрешают загадки и проблемы, которые невозможно решить в одиночку».
Говоря все это, я вовсе не хочу выглядеть как сторонник старой идеи, согласно которой фанатство является пустой тратой времени, так как оно перенаправляет энергию, которая могла бы использоваться для «серьезных вещей» вроде политики в более тривиальные русла. Напротив, я склонен утверждать, что одна из главных причин, по которой американцы уклоняются от участия в публичных дебатах, состоит в том, что традиционные способы размышлять и говорить о политике делают нас пленниками того, что далее в этой главе будет называться «экспертной парадигмой»: чтобы играть в игру, вы должны сначала стать знатоком правил игры, или, точнее, вы должны разрешить знатокам правил мыслить за вас.
Экспертная парадигма. Согласно Питеру Уолшу, структура знания, в основе которой лежит ограниченный объем информации, доступный для анализа отдельным индивидом. Предполагает наличие экспертного уровня, который индивиды получают в ходе взаимодействия с институтами высшего образования.
Одна из причин притягательности спойлинга заключается как раз в том, что это один из самых демократичных способов производства и оценки знания. Спойлинг — это в буквальном смысле наделение пользователей правами, поскольку он помогает участникам понять, как можно использовать новые типы власти, возникающие в рамках сообществ знания. Впрочем, сейчас спойлинг — это просто очередное пятничное развлечение, представляющее собой коллективную охоту с тысячами участников, взаимодействующих друг с другом в рамках одной глобальной деревни. Игра — это один из методов обучения; в период освоения новых навыков и переориентации подобная игра может иметь гораздо большую ценность, чем кажется на первый взгляд. С другой стороны, игра значима в ее собственных терминах и в ее собственных перспективах. В конце концов, если бы спойлинг не приносил удовольствия, вряд ли кто-то стал им заниматься в конце рабочего дня.
Само понятие спойлинг давно известно, оно возникло с момента появления Интернета. Спойлинг родился в разрыве между временными и географическими характеристиками старых и новых медиа. К примеру, люди, живущие на Восточном побережье Соединенных Штатов, смотрят телепередачи на три часа раньше, чем обитатели Западного побережья. Одни и те же сериалы демонстрируются в разные дни недели и на разных рынках. Американская версия сериалов выходит в Соединенных Штатах на шесть и более месяцев раньше, чем в других странах. Пока люди, проживающие в разных местах, не имели возможности общаться друг с другом, каждая серия воспринималась как нечто совершенно новое. Но как только фанаты вышли онлайн, разница в часовых поясах стала играть весомую роль. Зритель, проживающий на Восточном побережье, мог выйти в Сеть и опубликовать информацию о новом эпизоде, а житель Калифорнии в это время был изрядно раздосадован из-за «испорченного», «заспойленного» эпизода. Так интернет-пользователи начали использовать слово «спойлер» в теме электронных сообщений, чтобы люди сами решали для себя, читать им содержимое или нет.
Со временем фанатское сообщество превратило спойлинг в игру, состоявшую в том, чтобы узнать все, что только можно, еще до того, как эпизод выйдет в эфир. Любопытны временные аспекты этого феномена. Ведь большинство зрителей воспринимают шоу «Последний герой» как нечто, что разворачивается постепенно, неделя за неделей, в режиме реального времени. Шоу организовано таким образом, чтобы создавать впечатление сиюминутности и спонтанности. Участники шоу не появляются на публике, пока не выйдут из игры, и зачастую говорят так, как будто все, что должно произойти на экране, еще не произошло в реальности. Они в праве обсуждать только те моменты, которые уже выходили в эфир. Хотя порою кажется, что они говорят и о том, что может случиться в скором времени. В свою очередь, спойлеры уверены, что все серии уже отсняты. По словам одного поклонника сериала,
«…исход шоу определен много месяцев назад, и теперь все ждут его официального оглашения. небольшая горстка людей, участвовавших в обсуждении, знают этот исход, но предполагается, что они будут держать язык за зубами».
Спойлеры пытаются найти следы последствий предполагаемого решения, выясняя, к примеру, какой из участников больше всего потерял в весе (предполагается, что это свидетельствует о длительном пребывании на лоне дикой природы) или у кого из прибывших из лагеря длиннее борода или перевязаны руки. Они ищут малейшие зацепки, которые помогли бы понять, что на самом деле произошло, а затем суммируют добытую информацию, собирая все эти «маленькие зацепки» в «Большую Картинку». Гандия Джонсон (сезон «Последний герой: Таиланд») считала, что она гораздо умнее фанатских форумов. Она поделилась тем, что считала ничтожными крохами, из которых никто не сможет выудить ни грамма информации. В результате оказалось, что фанатское сообщество, по крайней мере как нечто единое, гораздо умнее ее: с помощью «зацепок» Гандии оно узнало бóльшую часть того, что должно было произойти в последующих сериях. Не так давно новостная бригада взяла интервью у одного из создателей шоу
«Последний герой» на фоне белой доски, на которой был нарисован план событий, составляющих сюжетную линию грядущего сезона.
Сюжетная линия. Структура телевизионного нарратива, в которой различные линии сюжета развиваются в течение многих эпизодов, зачастую целого сезона, а иногда даже всего существования сериала.
Фанатам удалось сделать скриншот этой доски, увеличить его и деталь за деталью реконструировать весь план. В результате они получили дорожную карту следующих серий.
С одной стороны, история сезона «Последний герой: Амазонка» началась еще до того, как на сцене появился ChillOne. Его информаторы из гостиницы Ariau Amazon Hotel уже начинали забывать, что происходило до этого времени. С другой стороны, история еще не начиналась, так как состав участников еще не был официально анонсирован, шоу еще находилось в процессе подготовки, а новые эпизоды должны были выйти в эфир только через несколько недель. В этот момент он опубликовал свой первый пост в ветке «Последний герой — Отстой» («Survivor Sucks»).
ChillOne знал, что в его распоряжении находится сенсационная инсайдерская информация, поэтому он появился там, где обитали самые преданные поклонники сериала: на площадке «Последний герой — Отстой», одном из самых старых и наиболее популярных из онлайн-форумов, посвященных этому сериалу. Название интернетресурса нуждается в некоторых объяснениях, так как совершенно ясно, что его участники были самыми преданными фанатами, отнюдь не считавшие сериал «отстоем». Первоначально «Последний герой — Отстой» был форумом, где публиковались язвительные аннотации, подводящие итоги каждого эпизода. Эти аннотации представляли ценность для людей, которые по каким-то причинам пропустили тот или иной эпизод. Кроме того, сам процесс подведения итогов был вызван желанием обсудить телевизионный сериал, посмеяться над используемыми в нем стереотипами и заявить эмоциональную дистанцию по отношению к происходящему на экране. В процессе обитатели форума открыли для себя «спойлинг», и с тех пор ресурс уже не был тем, чем он был раньше. Так вот, именно здесь — в месте обитания индивидов, которые притворялись, что ненавидят шоу «Последний герой», а в действительности находились от него в глубокой психологической зависимости, — именно здесь ChillOne и опубликовал свою информацию.
Предвидя определенный отклик, он создал отдельную ветвь обсуждения под названием «Спойлеры Каникул на Амазонке от ChillOne».
Скорее всего, даже сам ChillOne не мог себе представить, что его ветвь обсуждений перевалит за три тысячи публикаций и будет актуальна в течение всего сезона. Первый свой пост ChillOne опубликовал 9 января 2003 года, в 19:13:25. К 19:16:40 в ветви появились первые вопросы пользователей. В 19:49:43 один из участников обсуждения предположил, что автор, возможно, как-то причастен к созданию шоу. Через несколько минут другой пользователь высказал предположение, что это фальшивка.
Первоначальный пост начинался достаточно невинно: «Я только что вернулся из Бразилии, где путешествовал по Амазонке… Начну с того, что не знаю ответов на все вопросы или всей информации, касающейся S6 [«Последний герой», Сезон 6], но у меня есть достаточно достоверная спойлерная информация, которой я готов поделиться».
Ознакомиться на сайте издательства