Герман Клейн «Чудеса земного шара. Книга 2. Земная твердь»
Впадины и котловины земной поверхности чрезвычайно многочисленны. Но при больших размерах они становятся заметными для глаза лишь в том случае, если наполнены водою. Некоторые, хотя и немногие котловины так глубоки, что дно их залегает ниже морского уровня. Самую большую впадину такого рода представляет Каспийская низменность. Ее средняя и южная часть заняты Каспийским морем, уровень которого залегает на 26 м ниже уровня Черного моря. Весьма замечательную впадину представляет собою долина реки Иордана (эль-Гор), в которой залегает Тивериадское озеро и Мертвое море. Уровень последнего на 394 м ниже уровня Средиземного моря.
В пустыне Сахара, а также в пустыне Гоби существуют сухие области, залегающие ниже морского уровня.
В Голландии одна равнина площадью почти в 15 км2 лежит ниже уровня Немецкого моря. Она отвоевана у моря человеческими усилиями, и ее постоянно приходится защищать от вторжений воды.
Котловины, наполненные водою, называются озерами. Язык наш чрезвычайно беден выражениями для обозначения таких скоплений стоячих вод. Поэтому одним и тем же словом приходится называть и такие водные пространства, как Каспийское море, и самую мелкую озерную лужу, какие тысячами усеивают склоны Альп на средней высоте. Почти все озера получают свои воды от потоков и рек, текущих по поверхности земли. Обыкновенно, наполнив озерную котловину, эти потоки или реки снова появляются с другой стороны озера. Поэтому озера большею частью бывают проточными. Только в редких случаях встречаются непроточные озера. В этих последних количество содержащейся в них воды, а, следовательно, и их величина и глубина зависят только от отношения между притоком воды и ее испарением. Самое большое озеро на земле, Каспийское море, поверхность которого равна 440 000 км2, представляет собою непроточное озеро. Однако следует допустить, что в не особенно отдаленный геологический период Каспийское озеро соединялось с морем вдоль впадины Маныча. Оно простиралось в былое время на восток далее, чем теперь. Постепенное сокращение этого древнего участка моря началось с момента его обособления от океана.
Оно продолжалось до тех пор, пока между притоком и испарением воды не установилось равновесие. Но это равновесие наступило лишь тогда, когда уровень Каспийского моря опустился на 26 м ниже уровня океана. Еще и в настоящее время уровень этого величайшего из озер колеблется в зависимости от высоты воды в Волге, доставляющей Каспию главную массу воды. Соответственно характеру равнины в низовье
Волги нынешние прибрежные области Каспийского моря на севере плоски и мелки. Поэтому большим судам приходится держаться довольно далеко от берега.
Только в южной своей части Каспийское море очень глубоко. Если справедливо мнение некоторых лиц, что климат восточной Европы и Западной части средней Азии становится постепенно суше, то северная половина этого большого внутреннего моря должна высохнуть раньше южной вследствие перевеса испарения.
Вода Каспийского моря довольно солона. Этого и следовало ожидать. Ведь реки, впадающие в него из лежащих на севере солончаковых степей, постоянно приносят ему соль. Волга также несет соль в Каспийское море. А при испарении воды вся соль остается в море. Вообще, всякое непроточное озеро должно с течением времени превратиться в соленое. А когда соленость достигнет точки насыщения, то начинается осадка соли. Это можно наблюдать на озере Эльтон. Его дно состоит из отложений ила и соли, a пo краям в сухое время года откладывается поваренная соль.
Следует удивляться тому, что вода Каспийского моря не солонее, чем она есть на самом деле. Вода в нем была бы солонее, если бы воды Каспийского моря не уходили постоянно через узкий пролив Карабугаз (т.е. Черное устье) в морской залив Аджидарья. Это постоянное течение настолько поразительно, что прежде предполагали, что под озером существует сток воды в океан. На самом же деле приток воды из Каспийскаго моря вызывается сильным испарением воды в заливе Аджидарья. Вода в этом заливе чрезвычайно богата солью, но не в такой, все же, степени, чтобы здесь происходила осадка поваренной соли. В доисторическое время залив представлял собою лишь широкую бухту Каспийского моря. Она обособлялась от него по мере того, как понижался уровень воды. Так, наконец, от былого соединения остался лишь узкий пролив в виде реки, который мы видим в настоящее время. Через этот пролив, по достоверной оценке, в Аджи-Дарью доставляется ежегодно более 1/3 млн тонн соли.
Это явление указывает нам, каким образом в былые времена возникли огромные залежи соли, простирающиеся, подобно Стасфуртской, на целые тысячи квадратных километров при мощности в 1 км и более.
Когда через много тысяч лет залив Аджидарья исчезнет совершенно, то на его месте останутся такие же залежи соли, как в Шперенберге. Присутствие таких залежей с несомненностью указывает на то, что некогда в этом месте находился морской залив.
Аральское море представляет собою сток сравнительно бедных водою рек Амударьи и Сырдарьи. Величина его площади зависит от количества воды в этих реках. Когда в начале средних веков Аму впадала в Каспийское море, то Аральское море было, вероятно, значительно меньше, чем в настоящее время. В значительной своей части оно представляло даже, по всей вероятности, болото, заросшее камышом. В настоящее время размеры его, по-видимому, снова уменьшаются. Но Аральское море никогда не составляло одного целого с Каспийским. Действительно, уровень его лежит на 48 м выше уровня Черного моря. В то же время, исследования древних мелей, сложенных из раковин в окрестностях Аральского моря, показали, что пояс этих отложений нигде не залегает выше 5 метров над нынешним уровнем моря. Эта граница, по исследованиям В. Бетсона, весьма ясно обозначена. Поэтому предположение, что Аральское море некогда заливало пустыню Кара-Кум и сообщалось с одним из лежащих далее к востоку озер средней Азии, не выдерживает критики.
Существуют озера с колеблющимся уровнем, хотя они и лишены наземного стока. Воды их стекают исключительно по подземным трещинам, которые образовались в окружающих их известняковых породах.
Такие трещины или пучины называются по ново-гречески катавотрами. А сами озера получили название катавотровых озер. Колебание уровня в таких озерах обусловливается многими причинами. Отсутствие наземного стока ставит уровень воды в непосредственную зависимость от количества осадков. Если осадков мало, или их вовсе нет, как, например, в летнюю засуху, то озеро мелеет. В обильные осадками года и месяцы котловина его бывает наполнена доверху.
Кроме того, большое значение имеет в данном случае расширение или сужение подземных трещин, отводящих воду из озера. В. общем, однако, по мнению профессора Филиппсона, уровень воды постоянно повышается вследствие поднятия дна этих озер. Это, разумеется, связано с увеличением размеров озера и с его обмелением. В конце концов, водная площадь озера, увеличивается настолько, что притока воды уже не хватает для заполнения впадины и для возмещения испаряющейся воды. Тогда озеро превращается в ряд болот, между которыми простираются сухие, плодородные равнины. В таком именно положении находится, например, восточно-аркадское нагорье.
Копаидское озеро в Греции находилось именно на этой ступени развития, когда в последние годы было совершенно осушено благодаря вмешательству человека.
Согласно описанию профессора Филиппсона, это озеро принимает в себя, помимо атмосферных осадков и мелких, временно иссякающих ручьев, текущих с севера и с востока и наполняющихся водою лишь ненадолго во время сильных дождей, еще много других довольно значительных потоков. Эти последние текут с запада и юга. Самый большой из них — это Мавропотамос, или Кефис, несущий свои воды с высоких гор Парнаса, Геликона и Эты. Он наводит ужас своими внезапными разливами.
Меласс — единственная река, протекающая ныне по бывшему дну Копаидского озера в виде настоящей реки. Все же прочие реки теряются в его болотистой окраине. Воды, протекающие по бухте Тополия в сухое время года, когда дно озера обнажается, принадлежат исключительно Меласу, а не Кефису. Из этого последнего часть вод притекает в Мелас лишь в известное время года. Несмотря на то, почти все древние и новые писатели называют течение этой реки Кефисом. Воды, протекающие по бухте Тополия, текут в своем старом русле. Между тем как все прочие реки уже отведены.
Само озеро всего глубже (вернее — было всего глубже) не в середине, а у северного, восточного и южного берега. Поднятие уровня воды в озере начиналось в ноябре после обильных осенних дождей. Высшего своего уровня вода достигала в феврале или в марте.
В последние годы до отведения вод, вода покрывала все дно озера в виде сплошной водной поверхности.
В разные года пространство это имело различные размеры. Средняя высота стояния воды в озере над уровнем моря равнялась в это время 97 м. Но озеро часто заливало разные участки плодородных равнин на юге и юго-западе. В половодье катавотры совершенно покрыты водою. Они заявляют о своем существовании только крутящимся течением, направленным в глубину. «Озеро, впрочем, совсем не имело вида открытой водной поверхности. Большинство путешественников изображало его в виде роскошного зеленого луга. Лишь при дальнейшем приближении к озеру иллюзия эта исчезала. Оказывалось, что ее вызывали обширные заросли густого камыша, занимавшие значительную часть озера и сильно затруднявшие сток вод. Впрочем, камыш рос, по-видимому, лишь в самых глубоких местах, не высыхавших даже летом. Места эти находились близ берега. Поэтому легко было принять все озеро за сплошную чащу камыша. Весною вода в озере начинала спадать. Сначала из-под воды выступали отдельные неправильные бурые (не покрытые камышом) полосы земли, которые постепенно сливались между собою. К середине лета высыхали уже значительные пространства озера в середине и непосредственно около берегов. На них появлялись всевозможные травы, и пастухи выгоняли сюда свои стада. В иные годы вода держалась в самых глубоких местах целое лето. В другие годы и эти места превращались в болота или высыхали совершенно. К концу августа большая часть озера обыкновенно высыхала.
Но наименьшее количество воды наблюдалось лишь в октябре. В это время озеро представляло собою обширную бурую равнину. Лишь местами она была усеяна зелеными пятнами болот, поросших камышом и другими водными растениями. В ноябре озеро начинало опять быстро наполняться. Подобное положение вещей наблюдалось в этом озере в течение всего исторического периода в общем безо всяких перемен. За известные более долгие промежутки времени менялась только продолжительность и высота зимних наводнений. To же самое наблюдалось и относительно степени высыхания летом в зависимости от емкости катавотр. Периоды высокого стояния уровня воды не представляли собою, следовательно, равномерного половодья в течение всего года. Они обнаруживались только в усилении зимнего половодья. Точно так же и периоды относительного сокращения водной площади озера выражались в большей продолжительности и более сильном усыхании озера летом. Случавшиеся иногда гибельные наводнения озера, о которых у нас имеются сведения, представляли собой особенно сильные повышения уровня воды в зимнюю пору».
Проточные озера в отношении уровня своих вод зависят, разумеется, от той реки, от которой они получают воду. Но колебания уровня происходят в них медленнее и менее заметны, чем в реке. Озера представляют собой регуляторы. Они принимают в себя избыток воды и лишь постепенно отдают его нижнему течению реки. Содержание растворенных в их воде веществ не возрастает, так как вода их постоянно вытекает и заменяется новой. Зато река медленно засыпает впадину озера массами тонкого и грубого наноса, которые она непрерывно приносит в озеро. Она отлагает их в его котловине, пока последняя, наконец, не заполнится. После этого поток начинает течь в узком ложе по дну бывшего озера.
Непроточные озера более долговечны. Но они также заполняются постепенно наносами, которые приносятся впадающими в них реками. Но так как существование их вод зависит от метеорологических условий, то вода не исчезает вместе с изменением или даже исчезновением озерной котловины, а ищет себе нового ложа. Таким, так сказать, кочующим озером является озеро Лоб-Нор в восточном Туркестане, питаемое рекою Таримом.