Гийс Ван Вульфен «Запускаем инновации. Иллюстрированный путеводитель по методике FORTH»
Предисловие к российскому изданию
Мне особенно приятно писать это предисловие к книге своего соотечественника Гийса ван Вульфена — известного блогера, освещающего тему инноваций. Именно стремление к инновациям позволило голландцам стать одной из крупнейших морских держав в мире и распространить свое влияние вплоть до дальних берегов Азии. Петр I, прорубая окно в Европу, прорубил его именно в Голландию — там он изучал азы морского дела, архитектуры и градоустройства.
Инновации в современном мире — это конкурентное преимущество. Они должны быть стержнем вашей работы не только на этапе создания продукции, маркетинга, продажи и постпродажного обслуживания, но и в каждом аспекте операционной деятельности.
Как правильно отмечает автор: «Инновации — это плоть и кровь современного бизнеса». И мы в Philips знаем это как никто другой.
Инновации — это часть ДНК Philips. История инновационных продуктов Philips началась более ста лет назад, когда Жерар Филипс, один из братьев — основателей компании, начал разрабатывать собственную технологию электрических ламп. Вскоре ему удалось создать первую в мире лампу с нитью накаливания, работающую от электричества. После этого, в 1891 году, Жерар вместе со своим отцом основал компанию Philips & Co в Эйндховене.
Поначалу компания представляла собой небольшую фабрику, где работали десять человек, производивших 100–200 ламп в день.
В 1895 году в компанию пришел Антон Филипс, младший из братьев.
В 1898 году именно он заключил контракт на поставку 50 тысяч угольных ламп-свечей для хрустальных канделябров царского Зимнего дворца — этот договор стал первым экспортным контрактом Philips.
И это был первый успех компании. Однако неутомимые изобретатели продолжили свои изыскания. В 1914 году они основали научную лабораторию для изучения физических и химических явлений, и ее работа очень скоро дала первые результаты — исследователи компании сделали открытия в области рентгеновского излучения и радиовещания. Уже в 1918 году компания Philips создала первую рентгеновскую трубку, в 1925-м начала экспериментировать с телевидением, а в 1927-м наладила выпуск радиоприемников.
В 1939 году компания изобрела вращающиеся головки, благодаря которым появилась первая в мире электробритва Philipshave.
В 1963 году Philips выпустила первые в мире компактные аудио-кассеты. В 1965-м началось производство интегральных схем.
В 1983 году компания Philips совершила технологический переворот, выпустив компакт-диски. Опираясь на успех технологии компакт-дисков, в 1997 году Philips в сотрудничестве с Sony представила еще одну инновацию — формат DVD и DVD-проигрыватель, который вскоре продемонстрировал самые высокие темпы продаж среди домашней электронной техники.
В Philips мы стараемся создавать значимые инновации. Мы не просто изобретаем, а реализуем важную миссию — улучшаем с помощью значимых инноваций жизнь людей. В рамках нашей стратегии мы ставим перед собой амбициозную задачу — к 2025 году улучшать жизнь трех миллиардов людей ежегодно.
Круг тех, ради кого мы трудимся, невероятно широк: обычные потребители, врачи и правительства, города, предприятия, офисы.
Более того, мы оптимизируем наши знания в области здравоохранения, освещения и в потребительском секторе, для того чтобы создавать новые продукты — например, используя свойства света для решений в области здравоохранения.
Один из основных выводов автора книги: нельзя внедрять инновации в одиночку. Героические завоевания великих путешественников — Колумба, Магеллана, Амундсена — стали возможными только благодаря слаженной работе большой команды. Сохранять новаторский подход Philips помогает стратегия открытых инноваций, в рамках которой мы объединяем инновационные усилия своих партнеров и ученых, чтобы обеспечить эффективный и максимально быстрый вывод на рынок инновационных товаров.
Следование принципам открытых инноваций помогает Philips оставаться одним из крупнейших в мире частных исследовательских центров и мировым лидером по числу регистрируемых патентов со средней частотой — по одному на каждого ученого в год.
Желаю всем полезного и приятного чтения.
Питер Вуллингс,
старший вице-президент,
генеральный директор Philips в России и СНГ
Инновация как путешествие
Инновации сейчас — это плоть и кровь современного бизнеса.
Но 80 процентов инноваций так никогда и не увидят свет. Почему?
Потому что многие из них проваливаются из-за неудачного старта.
Цель этой книги — дать практические инструменты эффективного запуска инновационных процессов.
Для кого эта книга? Для всех, кто считает себя инноватором, — менеджеров, консультантов, предпринимателей и всех самых главных боссов.
Для того чтобы быть профессионалом, умение работать с инновациями сейчас едва ли не самый важный элемент мастерства. Того мастерства, которым так непросто управлять. Когда начинать? Что нужно потребителям? Как создать прорывную идею? Как заручиться поддержкой внутри компании?
В своей книге я использую методику FORTH — собственный авторский подход, призванный показать весь путь, который проходят инновации от рождения и до воплощения. Это наглядное пособие, содержащее рассказы о великих открытиях, таблицы, кейсы, чек-листы, рабочие формы и карты инновационного атласа.
В нем я провожу параллели между свершениями великих путешественников и современными инновациями.
Между ними много общего: инновационный процесс отнимает немало времени, он очень рискованный и чреват неожиданными проблемами, которые отбрасывают вас назад.
Как Колумб смог открыть Америку?
Как Хиллари удалось достичь вершины Эвереста? Как Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? Я расскажу вам удивительные истории о том, как совершались открытия и преодолевались неожиданные препятствия, и они непременно вдохновят вас на качественно новый подход к работе.
Вы научитесь продвигать свои идеи, используя опыт и методы предшественников.
На страницах этой книги вы найдете множество наглядных практических инструментов. Благодаря своей необычной форме она станет для вас путешествием, полным открытий.
Один из важных уроков заключается в том, что нельзя внедрять инновации в одиночку. И я не смог бы написать эту книгу, если бы не помощь всех пользователей, фасилитаторов и приверженцев методики FORTH. Именно их постоянная поддержка и практические комментарии превратили FORTH в динамичное путешествие, которое продолжает обновляться из года в год.
Я хочу отдельно поблагодарить Кристину Букхолт за ее превосходные советы по содержанию книги, дизайнера Фредерика де Вала за то, что он стал одним из ее творцов, чудесно оформив эту книгу, и издателя Рудольфа ван Везеля за поддержку, благодаря которой «Инновация как путешествие» вышла в свет. Наконец, я благодарен моей семье: я не смог бы закончить начатое без их безграничного терпения, ободрения и любви.
Гийс ван Вульфен
Как использовать этот путеводитель?
Вот 5 шагов
1. Что-то не получается с инновациями.
2. Прочтите несколько страниц книги.
3. Вдохновитесь.
4. Пусть идея созреет в вашей голове.
5. Скачайте инструменты и карты. Продолжайте.
I. Знаменитые первооткрыватели
Колумб искал выгоду
В 1492 году Колумб отклонился от проложенного курса и решил, что открыл западный путь в восточные страны. Он был уверен, что приплыл в Индию, и потому назвал аборигенов индейцами. На самом деле он причалил к острову Уотлинг Багамского архипелага и открыл обе Америки.
Благодаря этой счастливой случайности мы знаем его как одного из самых знаменитых путешественников в истории. Колумб был великим мореплавателем, тем не менее ошибся в расчетах. Он думал, что расстояние от Канарских островов до Японии приблизительно 3700 километров, на самом же деле оно составляло 19 600 километров.
Экспедиция Колумба отплыла из испанского порта Палос-де-ла-Фронтера 3 августа 1492 года на трех кораблях — «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария», — груженных годовым запасом провианта.
Своей команде Колумб солгал, представив маршрут короче, чем тот был на самом деле, чтобы люди надеялись на скорое возвращение домой. Несколько недель путешествия вразрез с курсом — и в команде начала назревать паника.
Испуганные моряки решили, что родных берегов им больше не видать.
Всего за несколько дней до того, как на горизонте показались земли мнимой Индии, матросы подняли бунт.
Колумбу не посчастливилось открыть новый морской путь в Китай. Не нашел он и золота на острове Эспаньола (ныне Гаити и Доминиканская Республика). Тем не менее, когда Колумб вернулся в Кастилию, королева Изабелла наградила его всеми титулами, которых он так страстно желал. Но Колумб упорно продолжал искать западный путь в Индию.
Он совершил четыре путешествия, положив начало испанской колонизации.
К тому моменту всем, кроме Колумба, стало ясно, что земля, к которой он приплыл, вовсе не Индия, а совсем другая страна, и имя ей — Новый Свет.
Что же вдохновило Колумба отклониться от курса?
1. Колумб был родом из Генуи, и команда, недостаточно зная о его происхождении, видела в нем чужака. Но он страстно любил море, и ему было нечего терять.
2. Возможная прибыль — сильная мотивация. Путешествие Колумба являлось не столько исследованием, сколько инвестицией. Мореплаватель заключил с королем соглашение: в случае успеха он получал долю от обнаруженных в новых землях богатств. Путь на восток был отрезан турками, захватившими Константинополь, и тем европейским торговцам, которые хотели попытать счастья, приходилось искать новый маршрут.
3. Благодаря развитию навигации, изучению атлантических течений и новым технологиям в строительстве кораблей моряки смогли ходить более круто к ветру.
4. Наступившая эра Ренессанса благоприятствовала новым идеям.
Итак, вы обнаруживаете, что маленькие шажки уже ничего не дают вашему бизнесу и, чтобы обрести успех, необходимо отклониться от проторенного курса?
1. Крайняя необходимость. Если ее нет, любая инновация будет выглядеть пустой забавой. Лишь в экстремальной ситуации люди готовы выйти из зоны комфорта. Если до этого еще не дошло, запаситесь терпением и подождите, пока не сложатся подходящие для вас условия.
2. Отвага. Как только появится насущная потребность — следуйте своему желанию, и оно заведет вас далеко за намеченные границы. Почувствуйте себя Колумбом — внедряйте новшества так, будто вам нечего терять.
3. Новые технологии. Именно они по- могли кораблям Колумба идти круто к ветру. Чтобы достичь цели, вам нужны экспериментальные средства, а для этого стоит обратиться к новым технологиям (в том числе к новым медиатехнологиям) и новым бизнес-моделям.
4. Командная работа. Найдите людей, лично заинтересованных в открытиях. Привлекайте тех, кто способен принимать решения и влиять на форму и содержание. Это даст вам уверенность. Чем больше людей участвуют в процессе — от рождения идеи до шлифовки
концепции, — тем эффективнее будет работа.
5. Настойчивость. Будьте готовы к крупным неудачам, которые могут отбросить вас далеко назад. Настанут времена, когда вам и вашей команде, подобно экспедиции знаменитого испанца, станет чертовски страшно. Упритесь, как это сделал Колумб. Помните, что маленький остров может оказаться огромным континентом.
И вот ваша компания готова к переменам. Настает тот самый момент, когда пора отклоняться от привычного курса. Любому новатору близка фраза Андре Жида: «Человек не сможет открыть новых океанов, пока не отважится потерять из виду берег».
ПУТЕШЕСТВЕННИК
Христофор Колумб (30 октября 1451 г. — 20 мая 1506 г.) — путешественник, мореплаватель и колонизатор, родился в Генуэзской республике (сейчас это северо-западная Италия). Под покровительством католических королей Испании он совершил четыре плавания через Атлантический океан, благодаря которым Европа узнала о существовании американских континентов.
ЗАДАЧА
Личной целью Колумба было проложить новый, западный торговый путь в Ост-Индию. Он заручился поддержкой испанской короны, которая в этом предприятии видела возможность стать лидером в торговле с Азией и занять ведущие позиции на приносящем большие доходы рынке пряностей.
ПУТЕШЕСТВИЕ
3 августа 1492 года Колумб отчалил из испанского порта Палос-де-ла-Фронтера на трех кораблях — «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария». Он сделал остановку на Гран-Канарии, а затем за пять недель пересек Атлантический океан. Утром 12 октября 1492 года впередсмотрящий на «Пинте» увидел землю. Колумб нарек остров Сан-Сальвадором (сейчас это один из Багамских островов), а аборигенов назвал индейцами, пребывая в уверенности, что приплыл в Индию.
НЕУДАЧИ
• Колумб неверно рассчитал длину маршрута. По его подсчетам, расстояние от Канарских островов до Японии было приблизительно 3700 километров, на самом же деле оно составляло 19 600 километров.
• Спустя несколько недель плавания команда стала паниковать. Моряки с ужасом представили, что никогда не вернутся домой, и подняли мятеж против Колумба.
• «Санта-Мария» потерпела крушение на Рождество 1492 года у берегов Эспаньолы (ныне Гаити и Доминиканская Республика), и корабль пришлось бросить.
ФАКТОРЫ УСПЕХА
• Колумб был чужаком, которому нечего терять.
• Возможная прибыль явилась сильной мотивацией.
• Мореплаватель заключил с испанским монархом договор, согласно которому получал долю прибыли от богатств, найденных на новой земле.
• После захвата Константинополя турками для европейских торговцев путь на восток был отрезан. Тому, кто хотел попытать счастья, приходилось искать новые маршруты.
• Благодаря развитию навигации, изучению атлантических течений и новым технологиям
в строительстве кораблей моряки смогли ходить более круто к ветру.
• Наступившая эра Ренессанса благоприятствовала новым идеям.