Игорь Шпиленок «Камчатка, которую я люблю. Истории в кадре и за кадром»
Когда я понял, что Камчатка для меня — всерьез и надолго, то задумался, чего хочу достичь как фотограф. С главной темой съемки было все ясно. Она у меня одна всю жизнь: заповедная природа. Но как раскрывать эту тему, что снимать в первую очередь?
Обычно приезжающие на Камчатку фотографы-натуралисты бросаются снимать феерическое зрелище рыбалки бурых медведей на нересте лососей. Но подобных снимков очень много, к тому же их можно сделать не только на Камчатке, но и повсюду на российском Дальнем Востоке и Аляске, во многих местах тихо океанского побережья Канады. Я решил начать тоже с медведей, но не на рыбалке, а на вулканах. И, конечно, гейзеры…
Гейзеры — редкий феномен, в мире их всего около тысячи. На Земле существует четыре крупных геотермальных района с действующими гейзерами: Йеллоустонское плато в США (здесь находится примерно половина всех гейзеров планеты), Исландия, Новая Зеландия и Камчатка. Кроме того, существуют одиночные гейзеры или небольшие их группы в Чили, Японии, Китае и других местах. Об исландских гейзерах европейцы впервые узнали еще в XIII веке. Йеллоустонские гейзеры открыл в начале XIX века охотник Джон Колтер, но люди восприняли его рассказы как бред слишком долго жившего далеко от цивилизации человека. Лишь через полвека экспедиции с участием художников и фотографов убедили людей в существовании самых больших в мире гейзерных полей в гигантской кальдере дремлющего супервулкана. В 1872 году йеллоустонские гейзеры оказались под охраной первого в мире национального парка. В 1850 году от миссионера Р. Тейлора стало известно о гейзерах Роторуа в Новой Зеландии. И лишь в 1941 году, то есть совсем недавно по историческим меркам, было совершено одно из последних замечательных географических открытий на планете. Сотрудники тогда уже существовавшего Кроноцкого заповедника геолог Татьяна Устинова и ее проводник Анисифор Крупенин были первыми людьми, ступившими на берега реки, названной ими Гейзерной. Долина гейзеров находится на расстоянии около 200 километров от Петропавловска-Камчатского под действующим вулканом Кихпиныч. Этот вулкан — довольно сложная постройка, имеет три вершины: сопку Желтую (1585 метров), гору Пик (1600 метров) и Молодой Кихпиныч, или конус Савича (1552 метра). Река Гейзерная начинается под сопкой Желтая на месте слияния трех ручьев (это место известно как Долина смерти), прорезает десятикилометровый каньон по юго-западному склону вулкана и впадает в реку Шумную, несущую свои воды по порогам в Тихий океан. Глубина каньона достигает 400–500 метров, к нему примыкают боковые ущелья и овраги, создавая почти непроходимый для человека ландшафт. Как появляются гейзеры? Тепло от магматического очага прогревает земные породы и подземную воду. Нагретая до высоких температур вода выходит на поверхность в виде горячих ключей, кипящих источников (постоянно действующих и пульсирующих), грязевых вулканчиков и котлов, фумарол и гейзеров. От других горячих источников гейзеры отличаются тем, что имеют четыре фазы активности: покой, излив, извержение, парение. Каждый из гейзеров индивидуален по длительности стадий, характеру извержения, форме и размеру фонтана извергаемой воды, архитектуре постройки, раскраске гейзерита, заселению термальной микрофлорой. Гейзеры настолько разные, что у вулканологов до сих пор нет общей теории, объясняющей их работу. У каждого свой механизм деятельности, сложная система подземных водотоков, по которым из разогретых глубин поступают вулканическое тепло и вода. Камчатская Долина гейзеров — единственная в мире, куда не проложено автомобильных, да и никаких других дорог, где нет парковок, ресторанов, гостиниц. В этом ее уникальность.