Лоис П.Франкел «Хорошие девочки не получают лучшие должности. Неосознанные ошибки, которые портят Вашу карьеру»
Когда я веду тренинг, то обычно начинаю с моделей поведения, которые легко опознать и изменить. Это приносит людям быстрый успех, потому что другие могут видеть усилия, которые они прикладывают, чтобы заменить модели поведения, ведущие к провалу, на более конструктивные. В этой главе рассматривается то, что вы можете делать несознательно или по привычке, но из-за чего вы производите впечатление менее способной и компетентной, чем на самом деле. Не дайте видимой простоте некоторых ошибок обмануть вас. Редко кто из женщин делает лишь одну из них, а объединение нескольких в значительной степени способствует тому, что вас будут воспринимать как малокомпетентного человека.
Давайте начнем с разрушения самого большого мифа о карьерном продвижении: «Лучшие и самые яркие получают награждения в виде повышений и ответственных заданий». Неправильно. Те, кто может составить конкуренцию другим, так как обладают определенной компетенцией, выглядят и звучат как профессионалы, продвигаются по карьерной лестнице без проблем. Компетенция — это только начальное условие, необходимое, но недостаточное. Это то, что помогает вам попасть в компанию. От вас ожидают компетентности, но сама по себе она вас не продвинет.
Многие женщины, особенно молодые, противятся идее того, что о них судят по внешнему виду.
Ранее я уже ссылалась на исследование, которое показало, что около 55 % вашей убедительности зависит от того, как вы выглядите. Только 7 % убедительности основано на том, что вы говорите. Неважно, насколько вы умны и образованны, но в вас не признают профессионала, если вы не будете выглядеть соответствующим образом. К счастью, этим вопросом проще всего заняться на пути к формированию впечатления о вас как надежном и компетентном сотруднике.
Ошибка 99.Татуировки и пирсинг, которые видны всем
Огромная благодарность Кристин Йелда и женщинам из Genentech на юге Сан-Франциско за то, что они познакомили меня с термином «клеймо проститутки». Для тех из вас, кто, как и я раньше, не представляет, что это значит, объясню. Так презрительно называется татуировка на пояснице женщины. Когда она наклоняется или носит открытую одежду, то татуировка выглядывает между брюками и топом. Шумиха в Интернете не слишком приятна таким женщинам. Онлайн-словарь Urban Dictionary заявляет: «Справедливо или нет, с этими татуировками ассоциируется выдуманный обществом подтекст. Этих женщин называют проститутками, шлюхами и другими презрительными словами, обозначающими беспорядочную половую жизнь».
Как насчет татуировок на других частях вашего тела? Я воздержусь от лекции на тему того, почему вы вообще хотите их сделать. Я знаю, что это модно, и после одного развеселого вечера с друзьями вы можете набить себе тату, но должна сказать: их не должно быть видно, когда вы находитесь на работе. Это относится к большинству рабочих мест. Исключениями могут быть только очень креативные или художественные сферы.
Сейчас у каждого пятого взрослого есть татуировки. Исследование, проведенное сайтом Vault.com, где рассматриваются вопросы карьеры, показывает, что 85 % респондентов думают, будто тату или пирсинг негативно влияют на возможность получить работу. Брайан Каплан, профессор экономики в Университете Джорджа Мейсона, даже предположил, что между татуировками и доходом, который человек получает в течение жизни, существует обратная зависимость.
У меня был интересный случай с женщиной, которую я наняла несколько лет назад. Во время интервью она была в одежде с длинными рукавами. Только после того, как я приняла ее на работу, я узнала, что рукава прикрывали татуировки (ее предплечья были полностью покрыты татуировками). Если бы я увидела это во время интервью, я никогда не наняла бы ее, так как считаю, что люди, которые хотят, чтобы их воспринимали как серьезных профессионалов, таким образом допускают просчет. Точно так же я не люблю людей, которые скрывают что-либо во время интервью, будь то татуировка, причины увольнения с прошлой работы или проблемы с наркотиками. Тот факт, что вы что-то скрываете, говорит сам за себя. Эта женщина оказалась настоящим бедствием, хотя я изо всех сил старалась не обращать внимания на татуировки, входя в офис. Ее недальновидность проявилась в ее навыках принятия решений и манере взаимодействия с клиентами и коллегами. Она не выдержала три месяца испытательного срока.
Фактически вопрос заключается в том, хотите ли вы, чтобы люди говорили о ваших татуировках и пирсинге. Вы действительно хотите, чтобы они определяли ваш бренд?
СОВЕТЫ
Не делайте татуировку или необычный пирсинг, если вы даже немного выпили. Скорее всего, вы пожалеете об этом. И не позволяйте вашим подругам или тем, с кем вы встречаетесь, принудить вас сделать это только потому, что они считают, что это круто.
Если вам очень хочется сделать татуировку или пирсинг, разместите их на таком месте, где никто не увидит ее, когда вы будете находиться на рабочем месте. Одна женщина, работавшая на меня, знала мое отношение к татуировкам, которые видят все. Только через несколько месяцев она собралась с духом и показала мне тату на задней части шеи, татуировка была прикрыта длинными волосами, которые она распускала в рабочие часы! До тех пор я ее не видела…
Если у вас уже есть татуировки или пирсинг, прячьте их, когда вы находитесь на работе. Если это значит, что вам придется все лето потеть в блузках с длинными рукавами, так тому и быть. Это цена, которую вы платите за приверженность к этому тренду.
Ошибка 100.Улыбаться некстати
На курсах по развитию лидерских качеств женщин мы дошли до обсуждения вопроса о том, как сделать так, чтобы люди воспринимали нас серьезнее. Изящная азиатка, инженер из Jet Propulsion Laboratory в Пасадене, подняла руку, чтобы спросить, почему ее коллеги-мужчины игнорировали ее вклад. Когда она закончила, по комнате прошел смешок. Причина была очевидна для всех нас: все время, пока она говорила, она очень широко (и не к месту) улыбалась.
При общении девочки улыбаются чаще, чем мальчики. Родители больше улыбаются девочкам, чем мальчикам. Когда мужчины не улыбаются, их воспринимают всерьез. Когда женщина не улыбается, ее спрашивают: «Что-то не так?» Нет ничего удивительного в том, что мы даже не знаем, когда улыбаемся в неподходящий момент.
СОВЕТЫ
Уделяйте больше внимания моментам, когда вы улыбаетесь. Я постоянно учу женщин «следить за улыбкой».
Сознательно приводите выражение лица в соответствие с сообщением. Стремитесь к слаженности языка тела и сообщения.
Прежде чем озвучить серьезное заявление, повторите его перед зеркалом. Это поможет вам лучше понять, когда вы улыбаетесь не к месту.
Не переставайте совсем улыбаться: это помогает нравиться людям, а способность нравиться — важнейший фактор достижения успеха.
Будьте избирательны, решая, как и где вы будете улыбаться. Например, можно специально использовать улыбку, чтобы смягчить не очень серьезное сообщение.
Ошибка 101.Занимать слишком мало пространства
Использование пространства — один из способов, с помощью которого мы заявляем о своей уверенности и правах. Чем больше пространства вы занимаете, тем более уверенной кажетесь. В следующий раз, когда будете лететь на самолете, обратите внимание на то, как сидят мужчины и женщины. Мужчины сидят, развалившись в кресле и опираясь на оба подлокотника, а женщины обычно прижимают локти, стараясь не занимать слишком много места. Это можно наблюдать и в лифтах. Большинство мужчин и женщин думают о том, чтобы оставить место для других входящих. В забитом же лифте вы, скорее всего, увидите, что женщина сжалась в уголке, боясь занять слишком много места.
Тот же феномен часто возникает, когда женщина выходит перед аудиторией, чтобы провести презентацию. Она обычно стоит на одном месте, лишь слегка двигаясь в пределах занятого ею пространства. В совокупности с использованием слишком малого количества жестов это производит сильное впечатление: застенчивый, осторожный, не желающий рисковать, робкий или испуганный человек не сделает большой вклад.
СОВЕТЫ
Проводя презентацию, используйте все доступное вам пространство. Медленно ходите из стороны в сторону, вперед и назад. Если вы находитесь на большой сцене, то должны выйти из-за подиума, чтобы занимать около 75 % доступного пространства.
Выберите такое место на совещании, чтобы не ограничивать свободу движений. Не садитесь там, где придется прижимать локти к бокам. Оперевшись локтями о стол и немного наклонившись вперед, вы показываете, что внимательно слушаете говорящего. Исключение составляют ситуации, когда вам приходится взять стул и втиснуться за стол, как я раньше говорила.
Стоя перед группой, поставьте ноги примерно на ширине плеч.
Когда вы сидите, используйте касающиеся жестов советы, данные в следующей ошибке, чтобы выглядеть более открытой и менее напряженной.
Просите, чтобы вам дали петличку или обычный микрофон при необходимости. Это позволит передвигаться более свободно, чем когда вы вынуждены говорить в стационарный микрофон.
Ошибка 102. Использовать жесты, не соответствующие сообщению
Использование жестов вытекает из желания занимать достаточно пространства. Как и все элементы вашей самопрезентации, жесты должны составлять единое целое с вашей энергией. Если вы работаете над тем, чтобы увеличить ваше присутствие и занимать больше пространства, можно начать с такого простого способа, как работа над жестами. Проблема заключается в том, что большинство женщин никогда не изучали это искусство. Немного удивительно — почему? Нас учили скромно сидеть, сложив руки на коленях. Когда мы начинали жестикулировать, нам тут же говорили, что мы излишне эмоциональны. Боясь, что нас назовут неженственными или эмоциональными, мы давали маятнику качнуться в другом направлении — никаких жестов.
Комедиантка Джоан Риверс — пример того, кто занимает много пространства благодаря своим жестам, потому что она хочет донести послание о том, что она больше жизни. Ее прическа, макияж, все жесты вносят вклад в создание этого впечатления. Но если вы не занимаетесь комедией, я не рекомендовала бы вам ей подражать.
Хиллари Клинтон, напротив, использует типичные жесты политика. Она кажется напряженной, создается впечатление, что она излишне контролирует жестикуляцию и часто возвращается к рубящим жестам. Вы знаете это движение, которое усиливает некоторые моменты. Жесты при этом похожи на рубящие удары карате. Предсказуемые, повторяющиеся жесты отвлекают от сообщения.
Жесты должны дополнять, а не принижать значение вашего сообщения. Женщина, которая с этим хорошо справляется, — Кристин Лагард, глава Международного валютного фонда. Манера ее общения, в том числе жесты, говорят о ее авторитете, при этом она остается элегантной и женственной. Она невербально передает ощущение уверенности без дерзости Риверс или отрепетированного имиджа Клинтон.
СОВЕТЫ
Позвольте своим жестам естественно вытекать из вашего устного сообщения и активности.
Перестаньте сжимать руки от волнения.
Следите, чтобы ваши жесты соответствовали размеру аудитории. Чем больше группа, тем шире жесты.
Акцентируйте смысл, считая пункты на пальцах (раз, два, три).
Консультант в сфере коммуникаций Том Хеншель советует клиентам использовать жесты, которые «ломают силуэт». Это значит, что, когда вы стоите, опустив руки или держа их перед собой, на вашем силуэте не видно жестов. Когда вы работаете над тем, чтобы занимать больше пространства, ваши жесты должны выходить за пределы этого силуэта. Вы можете делать это вне зависимости от того, сидите ли вы за конференц-столом или стоите в дверном проходе, болтая с кем-либо.
Вложите энергию в ваши жесты и наслаждайтесь тем, что занимаете пространство!
Ошибка 103.Быть излишне или недостаточно оживленной
Коллега в сфере коммуникации Аллен Вайнер, президент Ассоциации развития коммуникации в Вудленд Хиллс (штат Калифорния), использует термин «газˆирование», описывая уровень оживленности человека, что включает в себя не только жесты, но и выражение лица, скорость речи и язык тела. Мы все слушали и видели слишком «газˆированных» людей. Они выглядят и звучат как банка газировки, которую хорошенько встряхнули, прежде чем открыть. Это не только отвлекает; из-за этого человек выглядит менее уверенным, чем это может быть на самом деле. Я считаю, что женщины больше мужчин виновны в излишней «газˆированности», поскольку чувствуют себя ответственными за то, чтобы всех сделать счастливыми. В результате женщины выходят за рамки, вкладывая больше вербальной и невербальной энергии во все, что делают.
И наоборот, если раньше женщине сказали, что она слишком оживленная или эмоциональная, то она может попасть в ловушку «недогазˆированности» или вялости. В попытке скрыть свое естественное возбуждение, она качает маятник в другом направлении. Мы считаем таких людей недостаточно энергичными, отстраненными, скучными или подавленными.
СОВЕТЫ
Если вы склонны к «недогазированности», говорите громче. Это естественный способ повысить вашу оживленность.
Поскольку излишняя «гаированность» может происходить от волнения, практикуйте глубокое дыхание и другие техники расслабления, которые уменьшат чересчур оживленное поведение.
Сознательно стремитесь устанавливать баланс между излишней «газˆированностью» и «недогазированностью». Это можно сделать, наблюдая за собой на видеозаписи с выключенным звуком. Если бы вы не были на совещании, а смотрели через стеклянную перегородку, как описали бы женщину, которую видите?
Ошибка 104. Наклонять голову
Это маленькая ошибка с большим эффектом. Наклон головы в разгар разговора способствует его смягчению. Наклон почти всегда используют либо для того, чтобы показать, что у вас есть вопрос — знак того, что вы слушаете, либо для того, чтобы побудить другого человека ответить. Женщины чаще, чем мужчины, наклоняют голову во время разговора, и это считается хорошим признаком. Однако при попытке донести прямое сообщение наклоном головы может расцениваться как неуверенность или недостаток приверженности тому, о чем вы говорите, даже если вы абсолютно в этом уверены. Это еще один способ, с помощью которого женщины научились передавать тяжелые сообщения социально приемлемым, но менее настойчивым образом.
Лучше всего это можно увидеть по телевизору во время интервью. Вы заметите, что ведущие подобных программ и их гости почти не наклоняют головы. В таких передачах часто затрагиваются важные государственные и международные темы, поэтому участники дискуссий обычно хотят передать ощущение серьезности.
Но если вы понаблюдаете за такими опытными интервьюерами, как Опра Уинфри или Кэти Курик, то увидите, что они эффективно используют наклон головы, когда хотят, чтобы их гость раскрылся. Они могут задавать очень личные вопросы, и это сходит им с рук, потому что отчасти благодаря наклону головы гости чувствуют себя так, будто ведущий действительно заинтересован в том, что они говорят. И наоборот, обратите внимание, что они перестают это делать, когда хотят, чтобы их воспринимали всерьез.
Поэтому идея заключается не в том, чтобы совсем перестать наклонять голову, а замечать, когда вы делаете это в трудные моменты, чтобы смягчить сообщение, которое не нужно смягчать.
СОВЕТЫ
Сообщая что-то серьезное, избегайте наклонять голову. Смотрите человеку прямо в глаза.
Используйте наклон головы, например, когда вы слушаете и хотите, чтобы другой человек открылся, или когда хотите дать понять собеседнику, что понимаете, как может чувствовать себя другой человек.
Наклон головы можно также использовать, чтобы заполнить неловкое молчание, как бы говоря: «Подумай. Я слушаю».
Ошибка 105. Делать неподходящий макияж
С макияжем все сложно. Я знаю, что люди замечают его, когда он слишком яркий или когда он отсутствует. Однажды я попросила начальника женщины-ученого дать обратную связь: сказать, что она могла бы сделать, чтобы преодолеть то, что мешает ей получить повышение. Он вдумчиво объяснил, что она могла бы больше думать о стратегии, больше выступать на совещаниях, более активно защищать интересы своих сотрудников. После неловкого молчания я предположила, что ему есть что добавить. Слегка смущаясь, он сказал: «Может быть, ей стоит начать краситься». Вы можете счесть такой комментарий всего лишь очередным сексистским замечанием или ценной информацией о том, чего люди ожидают от вас, когда вы поднимаетесь по корпоративной лестнице.
СОВЕТЫ
Зайдите в отдел косметики фирменного магазина и попросите продавщицу (которая покажется вам накрашенной со вкусом) проконсультировать вас.
Попросите коллегу или подругу, которые умеют подобрать макияж, подчеркивающий их черты, дать вам обратную связь насчет вашего.
Если вы никогда не делали макияж, начните понемногу использовать его в соответствии с рекомендациями подруги или консультанта.
Идите к консультантам Mary Kay или Avon за полезными советами.
Встаньте спиной к зеркалу, быстро обернитесь и посмотрите на свое лицо. Что вы заметили в первую очередь? Возможно, это место, где нужно использовать меньше (или больше) макияжа.
Ошибка 106.Неправильная прическа
Волосы… Кто из нас не боролся с плохой стрижкой, неподходящим цветом или неудачной укладкой? Я потеряла волосы в 2006 году после химиотерапии во время лечения рака груди, поэтому у меня установились совершенно новые отношения с волосами. Сейчас я просто рада, что они у меня есть!
Наиболее распространенная ошибка женщин — это то, что они носят слишком длинные волосы. Одна из консультантов в нашем офисе рассказала, что произошло, когда она получила докторскую степень в области организационного развития и попросила главврача больницы, в которой работала, дать ей обратную связь, как получить повышение, которого она хотела. Посмотрев на ее прекрасные рыжеватые волосы, он ответил: «Перестань выглядеть, как Алиса в Стране чудес».
Мне может не нравиться, как он дал ей обратную связь, но, как говорят, обратная связь — это подарок. Длинные волосы уменьшали ее убедительность и подчеркивали женственность, особенно на фоне преимущественно мужского окружения. Мы никогда не узнаем, получила ли она повышение после того, как постриглась, но даже она согласилась, что отношение к ней людей изменилось, когда она отрезала волосы.
СОВЕТЫ
Не пожалейте времени на поиск хорошего парикмахера. Салон с самыми низкими ценами — не то место, где можно найти высококвалифицированного профессионала.
Существует обратная пропорциональность между длиной волос и возрастом. Говорят, что чем старше становится женщина и чем выше ее должность, тем короче должна быть стрижка. И дело не только в том, что короткая стрижка говорит о вашем профессионализме, но и в том, что длинные волосы обычно подчеркивают черты лица, которыми мы уже не так гордимся, потому что стареем.
Если вы не хотите обрезать длинные волосы, делайте такие прически, чтобы волосы казались короче.
Прическа, как и макияж, — это показательная деталь. Пусть она дополняет ваш имидж.
Если вы седеете, подумайте о хорошем колористе. Седые или седеющие волосы у мужчин считаются изысканными, но женщинам обычно не говорят таких комплиментов.
Сильно залитые лаком и покрытые гелем волосы могут быть «эквивалентом юбки с разрезом до бедра». Вместо этого рекомендуется использовать средства, обеспечивающие более утонченный внешний вид, который не будет отвлекать от ваших профессиональных качеств.
Ваш стиль должен соответствовать характеру вашей работы вне зависимости от того, на каком уровне вы находитесь. В престижном отеле Bel-Air в Лос-Анджелесе все сотрудники должны выглядеть изысканно, но сдержанно (чтобы они соответствовали звездным гостям, но не соперничали с ними). Начальник отдела персонала Антуанетт Лара говорит своим работникам: «Подумайте, как вы уложили бы волосы, если бы собирались в клуб в субботу вечером. Затем сделайте противоположное, когда идете на работу».
Ошибка 107. Недопустимые наряды
Современные тенденции к удобству чуть усложнили выбор профессиональной одежды. Раньше было просто. Женщины носили на работу платья или костюмы. Сейчас нормой считается носить удобную одежду не только по пятницам, и планка для ошибки повысилась. Что любопытно: недавно назначенный новый генеральный директор крупного пищевого предприятия первым своим приказом положил конец удобной одежде на работе. Когда я поинтересовалась, почему он хотел, чтобы это было его первым действием в новой должности, работник, с которым я разговаривала, сказал: он считал, что, приходя на работу в обычной одежде в пятницу, начинаешь думать, что выходные уже начались, и продуктивность снижается.
Это тот же разумный довод, который я использовала почти двадцать лет назад, объясняя, почему мне не нравится обычная одежда на работе в любой день недели. Затем друг обратил мое внимание на то, что в таких компаниях, как Google и Apple, сотрудники постоянно носят обычную одежду, и нельзя сказать, что эти компании непродуктивны, наоборот, они приносят большую прибыль инвесторам.
Но я все еще говорю, что не ошибешься, следуя правилу «одевайся для работы, которую хочешь, а не для той, которая у тебя есть». Короткие юбки, сексуальная одежда, высокие шпильки, нечищеные туфли и плохо сидящая или мятая одежда не продвинут вас к тому месту, которое вы хотите получить, по крайней мере не в мире бизнеса. Нравится ли вам это или нет, люди замечают не только стиль одежды, которую мы носим, но и качество. Даже если в вашем офисе придерживаются того, что один мой клиент называет «свободный покрой».
Есть ли исключения из этого правила? Разумеется. В брокерской фирме, с которой я работаю, весьма строгий и консервативный негласный дресс-код. Когда я занимаюсь с женщинами из этой организации и разговор доходит до одежды, они, чтобы оспорить мою идею, постоянно приводят в пример одну коллегу, которая нарушает каждое правило. Именно так — каждое. И на это я отвечаю: «Она исключение, и немногие из нас выходят сухими из воды, будучи исключениями». Просто так случилось, что та женщина великолепно делает свою работу, работает на компанию уже много лет и известна своей эксцентричностью. Не только ее одежду, но и ее поведение терпят из-за ее вклада. Большинству из нас это не удастся, не стоит даже и пробовать.
Может ли ваш стиль влиять на наем, повышения и желанные задания? Да. Пока вы все делаете правильно, вас за это не хвалят, но, когда вы делаете что-то неправильно, люди замечают это. Опять же, как говорит мой коллега Том Хеншель: «Если все приходят на работу и выглядят соответственно утру понедельника, а вы заходите и выглядите как в пятницу вечером, это проблема».
СОВЕТЫ
Посмотрите на успешных женщин, занимающих высшие должности в вашей организации. Вот как вы должны одеваться.
Николь Балкенбуш, старший финансовый аналитик в Procter and Gamble, дает такой совет: если вы сомневаетесь, можно что-то носить на работу или нет, скорее всего, нет, поэтому не носите.
Даже если в вашем офисе позволяется носить обычную одежду, одевайтесь чуть лучше, чем большинство людей вокруг вас.
Если знаете, что будете вести презентацию для руководства или клиентов, одевайтесь так, чтобы произвести впечатление. Не ошибетесь.
Идите в Nordstrom, Bloomingdale’s или другой подобный магазин — в отдел, где продается одежда для деловых женщин, и попросите совета, касающегося современной моды.
Рассматривайте покупку одежды как инвестиции в будущее. Выделяйте достаточно денег, чтобы покупать несколько действительно хороших вещей в год. Когда вы чувствуете себя комфортно в одежде, то ведете себя более уверенно.
Подберите свою палитру цветов. Те цвета, которые подчеркивают ваши естественные черты, оказывают более сильное воздействие, чем вы думаете.
Писательница Венди Аллен дает совет молодым женщинам, которые хотят подобрать отличный гардероб для работы.
Сначала вложитесь в эти вещи, поскольку они многофункциональны и помогут выглядеть профессионально с самого начала.
- Классические брюки. Скорее всего, вы будете носить их чаще, поэтому необходимо выбрать такие, которые будут хорошо сидеть на вас. Ткани, в составе которых есть шерсть, самые прочные, и у каждой женщины на неделю должно быть по меньшей мере три пары брюк нейтральных цветов: хаки, темно-синего, коричневого, серого или черного.
- Блейзер. Элегантный жакет — еще одна основная вещь в гардеробе, которая нужна каждой женщине, поскольку он может сделать любой наряд более профессиональным и серьезным. Могут подойти жакеты коричневого и бежевого цвета, но большинство экспертов советуют черный, серый или темно-синий.
- Юбка-карандаш. Черная юбка-карандаш или юбка-трапеция — отличная вещь. Вы можете комбинировать ее с чем угодно — от свитера до костюмного жакета. Если черный цвет слишком скучен для вас, хорошим выбором будет и темно-синий, и серый.
- Белые блузы. Отутюженные белые блузы необходимы для завершения вашего профессионального образа. Лучше всего предпочесть классический покрой, но для разнообразия можете добавить несколько блузок с оборками или короткими рукавами. Добавьте от двух до четырех таких в ваш гардероб и убедитесь, что они сидят идеально: вы же не хотите, чтобы они расходились на вас или чтобы пуговицы расстегивались.
- Черные туфли на каблуке. На подходящие для работы туфли вы должны спокойно потратить больше, поскольку комфорт — самое важное, потому что вы будете носить их весь день и каждый день. Ищите высококачественные черные кожаные туфли-лодочки на среднем каблуке. В идеале они должны быть с закрытым носом, поскольку это и удобно, и профессионально.
- Костюм. Если ваша работа формальная и консервативная, тогда вам нужно купить один или два костюма, которые вы сможете носить на неделе. Они могут быть действительно отличным вложением, поскольку вы сможете носить все вещи по отдельности, а значит, по-разному использовать один-единственный костюм. Для начала выберите однотонный костюм — черный, темно-синий или серый. Позже, когда вы будете готовы купить еще один костюм, сможете поиграть с цветом и узором. Так же как и в случае с брюками, важно, чтобы костюм хорошо сидел, поэтому перешейте его, если это необходимо.
- Элегантные топы. Несколько элегантных топов тоже должны стать ключевой составляющей вашего гардероба на рабочую неделю. Однотонные или с принтами можно комбинировать с блейзерами и костюмами, чтобы создать наряды, которые легко можно трансформировать из рабочих в вечерние.
- Кожаный ремень. При создании гардероба вам понадобится по меньшей мере один кожаный ремень, который можно носить с костюмами и классическими брюками. Позже вы можете добавить ремни, которые можно носить на талии поверх рубашек, кардиганов и платьев.
Ошибка 108. Сидеть на ноге
Я не уверена, что сама подумала бы об этом. Эта идея принадлежит доктору Дугу Эндрюсу, председателю Департамента бизнес-коммуникаций в Университете Южной Калифорнии. У него была возможность понаблюдать на занятиях и за молодыми студентами, и за студентами старше среднего возраста. Он описал это так: «Женщины делают это, когда сидят и подгибают одну ногу под себя». Доктор Эндрюс абсолютно прав, когда говорит, что никогда не видел, чтобы это делали мужчины, и что это производит впечатление маленькой девочки, а не женщины-профессионала. Недавно я была в антикварном магазине, где меня привлекла сделанная в начале 1900-х фотография девочки лет шести-семи, позировавшей для портрета. Она подогнула под себя одну ногу, и это смягчило и ее, и фотографию.
Вы также можете наблюдать этот феномен во время телевизионных ток-шоу. Гость заходит, садится на стул рядом с ведущим и подгибает под себя одну ногу. Можете себе представить, что бывший Госсекретарь США Колин Пауэлл, генеральный директор Microsoft Стив Балмер или мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг делают так? Почти всегда это делает женщина-гость — и делает это из-за дискомфорта или застенчивости. Это может быть мило, но непрофессионально.
СОВЕТЫ
Это просто. Если вы хотите, чтобы вас воспринимали всерьез, сидите, поставив обе ноги на пол, держа колени вместе. В неофициальной ситуации положите ногу на ногу. Никогда не сидите, подогнув под себя ногу.
Помните: чтобы быть «устойчивой», нужно, чтобы «обе ступни были на земле».
Ошибка 109. Прихорашиваться на людях
Когда вы в последний раз видели, как мужчина вытаскивает зеркальце и проверяет прическу после обеда? Или подпиливает ногти во время совещания? Даже думать об этом смешно. Вне зависимости от того, насколько скрытно, на ваш взгляд, вы это делаете, прихорашивания на людях замечают и мысленно отмечают.
Другая привычка (часто неосознанная), которую женщины часто демонстрируют, заключается в том, что они убирают длинные волосы за уши. Это может происходить, когда она смотрит вниз, чтобы что-то прочитать, или когда использует это в качестве застенчивого, кокетливого жеста. Подумайте о группе людей, которые «играют» с волосами. Если вам в голову пришли подростки, то вы правы. Убирая волосы за уши, вы выглядите менее взрослой, чем на самом деле. Публичные прихорашивания подчеркивают вашу женственность и уменьшают убедительность. Настоящие женщины избегают прихорашиваться на людях.
СОВЕТЫ
Никогда не причесывайтесь и не красьте губы на людях. Если вы не можете устоять, извинитесь и идите в туалет.
Если вы идете в туалет, чтобы привести себя в порядок, делайте это быстро. Не заставляйте людей ждать. Лучше всего подождать с этим, пока не вернетесь в офис.
Если вы видите свое отражение в зеркале или на гладкой поверхности и замечаете, что что-то не так, избегайте желания тотчас поправить это. Подождите, пока не сможете сделать это, когда никто не будет видеть.
Старайтесь без надобности не трогать волосы. Думайте так: «Каждый раз, когда я тереблю волосы, я теряю убедительность».
Ошибка 110. Сидеть на совещании, держа руки под столом
Сидеть на совещании — не то же самое, что сидеть за обеденным столом. Вы не должны следовать правилам, выученным в детстве, которые говорят, что нельзя класть локти на стол. Посмотрите, как мужчины сидят на совещаниях. Когда говорят уверенные мужчины, они почти всегда наклоняются вперед, а их локти и кисти лежат на столе. Когда мужчины слушают что-то интригующее, вы увидите, что они сидят, облокотившись, положив подбородок на переплетенные кисти.
И что делаем мы? Мы часто делаем то, чему нас учили: сидим робко, сложив руки на коленях или под столом. Разница поражает. Сначала может быть некомфортно, но все исследования указывают на необходимость класть руки на стол, если вы хотите, чтобы вас воспринимали всерьез.
СОВЕТЫ
Если вы на совещании, то слегка наклонитесь вперед, положив руки на стол и слегка переплетя кисти. Благодаря этому вы будете выглядеть более вовлеченной в разговор и находиться в отличной позе для того, чтобы жестикулировать в случае необходимости.
Пока мы говорим о совещании, позвольте мне дать еще пару советов. Каждый раз, когда у вас будет такая возможность, выбирайте место рядом с самым влиятельным человеком в комнате. По неизвестной причине власть этого человека распространяется на тех, кто сидит рядом. Это также передает сообщение о том, что вы не боитесь власти.
Не бойтесь садиться во главе длинного или овального стола. Опять же, это не обеденный стол на День благодарения. С этого места вы сможете видеть всех в комнате, и, что не менее важно, — все смогут видеть вас.
Ошибка 111. Носить очки на шее
Эта привычка наверняка началась с какого-нибудь библиотекаря 1950-х годов. Почему женщины покупают цепочки, чтобы вешать очки на шею? Мы что больше, чем мужчины, теряем очки или просто хотим привлечь внимание к тому факту, что стареем? В некоторых магазинах такие цепочки даже выставляются как аксессуары. Во имя полного разоблачения я должна признаться, что пристрастилась к такой цепочке для своих очков для чтения. Но… Я никогда не использую их в профессиональных ситуациях, только когда делаю покупки, или лечу на самолете, или работаю дома, чтобы их не потерять.
На мастер-классе по развитию навыков презентации была женщина лет пятидесяти, которая держала свои очки на протяжении всей ее записанной на видео сессии, длившейся полчаса. Она не только держала их, но и крутила в руках, пока слушала вопросы аудитории. Она ни разу не надела их, и это навело меня на мысль, что они были скорее реквизитом, нежели необходимостью.
Говоря, что редкая женщина, в отличие от мужчин, обнаружит, что ее убедительность возрастает с годами, я рискую быть обвиненной в дискриминации по возрасту. Я участвую в односторонней кампании, чтобы изменить это, пытаясь быть ролевой моделью того, как можно стареть с достоинством, и хотя я не думаю, что это нужно скрывать или об этом нужно лгать, я также не считаю, что есть необходимость это подчеркивать.
СОВЕТЫ
Если вы беспокоитесь, сможете ли прочитать записи во время презентации, напечатайте их достаточно крупным шрифтом, чтобы видеть без очков. Презентация в формате PowerPoint также поможет вам следовать плану, и вам не придется надевать и снимать очки.
Если вам нужен реквизит, используйте маркер или карандаш. Нет ничего неправильного в том, чтобы его держать; просто обратите внимание на то, чтобы не стучать и не щелкать им, не вертеть, отвлекая тем самым от вашего сообщения.
Мой офтальмолог научил меня одной хитрости. Для чтения можно носить пару простых очков с линзами внизу. Хотя я ношу контактные линзы, чтобы скрыть сильную близорукость, я надеваю поверх них очки, чтобы мне не пришлось постоянно надевать и снимать очки для чтения.
Пока мы говорим об очках, помните: их можно использовать в качестве реквизита, который поможет вам выглядеть старше, если у вас возникают трудности с тем, что вас не воспринимают всерьез, потому что вы слишком молодо выглядите. Даже если вам не надо корректировать зрение, пара очков, отпускаемых без рецепта, позволит вам выглядеть чуть старше.
Ошибка 112. Слишком много аксессуаров
Аксессуары могут быть вашим лучшим другом или злейшим врагом. Однажды я смотрела видеоконференцию, во время которой бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт рассказывала о политическом курсе страны. Она была в прекрасно скроенном платье, абсолютно подходящем для мероприятия, но на ней была ее фирменная огромная брошь. На мой взгляд, это отвлекало от ее сообщения: я обнаружила, что на протяжении всей презентации пыталась понять, что это за брошь, а не концентрировалась на том, что она говорила.
Я научилась использовать аксессуары, чтобы управлять впечатлением о том, что я очень серьезная, которое обычно произвожу. Пытаясь произвести впечатление большей легкомысленности, я надеваю игривые броши. Одна из них часто привлекает внимание: на ней изображены три держащиеся за руки женщины с растрепанными волосами и в ярких платьях. Это мой способ передать сообщение о том, что я могу быть серьезной, но люблю веселье, как и человек рядом. Конечно, если бы мне сказали, что я слишком веселая, моя тактика была бы другой.
Тщательно подобранные аксессуары добавляют стиля и личности в консервативный по сути дресс-код. Они доносят сообщение о вас, которое могут и не услышать из ваших слов или не понять из внешнего вида. Но когда они неуместны или их слишком много, они отвлекают от вашей убедительности. Аксессуары делают заявление — подумайте, какое хотите сделать вы.
Советы
Не надевайте на работу длинные серьги. Придерживайтесь правила: не больше, чем монетка в 25 центов.
Добавьте в свой набор аксессуаров недорогое жемчужное ожерелье и серьги. Они никогда не выходят из моды.
Аксессуары должны соответствовать не только вашему наряду, но и тому, чем вы будете заниматься в тот день. Причудливая брошь может быть уместна, когда вы встречаетесь только с коллегами, но в ней нет необходимости, если вы презентуете стратегический план.
Аналогично: чем больше группа, с которой вы говорите, тем крупнее могут быть аксессуары. Просто убедитесь, что не совершаете ту же ошибку, что и госсекретарь Олбрайт.
Сделайте то же самое, что было предложено в разделе про макияж. Встаньте спиной к зеркалу и быстро повернитесь. Какой-то аксессуар выделяется? Если да, то подумайте о том, чтобы заменить его.
Ошибка 113. Плохой визуальный контакт
Есть несколько факторов, которые влияют на стремление избегать взгляда другого человека. В некоторых культурах знаком уважения является взгляд в сторону во время разговора с тем, кто старше либо обладает большей властью или выше ростом, чем вы. Есть исследование, предполагающее, что избегание визуального контакта — признак обмана. Дети не смотрят на нас, когда знают, что сделали что-то неправильное, или когда их ругают.
Когда женщина избегает визуального контакта, обычно это служит верным признаком того, что ей некомфортно или что она не уверена в себе. Если глаза — это зеркало души, тогда вы должны использовать их, чтобы позволить другим увидеть вашу искренность, уверенность в себе и знание и чтобы увидеть черты другого человека. Это можно наблюдать, когда телеведущие берут интервью. Они изучили искусство визуального контакта. Обратите внимание, как телеведущие смотрят людям прямо в глаза, особенно когда задают сложные вопросы. Обратите внимание и на то, как они отводят взгляд, когда смущаются или когда кто-то говорит такое, что застает их врасплох. Они так хороши еще потому, что, посмотрев в глаза человеку, часто понимают, о чем он думает, и задают следующий вопрос, основываясь на этом. Необязательно быть интервьюером на телевидении, чтобы использовать визуальный контакт с пользой для себя.
СОВЕТЫ
Когда идете в кино, посмотрите, как более уверенные в себе женские персонажи используют взгляд, чтобы передать сообщение. Мысленно отметьте специфические модели поведения, которые дополняют это впечатление.
Если вы получили обратную связь, что склонны пялиться, возьмите в привычку смотреть немного вверх или в сторону, когда думаете, что ответить. Это разрывает визуальный контакт и дает достаточно времени для паузы.
Приветствуя кого-либо, обязательно посмотрите ему в глаза. Это ставит вас на один уровень.