Майк Байстер и Кристин Лоберг «Быстрый ум: Как забывать лишнее и помнить нужное»
Навыки 1 и 2: сосредоточенность и концентрация
Умеете ли вы следовать указаниям?
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
КОНФУЦИЙ
Сосредоточенность и концентрация — два отдельных, но неразрывно связанных друг с другом навыка. Для себя я определяю сосредоточение как способность оставаться в настоящем — фокусировать внимание на цели, ни на что не отвлекаясь. Концентрация при этом подразумевает более широкую картину; это способность видеть объект как целое. К примеру, когда вы едете по незнакомой дороге по местам, где никогда не бывали, концентрация выполняет общую задачу доставки вас в конечную точку маршрута, а сосредоточенность заботится о том, чтобы вы добрались туда без происшествий. Сосредоточенность — это внимание, сопровождающее процесс: пункт за пунктом, светофор за светофором; именно оно позволяет проделывать все операции безошибочно. Но, хотя мы можем дать отдельные определения сосредоточенности и концентрации внимания, в интересующем нас аспекте они так прочно переплетены, что в этой главе мы будем рассматривать их вместе.
Остановитесь на минутку и подумайте, какие профессии требуют от человека высокого уровня сосредоточенности и концентрации в течение длительных периодов времени. Хирург, летчик-испытатель, автогонщик, боец сил специального назначения, шахматист — всякий, кто выбирает для себя эти профессии или хобби, требующие величайшей точности и аккуратности, должен целенаправленно тренировать мозг для достижения исключительного уровня концентрации. Таким людям приходится все время бороться с потенциально отвлекающими факторами, в частности, с посторонними мыслями — от привязчивых мелодий до раздумий над личными и семейными проблемами; опасны даже позитивные мысли, которые иногда обрушиваются на мозг совершенно неожиданно, как камикадзе. К несчастью, недостаточно просто приказать себе не думать о белой обезьяне; мягко говоря, это не всегда получается (опыт показывает, что не получается никогда). Если вас что-то тревожит, не стоит ожидать, что от этого легко удастся избавиться; само оно не уйдет.
Но помимо умения избавляться от навязчивых мыслей, способных отвлечь глаза и мысли от текущей задачи, когда вы пытаетесь сфокусироваться и сконцентрироваться, у этого навыка есть и другая сторона: умение в нужный момент собраться и поддерживать себя в рабочем состоянии. Вспомните, когда в последний раз вы пытались по-настоящему сосредоточиться. Вероятно, вы были в напряжении — может быть, писали контрольную, находились в сложной дорожной ситуации и пытались избежать аварии, готовились к презентации, выбирали следующий ход в игре или решали, с какой стороны подойти к новому заданию на работе. У каждого из нас бывают минуты, когда необходимо срочно сосредоточиться; тогда мы говорим себе: «Сосредоточься! Внимание!» Понятно, что в таких случаях, чтобы удержать внимание на объекте, необходим определенный уровень самоконтроля и немалая сила воли.
Продумывая этот раздел книги, я познакомился с интереснейшей информацией о том, как человеческий мозг использует энергию на сосредоточение и концентрацию. Рой Баумейстер, автор книги «Сила воли: открывая заново самую мощную человеческую способность» (Willpower: Rediscovering the Greatest Human Strength), написал об этом в недавней статье в Bloomberg Businessweek. Он объясняет, что вещества, активизирующие клетки нашего мозга, создаются в крови из глюкозы и что любой самоконтроль — включая и сосредоточенность, и концентрацию — черпает энергию из тех же запасов. Решение задач, принятие решений или любые напряженные размышления снижают уровень глюкозы в крови и, соответственно, ослабляют наш самоконтроль и лишают нас силы воли.
Именно этим объясняется то, что чем дольше вы фокусируете внимание, тем сложнее сопротивляться искушениям и посторонним мыслям. А если бы удавалось оттянуть момент, когда сосредоточенность и концентрация начинают ослабевать? Или — что важнее — сохранять состояние сосредоточенности и концентрации постоянно, причем естественно и без усилий, не расходуя при этом дополнительную энергию? Если бы человек мог автоматически сдерживать посторонние мысли, а важные мысли всегда держал в фокусе внимания, он мог бы делать намного больше — и с меньшими усилиями!
Определенно, именно это выделяет лучших хирургов, летчиков-испытателей и шахматистов из среды обычных людей. Дело не в том, что они изначально лучше концентрируется — так же, как спринтер-рекордсмен бегает быстро благодаря генам. Скорее наоборот: те, кто хорошо концентрируется, просто умеют избавляться от посторонних мыслей и сосредоточиваться на решаемой задаче. Научиться этому не так уж сложно; достаточно иметь терпение и не жалеть усилий на овладение необходимыми навыками. Именно этим я предлагаю вам заняться в этой главе.
Однако для начала я хочу поговорить о самых недооцененных аспектах этого искусства; может показаться, что оно вообще не имеет ничего общего с умением сосредоточиться и сконцентрировать внимание. Хотите верьте, хотите нет, но одним из важнейших ингредиентов сосредоточенности и концентрации является уверенность в себе. Самоконтроль и уверенность в себе жизненно необходимы для фокусировки и концентрации внимания. Чтобы понять, в чем тут дело, обратимся к бейсболу.
Возможно, сомнения в себе — это болезнь
Если вам когда-нибудь захочется почитать истории о талантливых людях, переживших странную и необъяснимую неудачу, я рекомендую вам зайти в Интернет и набрать «болезнь Стива Бласса». В 1971 г. Стив Бласс из команды Pittsburg Pirates считался лучшим подающим главной бейсбольной лиги. Два года спустя он был не способен даже бросить мяч кетчеру. Под взглядами телекамер он выходил на позицию броска — и застывал на месте. К несчастью, имя Бласса вошло в историю спорта именно в связи со странной и необъяснимой потерей самоконтроля после сезона 1972 г. В 88 иннингах он дал продвинуться бэттерам 84 раза и только 27 раз обыграл их. Сезон 1973 г. он еще пытался играть, сезон 1974 г. провел в низших лигах. В марте 1975 г. он ушел из бейсбола и сегодня участвует в игре лишь в качестве комментатора.
Состояние под названием «болезнь Стива Бласса» прочно вошло в бейсбольный лексикон. Этот «диагноз» ставят талантливым игрокам, которые вдруг загадочно и навсегда теряют способность точно кидать мяч. Внешне все выглядит так, будто у здоровых молодых людей серьезно нарушается фундаментальная механика тела, которая затем никогда уже полностью не восстанавливается. И, что еще хуже, этот недостаток проявляется только во время реальных игр. На тренировках они бросают точно в цель, а во время матча с трудом совершают нужные движения (или вообще отказываются играть). В случае полевого игрока аналогичное состояние в бейсбольном мире иногда называют «синдромом Стива Сакса». История Сакса столь же загадочна, но кончается чуть лучше.
Стив Сакс был знаменитым вторым бейсменом и праворуким бэттером в командах Los Angeles Dodges (1981–1988), New York Yankees (1989–1991), Chicago White Sox (1992–1993) и Oakland Athletics (1994). Его никогда не причисляли к лучшим игрокам лиги, но в 1983 г. Сакс вообще потерял способность проводить даже самые обычные броски на первую базу; тогда он совершил за сезон 30 откровенных ошибок. Болельщики возле первой базы в насмешку над неудачливым игроком начали надевать защитные шлемы. (Педро Герреро, товарищ Сакса по команде, однажды даже сказал, что при игре на третьей базе первым делом ему в голову приходит: «Только бы не отбили ко мне», — а вторым: «Только бы не отбили к Саксу».) К счастью, однако, Сакс сумел справиться с собой и к 1989 г. полностью «излечился» от своего странного недуга; в том сезоне он возглавил рейтинг Американской бейсбольной лиги и по дабл-плеям, и по проценту приема мячей.
Можно вспомнить историю Чака Кноблауча, тоже ставшего жертвой подобного состояния. В течение 12 сезонов, с 1991 по 2002 г., Кноблауч играл за лучшие американские клубы.
В основном он выступал в роли второго бейсмена и лишь в последние два сезона был левым филдером. Одно время он считался одним из лучших филдеров, но вскоре после перехода в New York Yankees его игра резко ухудшилась. В 1999 г. Кноблаучу уже с трудом давались точные броски на первую базу, а к 2000 г. проблема стала настолько серьезной, что Кноблауч по большей части весь матч просиживал запасным и мячи не подавал.
Кноблауч перепробовал множество способов решения проблемы, но показатели не улучшались. Он делал беспрецедентное количество ошибок при подаче, посылая мяч мимо игрока на первой базе. Во время одного матча посланный им мяч улетел в толпу зрителей и попал в лицо матери обозревателя Кита Олбермана. К удивлению комментаторов и болельщиков, да и к немалому собственному удивлению, Кноблауч так никогда и не смог восстановить точность броска. В конце концов менеджер команды Джо Торре принял решение не выпускать его на поле, и на этом спортивная карьера Кноблауча завершилась.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ МЕНТАЛЬНЫЕ БЛОКИ
Я рассказываю вам эти истории не только потому, что очень люблю бейсбол и хорошо знаком с биографиями многих игроков (поверьте мне, в Главной бейсбольной лиге много больше жертв синдрома неуверенности в себе, чем я назвал; можно вспомнить хотя бы Рика Анкила или Донтрелла Уиллиса, не говоря уже о бесчисленных профессионалах других видов спорта); все они иллюстрируют одно универсальное правило: неудача чаще всего поджидает нас там и тогда, где и когда ее меньше всего ожидаешь или когда ставки особенно высоки. Далеко не каждому из нас приходится выступать на глазах у тысяч людей, как профессиональным спортсменам, знаменитостям или политикам, но наверняка каждому случалось споткнуться именно в тот момент, когда это могло особенно дорого ему обойтись. Возможно, кому то вспомнится глупейшая ошибка на ответственной контрольной, у других это могло быть интервью при приеме на работу или неудачный проект, погубивший многообещающую карьеру.
Из всех навыков, которые вам предстоит освоить и отточить при помощи этой книги, один занимает особое место; его необходимо культивировать самым тщательным образом, независимо от всего остального. Речь идет об уверенности. Сомнение в себе может привести к катастрофическим последствиям. Вместе с уменьшением уверенности в себе слабеет и способность фокусироваться и концентрироваться. Я не знаю ни одного человека, которому в жизни ни разу не пришлось бы столкнуться с состоянием психической заторможенности. К примеру, моя коллега, соавтор по этой книге, в процессе работы поделилась со мной историей, которая произошла с ней в колледже. Она долго и упорно готовилась к последнему экзамену, которым был, представьте себе, математический анализ. В течение семестра ей едва удавалось держаться на плаву — ведь предмет очень сложный, — и Кристин понимала, что для хорошей оценки ей необходимо как следует показать себя на экзамене. (Она уже смирилась с тем, что отличную оценку ей не получить ни при каких обстоятельствах. В таких местах, как Корнеллский университет, отличные оценки зарезервированы для математических гениев.) Для успешной сдачи этого конкретного теста нужно было выучить наизусть формулы и уметь их применять. Ни о каких шпаргалках не могло быть и речи. Вообще, те формулы можно сравнить со знанием сигналов светофора: красный — стой, зеленый — иди. Они обеспечивают получение конечного результата и верных ответов.
За несколько минут до раздачи заданий Кристин вспомнила формулы, пробежалась глазами по своим записям и убрала их.
Она чувствовала, что готова к работе. Но одновременно она ощущала сильнейшее внутреннее напряжение. Оглядевшись вокруг, она поняла, что и вокруг царит то же напряжение: воздух в комнате как будто дрожал и закручивался невидимыми водоворотами. Часы показали 19:00, и преподаватель разрешил начать работу.
А затем произошло немыслимое. Кристин напрочь забыла две самые важные формулы. Они бесследно испарились из ее головы. Она попыталась визуально представить себе лист записей, на который смотрела всего лишь несколько секунд назад. Но везде — в мозгу, в записях, даже на листе задания, лежавшем перед ней на столе, — царила пустота. Кристин начала мысленно перебирать жуткие сценарии ближайшего будущего, в самом страшном из которых провалила экзамен и подвела и себя, и своих родителей, и своего профессора. Она сделала несколько глубоких вдохов и попыталась расслабиться, но напряжение продолжало нарастать. А время шло.
В конце концов Кристин удалось выполнить большую часть заданий теста, но в нескольких случаях она использовала неверную формулу, что стоило ей в итоге нескольких баллов. Она, конечно, не провалила испытание, но и звездным тот день для нее не стал — вообще, оценка, полученная в том семестре, так и осталась худшей в ее университетской жизни. А ведь если бы Кристин не споткнулась в те первые минуты и справилась со своим волнением, она могла бы написать контрольную на отлично и даже поднять свой средний балл. Но, увы, этого не произошло. Сегодня Кристин довольна судьбой и своей работой, которая связана скорее со словами, чем с числами, и все-таки она считает, что точные науки, все эти матанализы и химии, помогли ей развить творческие способности.
С тем, что Кристин так красочно описала мне, я и прежде сталкивался не раз; мне очень часто жалуются на подобные переживания. Родители сетуют, что не в состоянии понять, почему в обычной обстановке их дети вполне справляются с заданиями, а на контрольной на них находит настоящий ступор. На своих встречах я первым делом объясняю, что мозг намного лучше работает в спокойном состоянии, чем в условиях стресса. Возможно, это кажется очевидным, но приходится постоянно напоминать людям о том, как важно чувствовать себя спокойно во время любого испытания. У меня есть и собственный опыт, подтверждающий эту азбучную истину. Закономерность я заметил давно, еще когда работал трейдером: самых лучших результатов мне удавалось добиться в те дни, когда я был спокоен и собран. Но прошло много времени, прежде чем я научился успокаиваться при необходимости и обретать столь нужную мне уверенность. Не буду приукрашивать истину: чтобы научиться владеть собой и управлять собственными способностями, необходимо потратить немало времени и усилий, но мне кажется, что в данном случае это оправданно. Это один из важнейших и фундаментальных навыков, и не надо жалеть времени и сил на его освоение.
Когда то каждый Новый год я загадывал одно и то же желание: «Не нервничать!» Понадобилось восемь лет, чтобы до меня кое-что дошло. Логика победила, я прекратил терзать себя и стал говорить: «Все будет хорошо. А если споткнусь и упаду, встану на ноги опять».
Я постоянно вижу, как дети убиваются (фигурально выражаясь) из-за какой-нибудь плохой оценки или нелестного замечания учителя. Но если сказать себе, что все будет хорошо, несмотря ни на что, — даже если поначалу будут неудачи, — то в конечном итоге наверняка удастся вырваться вперед и добиться успеха. Конечно, закон сложения ошибок всегда будет действовать, но если приложить все силы, то ошибки будут случаться все реже и реже, а промежутки между ними увеличатся. Закон сложения ошибок больше всего угрожает тем, кто не старается избежать ошибок или постоянно совершает «невынужденные ошибки» из-за потери сосредоточенности и концентрации. Но те, кто идет вперед с решимостью и верой в себя, добиваются максимальных успехов (причем со стороны всегда кажется, что происходит это само собой).
Я совершенно уверен: единственное, что всерьез угрожает каждому из нас, — это отсутствие уверенности в себе. При этом часто случается, что одновременно с потерей уверенности в себе человек теряет и способность мыслить логически. Как в случае с Кристин, сознание чувствует «опасность» или неизбежную неудачу и тут же начинаются панические мысли («У меня не получится! Я неудачник! Я никогда не добьюсь успеха! Я никогда не научусь! Я умру!»). Насколько алогичны эти утверждения!
Признаюсь, что, когда я только начинал выступать, я был в этом деле далеко не «гением». Все было для меня непривычно — и сцена, и большая аудитория, и необходимость произвести впечатление на зрителей. Поэтому я совершал ошибки, иногда достаточно серьезные, и меня это всерьез тревожило. Иногда жена напоминает мне, как однажды после шоу, полного всевозможных накладок и ошибок с моей стороны, я сказал что то вроде: «Хочется пойти домой и пустить себе пулю с лоб — застрелюсь, точно!» Тогда она отозвала меня в сторонку и сообщила, что фразу эту я произнес отнюдь не про себя и даже не себе под нос — на самом деле я невольно поделился этой мыслью со всей аудиторией, состоявшей из школьников, их родителей и учителей.
Тот случай многому меня научил. Признаюсь, мне потребовалось время, чтобы понять: каждый человек имеет право на ошибку. Но теперь я превращаю свои ошибки в самые поучительные моменты шоу. Когда дети понимают, что человек с моими мозгами тоже может иногда ошибаться, я просто физически чувствую, как по аудитории проходит волна возбуждения. До них наконец доходит, что мы — это не «они» и «я». Мы одинаковые. Даже у тех, кто хорошо умеет что то делать, может случиться неудачный день. И есть лишь одно качество, которое отличает тех, кто терпит неудачи и все равно идет вперед, от тех, кто никогда уже не поднимется: уверенность в себе. Если вы потеряли работу из-за скромных результатов, вам надо сказать себе, что вы обязательно сможете найти другую работу и у вас будет еще одна возможность проявить себя. Эту уверенность нужно всячески поддерживать в себе, потому что никто другой этого за вас не сделает. По той же логике, не стоит ожидать, что кто-то даст вам уверенность. Уверенность в себе должна идти изнутри.
Я не знаю ни одного человека, который не боялся бы неудачи в условиях серьезного напряжения или стресса. Важно только, чтобы вы всегда помнили (в том числе и при выполнении упражнений, приведенных в книге): тревога перед испытанием — это нормально. Но вот вам совет: тренируйте умение использовать свой мозг в ситуациях, когда последствия не слишком серьезны.
Невозможно передать словами, какое мощное преобразующее воздействие на личность оказывает развитие мозга в тех областях, где он слаб, и формирование навыков, практически не затронутых в процессе формального образования. Однажды, когда вам действительно понадобится использовать мозг как то по новому, вы окажетесь к этому готовы. Вы проявите себя и поразите окружающих. Люди склонны практиковаться в том, что у них уже хорошо получается, а не разрабатывать новые умения и не подтягивать слабые свои стороны. Давайте изменим эту традицию и начнем с самого фундаментального из умений — с умения сосредоточиться и сконцентрировать внимание.