Майк Лайдон, Энтони Гарсиа «Тактический урбанизм»
«ИСТОЧНИКИ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ТАКТИЧЕСКОГО УРБАНИЗМА»
Было бы приятно думать, будто мы изобрели какую-то небывалую форму урбанизма, но, по правде говоря, желание решать проблемы городской жизни средствами временными и недорогими вовсе не ново. Мы свели воедино набор ключевых требований (временные ограничения, низкие расходы, гибкость, возможность многократных повторений, участие местных жителей), который мы находим в разные исторические эпохи, и соотнесли его с веком цифры. Начиная с устанавливавшихся на определенный срок римских лагерей до книгонош, незаконно торговавших на берегах Сены в XVI веке, и до временного Белого города Чикагской всемирной ярмарки 1892-го яркие проявления тактического урбанизма на всем протяжении истории постоянно вписывались в схемы городского строительства.
Ныне конвергенция нескольких социальных, экономических и технологических трендов (об этом мы подробнее поговорим в главе 3) помогла и нам лично, и многим другим заново открыть преимущества того, что мы теперь называем тактическим урбанизмом. И наконец, тактический урбанизм наилучшим образом отвечает фундаментальной потребности человека в осознанном действии, направленном на обеспечение роста социального капитала, экономических возможностей и доступности пищи, на усиление защиты от естественных угроз и злоумышленников, на улучшение устройства жизни в целом. Эта потребность проявляется и на уровне масштабных стратегий, которые способствуют дешевому и эффективному развитию зданий, улиц и парков, и на микроуровне внутри городов — в тактике, включающей элементы коммерции, политики, досуга и искусства.
Исторические прецеденты, рассматриваемые в этой главе, не являются ни всеохватывающими, ни идеально точными, однако они вполне годятся на роль предшественников и вдохновителей новых изобретений тактического урбанизма. Принципы не привязаны к какому-то времени. Человеческая изобретательность, направленная на улучшение городской жизни, не различает ни профессии, ни отрасли, ни определенного интервала на линии времени. У нас всегда остаются какие-то неудовлетворенные нужды и неисследованные возможности для совершенствования жизни в городе. Те, кто честно, творчески, эффективно берется за решение подобных проблем, и в XXI веке будут вести нас и вдохновлять.
ПЕРВАЯ УЛИЦА
Из улиц состоит позвоночник города, и они — главный резерв общественного пространства. Поэтому вполне естественно, что мы обнаружили дух граждански активного урбанизма в итеративном, по большей части основанном на горизонтальных связях процессе создания первой, как полагают историки, городской улицы. Неолитическое поселение Хирокития на Кипре существовало примерно в VII–III тысячелетиях до н.э., за несколько тысячелетий до того, как люди начали использовать керамические инструменты. В пору высшего расцвета поселение вмещало от трехсот до шестисот человек.
Поселение состояло из круглых каменных строений разного размера, тянувшихся вдоль прямой улицы. В совокупности эти строения и улица образовывали единую структуру на вершине горы, куда снизу можно было попасть, лишь пройдя сложную систему лестниц и троп, то есть поселение было уже городом с ограниченным доступом в некоторые его точки. Длина улицы составляла 185 метров. Вымощенная добытыми в горах камнями, она предназначалась для удовлетворения основных потребностей жителей: в мобильности, незатрудненном общении, торговле и безопасности.
Был достигнут продвинутый уровень социального сотрудничества и совместной работы. Действовал и более масштабный план, охватывавший улицу вместе со всем поселением. На самом деле «улица» представляла собой отнюдь не просто оставленный пустым участок между постройками — это была особая структура, обдуманно создававшаяся с целью получить контролируемые точки доступа. Не имея никаких формальных, иерархических структур управления, жители Хирокитии сами и только сами отвечали за строительство и содержание улицы. Они понимали, как она важна для сохранения всего поселения.
Разумеется, в то время почти наверняка было множество дорог и троп, возникших стихийно, но жителям Хирокитии удалось прийти к единому мнению и обеспечить неприкосновенный облик улицы. Каждый должен был соблюдать границы между принадлежавшей всем улицей и частным домом. Судя по всему, они успешно с этим справлялись: на протяжении тысячелетий физический облик улицы не менялся.
И в отсутствие других общественных пространств эта улица исполняла социальную функцию, внося в поселение элемент урбанизма.
Хотя едва ли жители Хирокитии занимались планированием в современном смысле слова, продуманная организация строительства вдоль этой общей артерии раскрывает перед нами один из первых в истории процессов публичного, инициированного жителями последовательного планирования. Поскольку в городе жило максимум несколько сотен человек, согласовать потребности народа и волю совета старейшин было несложно. Совет старейшин попросту надзирал за процессом строительства в качестве не столько властителей, сколько арбитров, обеспечивающих консенсус.
Улица Хирокитии свидетельствует об исконном человеческом стремлении улучшать и поддерживать пространство, где мы обитаем как коллектив. В создании города играют существенную роль как формальные, так и неформальные процессы. И хотя легко понять, как несколько сотен жителей деревни сумели договориться и построить одну-единственную улицу, хочется спросить: что же происходит с этим низовым духом городского обустройства, когда численность населения возрастает до нескольких сотен тысяч? На этот вопрос отвечают ныне большие и малые города. Создание улиц, предназначенных для удобства людей, сделалось намного более сложным делом, особенно с появлением разных видов транспорта. Тем не менее возникшие в конце 1960-х голландские кварталы, обустроенные по принципу woonerf (см. ниже), и многочисленные примеры из главы 4 поддерживают надежду на то, что горожане и смогут, и захотят вернуть улицам их первоначальное предназначение: улица существует для того, чтобы здесь гуляли, играли и развлекались, торговали и общались друг с другом. Город создается для людей.
Купить книгу на сайте Издательства Strelka Press