Натали Ратковски «Разреши себе творить»
О мотивации, или Зачем нужны творческие проекты
Когда я только-только начала заниматься творчеством в блокнотах, наблюдатели ерничали: оставлю ли я потом свои тетради пылиться на полке, буду их солить бочками или сразу отправлю в мусорку? Некоторые искренне пытались понять, что же делать со всем создаваемым добром, куда девать плоды своего творчества и нужно ли вообще тратить столько времени на якобы бесполезное.
Мы живем в эпоху прагматизма. Многие свято верят в то, что любые действия должны быть направлены на достижение некой финансово привлекательной цели. Они готовы тратить свои внутренние и внешние ресурсы только на то, что окупится в будущем: принесет выгоду, повысит социальный статус. Неудивительно, что в их глазах художественные тетради и блокноты сильно проигрывают творчеству, на котором можно заработать.
Творческие тетради и дневники создаются в первую очередь для того, чтобы заполнить душевный вакуум, «оторваться» на некоммерческих вещах и дать волю эмоциям. Скажите, сколько стоит ваше душевное равновесие? Во что обойдется творческая отдушина? Можно ли выразить жажду душевного покоя, удовлетворения и личного развития в денежных единицах? Конечно, нет! Так о чем мы спорим?
* * *
В детстве мы с удовольствием рисовали, клеили, мастерили, лепили фигурки из пластилина и чувствовали себя абсолютно счастливыми, не задумываясь о том, что будет дальше с результатами нашего творчества и какой от этого прок. Что, собственно, изменилось? Кто сказал, что заниматься некоммерческим творчеством для взрослого занятие глупое? С каких это пор самореализация бессмысленна?
Мы сами не позволяем себе быть счастливыми, заниматься любимым делом ради самого процесса и жить в свое удовольствие, а не ради осязаемых (а порой ожидаемых от нас) результатов. Но задумываются об этом единицы.
Профессор Гарвардского университета Тал Бен-Шахар описывает в своей книге «Быть счастливее» феномен так называемых «крысиных бегов». Большинство из нас, и я тоже, приучены ждать поощрения за результат. Сдал экзамен на пятерку — получил подарок от родителей, завершил удачно проект — получил премию от начальника и т. д. Тал Бен-Шахар формулирует это так: «Мы привыкаем не думать ни о чем, кроме цели, которая маячит перед нами на горизонте, и не обращать внимания на то, что происходит с нами в настоящий момент… Нас награждают и хвалят не за то, что происходит с нами в пути, а лишь за успешное завершение путешествия».
Излишний прагматизм — не единственная наша проблема. Мы боимся, что окажемся хуже других, что не сумеем создать шедевр или неоправдаем чьих-то надежд. Именно творчество, устремленное вовнутрь, а не на продажу, помогает преодолеть подобные фобии.
Если вы всегда хотели заниматься чем-то творческим, но так и не смогли выкроить время или убедить себя наконец начать, — самое время исправить это.
Вы уверены в том, что именно творчество является для вас источником радости и вдохновения? Тогда разрешите себе заняться любимым делом просто так — без стремления к осязаемому результату! Сделать это не так уж и просто, но здесь вам очень помогут маленькие хитрости.
Советы Джулии Кэмерон
Американка Джулия Кэмерон (Julia Cameron), «тренер» в области творчества, писательница, режиссер, актриса и журналист, дает в своей книге «Золотая жила» емкое описание наших страхов. Она очень подробно рассказывает, почему, даже имея железную силу воли и желание что-то изменить, мы отказываем себе в занятиях творчеством. Жалобы нерешительных звучат примерно одинаково: уже много лет я хочу снова начать рисовать (лепить, шить, мастерить…), но никак не могу заставить себя заняться любимым делом. Совет Джулии — «детские шаги».
Используя примеры из собственной жизни, Джулия советует: если вы хотите написать отличный сценарий, будьте готовы написать… плохой. Как только человек в глубине души готов написать не самый удачный свой текст, он преодолевает блокаду и по крайней мере начинает действовать. То есть делает детский, неуверенный шажок вперед, который в итоге гарантированно приведет его к твердой походке!
Еще одно заблуждение, которое упоминает Джулия, — слепая вера в «когда-нибудь». Я улыбалась, читая «Золотую жилу», потому что узнавала в описаниях себя прежнюю. Я тоже мечтала о «когда-нибудь». Когда-нибудь у меня будут идеальные условия для творчества: просторный и грамотно обустроенный рабочий кабинет с видом на бескрайний зеленый сад, удобные диванчики рядом с каждой книжной полкой. Когда-нибудь я уволюсь с постоянной работы графдизайнера и буду заниматься исключительно тем, что не только кормит, но и приносит истинное удовольствие. А может быть, когда-нибудь мне вообще не нужно будет работать, и вот тогда…
А что если это «когда-нибудь» никогда не настанет? Что если у меня так никогда и не появится устроенного кабинета? Что если уволиться не получится по самым разным причинам, а до пенсии я не доживу? Если бы я сидела и ждала у моря погоды, а не взялась за такие проекты, как «Рисовальный флешмоб» и «365 зарисовок» (более подробно я расскажу о них ниже), то так бы и сетовала, что не занялась тем, что мне по-настоящему нравится, — ежедневным творчеством ради творчества.
Джулия советует не опускать руки. Решение заняться любимыми вещами требует определенного мужества, но далеко не в таких масштабах, как мы себе это представляем.
Разрешите себе делать ошибки. Нельзя прокручивать в сознании один и тот же сценарий «конца света». Например, думать о том, как наши первые творения проигрывают все возможные и невозможные конкурсы мастерства. И о том, как смехотворно они будут выглядеть в сравнении с работами «титанов» или как будут насмехаться коллеги по цеху. Мы боимся оказаться недостаточно способными, сильными или хорошими в своем деле. Поэтому и подвергаем себя заранее эмоциональному террору, опасаясь жесткой критики окружающих.
В одном можно быть уверенным на сто процентов: шанс стать отличным художником, иллюстратором или скульптором будет намного выше, если вы позволите себе им стать! Единственное, что требуется, — мужество начать.