Никита Бондарев «Русские тайны Иосипа Броза Тито. Архивы свидетельствуют»
Многолетний бессменный лидер Югославии, партизан и бонвиван, диктатор и борец с диктатурой, австрийский разведчик и коминтерновский нелегал — все это Иосип Броз Тито. Он, безусловно, является одним из людей, определявших ход истории в XX веке, да и сегодня наследие
Тито продолжает влиять на человеческие судьбы, прежде всего на Балканах, а в какой-то степени и в России.
Написано о Тито много, но предлагаемая вашему вниманию монография претендует на особое место в массиве «титоведческой» литературы.
Во-первых, потому, что эта книга посвящается первой половине жизни будущего вождя, о которой до сих пор домыслов и инсинуаций больше, чем правдивой, научно достоверной информации. Во-вторых, впервые в исследовательской и биографической литературе во главу угла поставлен «русский фактор» в биографии Тито, детально рассматривается как пребывание Иосипа Броза в российском плену в 1915—1920 гг., так и его работа в Коминтерне1, а также обстоятельства его довольно непростой
семейной жизни с П.Д. Белоусовой. Читатель имеет возможность самостоятельно убедиться в том, что личность Иосипа Броза Тито — как человека, военачальника, политика — сформировалась на российской почве и под российским влиянием.
В этом контексте трудно переоценить значение так называемого «коминтерновского периода». В Советский Союз Иосип Броз прибывает, по большому счету, в качестве одного из многих ничем не примечательных членов югославской компартии. Покинул же Тито СССР вторым человеком в партии после Милана Горкича, причем с очень хорошими шансами в ближайшее время стать первым лицом. Во всяком случае, именно такое мнение является господствующим в исторической науке, как югославской, так и отечественной. То есть именно внутри советского периода кроется некое ключевое событие (или события), обусловившее карьерный скачок Тито и повлиявшее на всю его последующую судьбу.
С другой стороны, нам очень немного известно о без малого двух годах, которые Тито провел в Советском Союзе. Мы знаем, что он был референтом сначала в Балканском секретариате КИ, а затем в югославском представительстве, участвовал в VII конгрессе Коминтерна и даже выдвигался в Исполком Коминтерна, хотя кандидатура Тито и не была одобрена руководством КИ. Это практически все. И чем детальнее мы всматриваемся в исследуемый нами период, тем больше мы видим белых пятен. Вследствие этого принципиально важным становятся ответы на вопросы: что происходило с Тито в СССР? Стал ли он вторым лицом в партии, как это утверждает ряд авторов? Находился ли он в тесном контакте с советскими спецслужбами, как полагают некоторые «титоведы»?
На все эти вопросы дан исчерпывающий ответ в данной монографии.
Наша тема особенно актуальна в связи с тем, что официальная наука, по большому счету, отвернулась от пробелов и не до конца выясненных обстоятельств в биографии Тито. Эти бреши сегодня заполняют претендующие на сенсационность «труды» политически ангажированных журналистов, самопровозглашенных докторов конспирологии, медиумов, астрологов, а также «очевидцев», имевших счастье один раз пожать руку товарищу Тито. Именно эти часто бульварные издания сегодня формируют общественное мнение об Иосипе Брозе Тито. Во всяком случае, в Сербии и Хорватии дело обстоит именно так. Тито называют и офицером советской разведки и наоборот — засланным в Советский Союз агентом абвера. Пишут и о том, что настоящего Тито русские подменили двойником и именно этот человек возглавил партию и руководил партизанами.
В этой ситуации восполнить пробелы в биографии Тито для нас не только долг ученого, но и в каком-то смысле гражданский долг. Ведь искажающие биографию Иосипа Броза Тито публикации бросают тень на историю и нашей страны. Отметим, кстати, что вышедшая недавно в легендарной серии «ЖЗЛ» биография Иосипа Броза Тито, принадлежащая перу тележурналиста Евгения Матонина, с этой важнейшей задачей не справляется1. Вместо того чтобы развенчивать мифы, Матонин их репродуцирует, а работу с архивами и мемуарами ему заменила балканская желтая пресса.
Первая часть нашей книги, посвященная периоду с 90-х гг. XIX века до середины 30-х гг. XX века, написана в основном на материале биографий Иосипа Броза Тито как официальных прижизненных, так и современных, критических. Работая с биографической литературой мы пытались, помимо всего прочего, отследить становление и развитие мифа о Тито, создание вождю югославских народов идеальной коммунистической биографии3. Широко используются мемуары и свидетельства
современников событий, материалы российских краеведов.
Вторая часть работы посвящена периоду 1935—1939 гг. Хотя ее хронологические рамки существенно у́же, по объему эти главы получилось даже больше первой части, что неудивительно, с учетом принципиальной важности данного периода. Вторая часть в значительной мере написана на архивных материалах, прежде всего фондах Исполкома Коминтерна из Российского государственного архива социальной и политической истории (бывшего Института марксизма-ленинизма). Используются мемуары, в том числе впервые в данном контексте, воспоминания диссидентки-правозащитницы Елены Боннэр, которую с Иосипом Брозом и его семейством многое связывает. В приложении к нашей книге этот период иллюстрируется избранными местами из посвященной Коминтерну книги Ивана Караиванова «Люди и пигмеи» (и сам этот человек, и его работа принципиально важны для понимания некоторых нюансов биографии Тито). Также в приложении впервые публикуются архивные материалы, связанные с деятельностью Военно-политических курсов Коминтерна (они же «партизанская академия») и фрагменты из коминтерновского учебного пособия по организации народных волнений с целью последующего захвата власти. По нашему глубокому убеждению, именно на этих пособиях сформировался Иосип Броз Тито как партизан и революционер. В заключение традиционные слова благодарности сербским коллегам Николе Поповичу, Убавке Вуешевич, Алексею Тимофееву, Горану Милорадовичу; хорватским авторам Денису Кулишу, Вильяму Клингеру, Марко
Стричевичу; моему дважды научному руководителю д.и.н. Е.Ю. Гуськовой; покойному директору Института славяноведения РАН В.К. Волкову и ныне здравствующему К.В. Никифорову; Л.П. Решетникову, человеку,генералу и балканисту; моим родителям, жене Татьяне и дочери Маше.
Глава I
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ИОСИПА БРОЗА.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ
ФАКТОРЫ В БИОГРАФИИ ТИТО
Данная глава охватывает период с 1892 по 1914 г., то есть от рождения Иосипа Броз Тито до начала Первой мировой войны. Своего рода антиэпиграфом к первой главе может послужить отрывок из посвященного Тито стихотворения Радована Зоговича в переводе Н. Асеева:
Я пою про Загорье, про матерь Марию,
Про док Кралевацкий и про все,
Что глаза его видели с детской поры,
Про слезу, что сверкнула горячей отеческой лаской
При рассказе о страшном побоище Фрушкой горы…
Кто был Тито отец, вы узнаете, и кто мать,
Что его родила.
Разузнали и знайте, но помните: этого мало.
Ведь родители Тито — титана-народа дела
И борьба, что его воспитала!
Если абстрагироваться от поэтической формы, перед нами призыв судить об Иосипе Брозе прежде всего по делам руководимого им народа, по реалиям жизни управляемой им страны, а не по частным моментам его биографии. Этот призыв находит своеобразное логическое завершение в фильме Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо». В разговоре героев фильма всплывает имя Иосипа Броза Тито, один из них говорит другому:
«Что бы ты о нем ни говорил, это бесполезно. Тито есть Тито, Тито всегда был Тито и всегда будет Тито».
Во многом именно на развенчание этой идиомы направлена наша книга.
Иосип Броз родился в 1892 г. в хорватской деревне Кумровец. Одним из основных моментов, повлиявших на детство и молодость Тито, определивших всю его личность, был тот факт, что его отец Франьо Броз был хорват, а мать Мария Яворшек (или Явершек) — словенка. Что касается «социального происхождения» Тито, то большая часть его предков занимались извозом, в частности, дед был перевозчиком соли, а отец перевозил вообще любые грузы. По поводу непосильной работы, обычной для ребенка в бедняцкой семье, Тито говорил: «Я был рабочей силой…детства у меня не было». Иными словами, перед нами действительно архитипический крестьянин-бедняк, каковым Иосип Броз назвал себя в различных коминтерновских анкетах. Из всех известных нам биографий Тито только написанная Владо Дедиером, которую мы условно считаем первой, начинается непосредственно с описания родных мест Иосипа Броза и детских лет вождя. Все остальные авторы используют один и тот же литературный прием: в качестве вступления дается образ Тито, состоявшегося политического лидера и государственного деятеля, в окружении внимательных слушателей, принимающих на веру все его слова, воспринимающих его биографию именно так, как он считает нужным. В зависимости от направленности биографии это могут быть пионеры, рабочие и даже «слегка разогретый напитками» маршал Толбухин, внимающий застольным рассказам Тито. Вождь объясняет слушателям, что из всей его жизни наименее важный период — детство, наименее важная тема — происхождение. Главное —это борьба («борьба, что его воспитала»).
Это заранее снимает многие вопросы, могущие возникнуть у читателя.
Воровать в чужом саду яблоки хорошо или плохо? Хорошо, если это сад богача, тем более если в доме нечего есть. Можно ли тратить на сладости данные родителями для других целей деньги? Можно, если
это деньги на церковь, особенно если там налагают епитимью за кражу яблок из сада богача. И так далее…