Пэг Доусон и Ричард Гуар «Ваш ребенок может все»
Десять принципов работы над развитием организационных навыков ребенка
(1 часть)
1. Обучайте ребенка недостающим навыкам, а не ждите, что он приобретет их неосознанно или путем наблюдения.
Некоторые дети имеют естественную склонность к эффективному использованию организационных навыков, а другие не могут действовать самостоятельно. Та же ситуация возможна с другими навыками, например чтением. Мало кто из детей может научиться читать самостоятельно, большинству требуется длительное обучение. Часть детей приобретает этот навык не так быстро и просто, как хотелось бы, даже в классе. <…> Мы должны дать
детям четкие инструкции: определить проблемное поведение и поведение, ведущее к достижению цели, а потом разработать и использовать на практике алгоритм обучения с постепенным ослаблением контроля.
Однако есть и другие, более естественные способы обучения с помощью поддержки и даже игр, способствующих развитию организационных навыков в целом, а не проработке конкретных задач.
2. Учитывайте уровень развития ребенка.
Мы не ждем, что пятилетний ребенок сможет спланировать свой день и приготовить себе обед, десятилетний — сам собраться в летний лагерь, а четырнадцатилетний будет жить самостоятельно. И все же мы встречаем немало родителей с нереалистичными ожиданиями, не соответствующими уровню развития ребенка. Например, однажды мы работали с матерью, которая считала, будто ее восьмилетняя дочь должна сама помнить о том, что каждое утро нужно принять лекарство от астмы. Большинству детей в этом нужна помощь на протяжении всей младшей школы, если не дольше . И мы постоянно работаем с родителями старшеклассников, обе-
спокоенных тем, что их дети не имеют четкого плана поступления в колледж, не знают, как туда попасть и что делать после окончания школы.
3. Двигайтесь от внешнего к внутреннему.
Как мы уже говорили, когда ваш ребенок маленький, вы фактически выполняете функции его лобных долей. Тренировка организационных навыков начинается во внешней среде. Прежде чем учить ребенка не перебегать дорогу, вы, подойдя к перекрестку, стояли и держали его за руку, чтобы он сам не двинулся с места. Постепенно, благодаря тому что вы постоянно повторяли правило «Смотрим в обе стороны, и только после этого переходим», ребенок понял инструкции, затем стал их выполнять под вашим присмотром и теперь уже в состоянии перейти дорогу самостоятельно.
4. Помните, что под внешним изменением подразумевается изменение в окружении, задаче и способах взаимодействия с ребенком.
Обязательно проанализируйте все эти варианты, когда захотите прибегнуть к внешним изменениям, чтобы сделать задачу выполнимой и поддержать ребенка в развитии организационных навыков. Можно внести небольшие корректировки в физическое или социальное окружение. Есть и совсем простые решения: например, разрешить ребенку с СДВГ делать домашнюю работу на кухне, где за ним можно следить и поддерживать, время от времени напоминая о задании. Если у ребенка сложности с управлением эмоциями, можно найти ему друзей помладше, или разрешать ему играть только с одним ребенком в определенный промежуток времени, или сделать так, чтобы рядом всегда находились няня или родители.
5. Используйте внутреннюю тягу ребенка к совершенствованию и контролю, а не боритесь с ней.
Любой, у кого есть дети старше двух лет, знает, что с самого раннего возраста малыши делают все для того, чтобы контролировать свою жизнь самостоятельно. Они совершенствуют свои умения и стараются получить желаемое сразу. За процессом совершенствования родители наблюдают с удовольствием: настойчивость, с которой карапуз учится стоять у опоры или подниматься по лестнице, всего через несколько лет сменяется упорством в освоении двухколесного велосипеда, а еще через некоторое время — возможно, и автомобиля. При этом способы получения нужной вещи вызывают у родителей двойственную реакцию: желания ребенка нередко не совпадают с желаниями родителей. Однако есть масса способов поддержать ребенка в его стремлениях, сохраняя при этом главенство.