Рабби Леви-Ицхак из Бердичева «Кдушат Леви (Святость Леви)»
Законы чудес
«И послал Ты знамения и чудеса фараону и всем рабам его, и всему народу страны его, ибо знал Ты, что поступали они с ними зло» (Нехемья, 9:10). Слова «…ибо знал Ты, что поступали они с ними зло» недостаточно ясны и будут объяснены ниже.
Любопытно, что и Рамбан1, и Рамбам2 задаются вопросом: за что были наказаны такие злодеи, как фараон или Навуходоносор, разрушивший Храм3? Разве не Сам Всевышний, благословен Он, огласил повеление через пророков, Его рабов, чтобы Навуходоносор пошел и разрушил Храм4? То же самое касается и фараона: разве не Всевышний, благословен Он, сказал Авраѓаму: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их» (Берешит, 15:13)5? См. также, что написал Рамбан в комментарии к этому стиху.
Однако представляется, что можно объяснить это, прибегнув к притче. Представим себе человека, у которого есть любимый единственный сын, и отец хочет, чтобы сын вырос богобоязненным, любящим Тору и добродетельным человеком. Поэтому он велит наставнику сына: если сын не захочет учиться, тот вправе наказать его, дабы усмирить его дурное начало любым способом, лишь бы сын встал на путь истинный и приобрел любовь к Торе и праведным делам. И вот, когда отец увидит, как наставник наказывает сына, дабы воспитать его, несомненно, сердце отца защемит, и плоть его заболит от вида того, как мучается и страдает его сын. И все же мысль о том, что благодаря этим наказаниям сын встанет на путь праведный, станет слушать отца и мать, наставников и учителей, – мысль эта станет ему утешением, и он с радостью воспримет страдания и побои, которым подвергают ребенка, ведь все они пойдут тому на пользу.
Однако совсем другое дело, когда наставник – преступник, вор и убийца, который намеренно мучает и истязает вверенных ему детей и приучает их к пьянству и обжорству, дабы они избрали дурной путь и воровали у отца и у других людей, а добытое приносили ему. Или приучает, чтобы стали они, как он сам, разбойниками и убийцами, а тех, кто не желает этого и идет по праведному пути, истязает и бьет. Ведь этот «учитель» любит разврат и убийство, воровство и идолопоклонство. И когда отец увидит, что «учитель» истязает сына, дабы приучить того к идолопоклонству, разврату и убийству, и настаивает, чтобы сын совершал все эти преступления, – когда отец увидит все это, душа его заболит. И у этого есть две причины: сердце его заболит, во-первых, оттого, что его сын обучается дурному, а во-вторых, оттого, что он страдает от побоев учителя. Если бы это шло ему на пользу и он приучался к добру, это было бы оправдано. Но ведь учитель приучает его к злу, обучает, как стать вором, прелюбодеем, убийцей, не слушать ни отца, ни мать, – вот тогда из-за побоев, нанесенных сыну, у отца «душа о нем будет скорбеть, и плоть за него заболит»6. И отец пожелает отомстить учителю, который мучает ребенка, дабы склонить его на дурной путь. Таким образом, отмщение к учителю придет двойное: за мучения, которые он доставил сыну, и за то, что приучал его к дурному.
Все это – притча о том, что происходит с нами. В молитве мусаф, читаемой в праздничные дни, говорится: «Из-за грехов наших изгнаны мы из нашей земли» – из-за того, что не слушали слова пророков, преданы мы в руки врагов. Всевышний же хотел, чтобы, испытав мучения, мы возвратились к Нему с чистым сердцем. И об этом написано в Торе: «При невзгоде твоей, когда настигнут тебя все эти предсказания, в будущие времена, возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться гласа Его» (Дварим, 4:30).
Всевышний, несомненно, любит нас, как об этом сказано в Книгах пророков и в псалмах царя Давида: «В каждой беде их Он сострадал им» (Йешаяѓу, 63:9) и: «С ним Я в бедствии» (Теѓилим, 91:15). Он ждет, что, попав в беду, мы возвратимся к Нему с чистым сердцем и станем соблюдать Тору и исполнять заповеди, данную через Моше и пророков. Поэтому, исходя из Своего качества, о котором сказано: «В каждой беде их Он сострадал им», Всевышний, если можно так сказать, испускает вопль во всех мирах, и ударяет по всем небесам, и роняет две слезы в Великое море7, но тотчас же «утешает» Сам Себя, говоря, что через страдания Израиль скорее придет к раскаянию и очистит свое сердце, и дух исправленный обновится в нас8. В этом Всевышний, если можно так сказать, находит Себе утешение – в том, что евреи раскаются и возвратятся к Нему.
Предупреждение об этом вложил Он в уста пророков; Он также дал силы и возможность злодею Навуходоносору разрушить Храм, дабы побудить евреев изучать Тору и исполнять заповеди. Подобным же образом поступил и его преемник, царь Дарий II, который послал Эзру обучать народ Торе и заповедям9. Даже если бы Навуходоносор не повелел поклоняться идолам, а лишь дал позволение исполнять заповеди и изучать Тору, наверняка от тягот изгнания и тоски по разрушенному Храму святой народ Израиля возвратился бы к Всевышнему.
Однако в своем злодействе Навуходоносор поступил наоборот: он повелел евреям поклоняться идолам и отправлять языческий культ, намереваясь отвратить их от возвращения к Всевышнему. Вот что сказано в Мидраш Эйха, в объяснении слов «утомились мы, а отдохнуть не дают» (Эйха, 5:5): «Навуходоносор, да сотрутся его кости, наставлял Нвузарадана10: Б-г Израиля принимает раскаявшихся, и рука Его протянута, дабы принять возвратившихся, и потому, как только захватишь их, не давай им молиться, чтобы они не смогли обратиться к Б-гу, и Он бы смилостивился над ними, а я бы провалился в ад! И как захватишь их, не давай им поблажки11. Как пленишь их, всех восставших четвертуй, разрежь на куски и брось перед ними, дабы почувствовали они себя невольниками, а не шли как свободные люди» (Эйха раба, 5:5)12. Навуходоносор также повелел кормить евреев пищей с царского стола, чтобы осквернить их13.
И вот, после того как злодей Навуходоносор лишил евреев возможности соблюдать заповеди, предписанные Торой, Всевышний, если можно так сказать, испустил вопль из-за постигших Израиль бедствий. Ведь хотя Навуходоносор, как и все прочие злодеи, мучает их, исполняется сказанное: «В каждой беде их Он сострадал им». Основная цель этого – чтобы через страдания Израиль поскорее пришел бы к раскаянию – не достигнута. Напротив, злодеи отдаляют евреев от возвращения к Б-гу и отвращают от Торы. И тогда Всевышний во второй раз оплакивает беды Израиля и роняет две слезы в Великое море, ибо Израиль не исполняет заповеди, и злодеи вынуждают его нарушать Тору и выступать против Высшей воли. И тогда, по совокупности этих двух причин, Всевышний желает отомстить народам, которые причиняют страдания народу Израиля: во-первых, за бесцельные мучения, когда Навуходоносор и ему подобные истязают Израиль, а Храм наш разрушен; а во-вторых, за то, что они вынуждают евреев нарушать предписания Торы и идти против воли Творца.
Об этом говорится в вечерней молитве: «Б-г, мстящий притеснителям нашим и воздающий сполна всем ненавистникам нашей души». В первой части этой фразы – «Б-г, мстящий притеснителям нашим» – подразумеваются те, кто угнетает и истязает наш народ телесно14, а во второй части – «воздающий сполна всем ненавистникам нашей души» – те, кто наносит вред душам сынов Израиля, заставляя их нарушать предписания Торы, вместо того чтобы исполнять их.
1 См. комментарий к Берешит, 15:14.
2 Рамбам, Мишне Тора, книга Знание, Законы раскаяния, 6:5.
3 Навуходоносор, царь Вавилона, в 422 г. до н. э. захватил Иерусалим и разрушил Первый храм.
4 См. Йешаяѓу, 10:5, и комментарий Радака к этому стиху.
5 И, казалось бы, фараон лишь исполнял повеление Всевышнего. За что же его наказывать?
6 См. Иов, 14:22.
7 См. Йешаяѓу, 22:5 и объяснение этих слов в Талмуде, Таанит, 29а, и в комментарии Раши к этому месту, а также Брахот, 59а. Там говорится, что Всевышний оплакивает бедственное положение евреев, рассеянных в изгнании среди народов мира.
8 Парафраз на Теѓилим, 51:12.
9 См. Эзра, гл. 7.
10 Своего военачальника, который отправлялся в поход, намереваясь захватить Иудейское царство.
11 В комментарии Эц Йосеф говорится: «Не будь чрезмерно спокоен, говоря: мы уже пленили их, они в наших руках, и можно не опасаться, что они когда-либо воспрянут».
12 Об этом сказано: «Утомились мы, а отдохнуть не дают» (Эц Йосеф).
13 См. Даниэль, 1:8, 13-15.
14 Непосильным трудом, нечеловеческими условиями жизни и тому подобным.