Ричард Сент-Джон «Большая восьмерка»
Однажды миллионер и владелец успешного бизнеса Ричард Сент-Джон задался вопросом: «А что же делает успешных людей успешными? Он взял 500 интервью у самых успешных людей, включая Билла Гейтса, Опру Уинфри, Ричарда Брэнсона, Джоан Роулинг проанализировал сотни интервью, биографий и мемуаров и написал книгу «Большая восьмерка». В ней он рассказал о восьми главных качествах всех лидеров. Мы выбрали для вас пять.
1. Страсть
Первое общее для успешных людей качество — любовь к своему делу. Все качества важны, но СТРАСТЬ я ставлю во главу списка. Любовь к своему делу даст вам возможность легче развить в себе и остальные семь качеств.
Когда я спрашиваю успешных людей, что помогло им достичь вершин, то в первую очередь они упоминают «любовь» и «страсть». Когда Рассел Кроу рассказывал мне, чтó привело его к «Оскару» за лучшую мужскую роль, он использовал оба слова: «Главное — я люблю играть. Люблю страстно. Мне нравится рассказывать истории, поэтому заниматься моим дело мне легко».
«Единственный путь к подлинному удовлетворению лежит через работу, которую вы считаете выдающейся. А единственный путь к тому, чтобы работа стала выдающейся, лежит через вашу любовь к своему делу», — сказал Стив Джобс, генеральный директор Apple . А Джоан Роулинг сказала: «Я люблю писать книги. Не думаю, что кто-то так же наслаждается, читая их, как я, когда их создаю».
2. Трудолюбие
Второе общее качество успешных людей — трудолюбие. Когда я спросил Марту Стюарт, что помогло ей достичь феноменального успеха, она ответила: «Я всегда много трудилась. Я все время только работаю, работаю и работаю. Никогда не верьте тому, что кто-то сделает вашу работу за вас». Тед Тёрнер говорил, что труд помог ему выиграть Кубок Америки в парусных гонках. ≪В соревнованиях яхт вы не можете победить, если не работаете больше своих соперников, — обавляет Тед. — Ничто не приходит само собой. За первые восемь лет участия в гонках я не выигрывал даже на первенствах своего клуба. Но я продолжал работать, работать и работать. В этом секрет моего успеха≫.
Труд стал ключом к успеху Google, как отмечает сооснователь мирового поискового сервиса Ларри Пейдж. ≪Мы начали работать над этой поисковой системой восемь или девять лет назад, когда еще были в Стэнфордском университете. И всегда трудились над ней очень упорно, по 24 часа в сутки.
Одного вдохновения для успеха недостаточно. Он, наверное, на 10 процентов состоит из вдохновения, а на 90 процентов — из работы до седьмого пота≫.
3. Концентрация
Третье личное качество, общее у всех успешных людей, — умение сосредоточиться. Известный кинорежиссер Норман Джуисон говорил мне: ≪Думаю, все в жизни зависит от вашего умения сосредоточиться на чем-то одном и посвятить этому всего себя.
Я уверен, что умение хорошо делать одно дело дает не только удовлетворение, но и ощущение уверенности в себе≫. Профессор математики Артур Бенджамин сказал: ≪Думаю, каждый успешный человек бoльшую часть времени сосредоточен на том, что он по-настоящему любит≫. Концентрация Артура на математике сделала его ≪Лучшим вычислителем Америки≫.
4. Умение преодолевать себя
Четвертое личное качество, общее у всех успешных людей, — умение заставлять себя совершить что-то необходимое. Легендарный консультант по менеджменту Питер Друкер обобщил это очень четко: ≪Заставлять, заставлять и еще раз заставлять себя действовать. Тогда вы увидите результаты≫.
Основатель Virgin Group Ричард Брэнсон говорил мне: ≪Чем бы вы ни занимались, всегда заставляйте себя работать на пределе возможностей. Я люблю преодолевать себя и выяснять, на что я действительно способен.
Думаю, такой стиль жизни приносит людям наибольшее удовлетворение≫.
5. Креативность
Пятое общее качество успешных людей — способность генерировать хорошие ИДЕИ. Это мощный источник мыслительной энергии. Чем лучше ваши идеи, тем с большей энергией вы можете двигаться вперед. Когда-то была популярной песня, которая называлась ≪Ты озарила мою жизнь≫ (You Light Up My Life). Речь в ней шла о человеке, но эта фраза применима и к хорошей идее: она действительно может озарить вашу жизнь.
Так произошло с Биллом Гейтсом. Он говорил: ≪Мне в голову пришла идея: создать первую компанию по производству программного обеспечения для ПК≫. И эта маленькая тогда идея сделала Билла гигантом в области высоких технологий и самым богатым человеком мира. Раньше телеканалы передавали новости только несколько раз в день, но Тед Тёрнер подумал: а почему бы не сделать так, чтобы новости можно было посмотреть в любое время дня и ночи? И возникла первая в мире сеть CNN с 24-часовым вещанием. Эта идея озарила Теду путь к успеху и изменила мир телевидения. Неудивительно, что он сказал тогда: ≪Я намерен покорить мир, но не с помощью бомб, а с помощью хороших идей≫. Генеральный директор General Electric Джек Уэлч хорошо понимал силу идей. Он сказал: ≪Моя работа — поиск хороших идей, их развитие и распространение на весь мир бизнеса со скоростью света≫.
Об остальных качествах читайте в книге «Большая восьмерка».
4 приема от выдающихся людей по преодолению неуверенности в себе
Очень многие успешные люди часто сомневаются в себе и чувствуют себя неуверенно. Но они борются с этим. Известная киноактриса Голди Хоун говорила мне: «Меня всегда мучают сомнения. Здесь я плохо сыграла. Там я плохо выглядела. Мне кажется, с этим я не справлюсь, и так далее». Но Голди научилась бороться со своими сомнениями и стала обладательницей «Оскара» за актерскую работу и известным продюсером.
А вспомните Майка Майерса. Да, в качестве комика и актера он получил награду Emmy, но тем не менее утверждает: «Я всегда думаю, что в любой момент меня может арестовать полиция, следящая за тем, чтобы бесталанные люди не выступали перед публикой». Если вас обуревают сомнения в себе, вы не уверены в своих силах, — не волнуйтесь, вы не одиноки. Преодолевайте эти настроения и не позволяйте им остановить вас на пути к успеху. Ниже я приведу четыре тактических приема, которые обычно используют успешные люди и которые могут вам помочь.
1. Прием «Я это уже проходил».
Когда вас охватывают сомнения в собственных силах, оглянитесь назад и вспомните свои успехи и достижения. Не копайтесь в прошлом, а восста-новите в памяти ситуации, из которых вы вышли победителем. Скажите себе: «Ведь я это уже делал. Смогу и на этот раз». Такой прием срабатывает, например, у легенды гольфа Тайгера Вудса. Он говорит, что когда производит последний решающий удар, загоняя мяч в лунку, то думает про себя: «Ты же делал это тысячи раз. Расслабься, подойди и загони мяч». Дайана Бин, старший вице-президент канадского финансовострахового холдинга Manulife, говорила мне: «Все дело в опыте. Сначала ты думаешь: “Я ничего не знаю об этом и провалю дело”. А затем разбираешься, делаешь и переходишь к следующей проблеме. Снова понимаешь, что ничего о ней не знаешь, но уверяешь себя, что разберешься и справишься с ней».
2. Прием «Обогнать свои сомнения».
Вы забываете о мучающих вас сомнениях и двигаетесь вперед с такой скоростью, чтобы они вас не догнали. Этот прием часто использует известный писатель Стивен Кинг. Он говорит: «Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента».
3. Прием «Балансируя между уверенностью и сомнениями».
С его помощью вы подавляете в себе сомнения тем, что уверены в своем деле. Известный музыкант и композитор Гэри Бёртон, обладатель премии Grammy, описывает это так: «Думаю, каждый художник балансирует в оценке своего творчества от того, что оно по-настоящему выдающееся, до того, что оно никуда не годится. Иногда я говорю себе: “Ну, ты и дал маху”.
А потом переключаюсь на что-то, делаю то, что мне нравится, и думаю: “А это действительно здорово!”» Сет Годин, популярный американский автор деловых бестселлеров и иллюстраций к ним, тоже использует этот прием: «Я постоянно мечусь между мыслями о том, что пишу хорошую книгу, и о том, что каждая страница, которую я создаю, показывает, насколько я тупой и угрюмый идиот». Нюанс в применении этого приема в том, чтобы постоянно балансировать между уверенностью и сомнениями. Нельзя оставаться на одной стороне слишком долго.
4. Прием «Заспать свои сомнения».
Генеральный директор известной канадской студии по производству Анимационных фильмов Amberwood Productions Шелдон Уайзмен говорит:
«Конечно, у меня иногда возникают сомнения в собственных силах. Иногда очень тяжелые, остается только удивляться, как я с ними справляюсь. Я просто не даю им раздавить себя и стараюсь побыстрее справиться с ними. Часто помогает хороший сон. Утром встаешь свеженький и готовый сделать что угодно».
Прием «Жесткие сроки»: советы от выдающихся людей по преодолению себя.
Жесткие сроки — классный прием, который люди используют, чтобы заставлять себя сделать что-то. Установите себе жесткие сроки и вы увидите, как это работает!
Физик Маурицио Веккионе говорит: ≪Мною движут сроки. Я ничего не делаю, пока мне не обозначат жестких сроков выполнения работы≫. Ему вторит обладатель многочисленных премий фотожурналист Кевин Гилберт: ≪Мне нужны сроки. Если они не обозначены,я буду просто болтаться без дела≫.
Вообще-то крайние сроки должны по-настоящему называться ≪стартовыми≫. Потому что именно они заставляют вас стартовать и действовать. Великий продюсер и композитор Куинси Джонс говорит, что композиторы обычно пишут всего две-три минуты музыки за день. Но если над ними висят жесткие сроки, они могут сочинить и 10, и 12 минут.
Он утверждает: ≪Нет ничего ужаснее того, чтобы представлять себе оркестр из 100 человек, которому нечего играть, в то время как продюсеры, директора и редакторы жадно заглядывают тебе через плечо в твои ноты≫.
Когда знаменитая писательница Джоан Роулинг начала свою эпопею ≪Гарри Поттер≫, сроки для сдачи работы устанавливал ей не издатель, а ее маленькая дочь. ≪Я усаживала ее в коляску и гуляла с ней по Эдинбургу. Дождавшись, когда
она заснет, я неслась в ближайшее кафе и начинала писать как можно быстрее. Просто удивительно, сколько можно сделать, если вы знаете, что ограничены во времени. С тех пор, как мне кажется, я никогда больше не достигала такой продуктивности, если считать по количеству слов, написанных за час≫.
В искусстве много подобных примеров. Но сроки выполнения работы столь же важны и в бизнесе, и в производстве, и даже в ракетной технике. Дейв Лейвери, ведущий сотрудник НАСА, который отправляет роботов на Марс, говорил мне, что запуски космических аппаратов так дороги и сложны, что заставляют вас делать все, на что вы способны. ≪Запуск космического корабля — задача со многими очень жестко очерченными сроками. Это настоящий стресс. У вас есть только один шанс, и вы не можете упустить его. Поэтому вы делаете все от вас зависящее, чтобы все прошло нормально, чего бы вам это ни стоило≫.
С Лейвери соглашается журналист Уолт Моссберг. Он находится под постоянным временны м прессом в подготовке своих обозрений по вопросам техники и технологий в Wall Street Journal. Он как-то сказал мне: ≪На самом деле жесткие временны е рамки — ваши друзья. Лучшие вещи создаются в условиях давления жестких сроков. Иуспменно в такиемоменты проверяются все ваши способности≫. Поэтому воспользуйтесь советом Уолта и относитесь к временны м ограничениям в вашей работе как к своим друзьям. Я знаю, о чем вы подумали. С такими друзьями вам никакие враги не страшны!