Рихард Вагнер «Золото Рейна»
Рассеялся утренний туман. Где-то далеко в низине несёт свои воды Рейн. И надо всем вознеслась высокая гора. У её подножия остановились два конника. Не простые это всадники. Всевластный бог Вотан с двумя вещими воронами на плечах и громадными волками у ног. А с ним неразлучная жена его Фригг, богиня любви и домашнего очага. Высоко, в объятиях облаков, венчает вершину горы сказочный замок Валгалла. Возвели его за одну ночь братья великаны Фазольт и Фафнер. Восхитил божественный замок бога Вотана. Обещал он великанам за работу всё что пожелают. И клятву эту вырезал на древке своего волшебного копья:
НЕБЕСНЫЕ ПАЛАТЫ ЛЮБОЙ ЛОСТОЙНЫ ПЛАТЫ
Опрометчива была клятва Вотана. Потребовали великаны в уплату за чудесный замок отдать им прекрасную Фрейю, богиню юности и красоты. Но золотые молодильные яблочки из сада Фрейи даруют богам вечную, неувядаемую молодость.
— Кто может посметь богиней владеть? — грозно воскликнул Вотан.
— А клятва! — вскричали великаны.
Они уже подняли тяжёлые копья и готовы были помериться силами с самими богами.
Юная Фрейя была в отчаянии. Вотан растерялся: клятва бога неру- шима. И тут на зов Фрейи явились грозный бог грома Доннер со всесокрушающим молотом и сияющий бог света Фро. Отступили великаны.
А в этот момент ворвался переменчивый и лукавый бог огня Локи. Он, неуловимый, гуляет повсюду — вспыхнет там, полыхнёт здесь. Взор Локи пылал восторгом.
— Побывал я в недрах земли. Там в дымном чаду кузнецы- нибелунги льют и куют Золото Рейна. А похититель его, коварный карлик Альберих, завладев волшебным кольцом, повелевает всем подземным царством и мечтает стать повелителем неба и земли.
— Не бывать тому! — разгневался Вотан.
Тем временем, обезумев от жадности, Альберих заставил своего брата Миме, искусного кузнеца, выковать золотой волшебный шлем. Надев его, Альберих становится невидимым, будто растворяется в тумане. Может чудо-шлем мгновенно превратить карлика во что только тот пожелает.
Брату же его вместо благодарности достаются тычки, подзатыльники и издёвки.
Получивший властное кольцо Альберих теперь неудержим — он заставил работать на себя весь подземный люд. В гулкой глубине горы, в её раскалённом чреве, идёт нескончаемая муравьиная работа. Вереницы карликов нибелунгов, окутанные жёлтой гарью и понукаемые кнутом, тащат по каменным склонам добытое золото и серебро и складывают эти сокровища к ногам повелителя.
В самый разгар подневольной работы в подземное царство спусти- лись боги Вотан и Локи.
— Летит по миру весть, что центр мира здесь. А властитель его таков, что силой превыше богов, — рассыпался в лести хитрый Локи.
Раздулся от важности карлик и решил поразить пришельцев. Он нахлобучил на голову волшебный шлем и мгновенно превратился в исполинского змея.
— У великого с великим родство, — в притворном испуге и восхищении молвил Локи. — А превратись-ка в малое существо! Стань хотя бы не больше жабы.
И снова поддался на лукавую лесть Альберих. Надел шлем — и обратился жабой. Схватил жабу Локи и швырнул её под ноги Вотану. В мгновение ока оказался карлик под пятой бога. Завизжал он, завертелся, готовый всё отдать, лишь бы не быть раздавленным.