Сэм Филлипс «Лондон. Арт-навигатор»
В издательстве «Синдбад» вышли необычные Арт-Навигаторы по Лондону и Нью-Йорку, которые в доступной форме рассказывают об истории искусства. Вместо того чтобы навязывать читателю обязательный маршрут, авторы постарались объяснить связи между разными видами искусства и произведениями, представленными в определенной коллекции.
Ниже приведен отрывок из «Арт-навигатора Лондон» Сэм Филлипс, глава «Неоклассицизм»
НЕОКЛАССИЦИЗМ
Британские законодатели вкусов никогда не увлекались легкомысленным французским искусством XVIII века. Их сердца принадлежали Италии, особенно Риму, Флоренции и Венеции. Большое путешествие по стране, знакомство с лучшими работами античности и Ренессанса было обязательным этапом воспитания каждого молодого британского аристократа. По возвращении домой после такой поездки богатый лорд Берлингтон собрал художников и архитекторов, которые хотели воссоздать в Лондоне итальянский классический стиль. Наставлением для них служила работа архитектора эпохи Ренессанса Андреа Палладио Четыре книги по архитектуре≫, где он объяснял, как добиться пропорций и гармонии, присущих классическим зданиям. Берлингтон поручил шотландцу Колену Кэмпбеллу перестроить свой лондонский дом Берлингтон-хаус, в котором в настоящее время располагаются КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ и пять других научных обществ (вначале размещавшихся в СОМЕРСЕТ-ХАУСЕ). Кэмпбелл и архитектор Уильям Кент создали интерьеры, в том числе и на первом этаже, где теперь находятся Залы изобразительных искусств. Академия бережно хранит все стилистические решения Кента, среди которых демонстрируется постоянная экспозиция.
Еще одним примером удачного сотрудничества Берлингтона и Кента стал ЧИЗИКХАУС, созданный в палладианском стиле под впечатлением от знаменитой виллы Капра в Виченце. Сады представляют собой идеализированную версию естественной природы и напоминают картины Клода. Ландшафтные традиции в классицизме являются не очень строгими, благодаря чему природа может проявить свое разнообразие и непредсказуемость. Такое сочетание порядка и непринужденности оказало заметное влияние на садовые традиции Англии. Неоклассицизм, или неопалладианство, стал важным элементом в архитектуре столицы эпохи Георгов. Особенно это проявилось в облике общественных зданий, таких как НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ, содержащая английские и французские картины, относящиеся, несомненно, к возрождению классицизма. Множество подобных работ можно увидеть в коллекциях КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ, ТЕЙТ БРИТАНИИ и МУЗЕЕ СЭРА ДЖОНА СОУНА. Академия была создана в 1768 году под патронажем Георга III для повышения престижа художников и их значимости для культурной жизни страны. Ее члены и другие авторы присылали свои работы для участия в ежегодных выставках, похожих на Парижский салон. Критики использовали их для измерения художественной температуры в стране, что способствовало карьерному росту одних художников и краху других. Летняя выставка проводится до сих пор.
Первый президент Академии Джошуа Рейнольдс проповедовал превосходство живописи на темы классики и религиозной истории. Помимо этих работ, известных как исторические картины, создавалисьи произведения о недавнем прошлом. Рейнольдс считал, что каждая работа, даже портрет, должна быть написана под влиянием великого стиля эпохи Возрождения и в подражание древним образцам.
Особенно близко эту рекомендацию приняла подруга Рейнольдса Ангелика Кауфман. Когда ей заказали роспись потолка в здании Академии, она нарисовала четыре автопортрета, чтобы продемонстрировать характерные черты, приличествующие неоклассическим работам: воображение, цвет, композицию и замысел. В последнем элементе она изобразила себя в классическом храме, облаченной в античное платье и рисующей эскиз с Бельведерского торса, афинского идеала классической красоты.