Сергей Чобан, Анна Мартовицкая «Три дня в Амстердаме»
Амстердам Столица Нидерландов и один из крупнейших исторических городов Европы, расположенный в устье реки Амстел на 90 островах, разделенных сетью знаменитых каналов
Как добраться
Из Москвы и Санкт-Петербурга в Амстердам
ежедневные прямые рейсы совершают авиакомпании «Аэрофлот» и KLM. Все они прибывают в Схипхол, крупнейший аэропорт Нидерландов и 4-й по величине аэропорт Европы.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ В ГОРОДЕ
Внутригородской транспорт Амстердама обслуживается компанией GVB и включает в себя трамвайные и автобусные маршруты, 4 линии метро, а также сеть бесплатных паромов,связывающих центр города с противоположным берегом залива Эй. Билеты и проездные можно приобрести как на станциях общественного транспорта, так и у водителя или кондуктора. Обратите внимание, что последние не принимают наличные — оплатить билеты можно только картой! Спланировать путешествие по городу и приобрести билеты (в том числе проездные на 1–3 дня) заранее — https://en.gvb.nl/tickets
Как добраться до центра города Аэропорт Схипхол расположен всего в 17,5 км к юго-западу от Амстердама, до города удобнее всего добраться поездом, время следования до Центрального вокзала составляет 20 минут. Точное расписание поездов и билеты — на сайте www.ns.nl/en
I AMSTERDAM CITY CARD
Существенно сэкономить на перемещениях по Амстердаму и визитах в музеи поможет карта I amsterdam City Card, по которой можно неограниченное число раз пользоваться общественным транспортом (включая речные трамвайчики, курсирующие по каналам), посещать любые музеи (за исключением Музея Анны Франк), а также получать скидки во многих ресторанах и кафе. Карта доступна в четырех номиналах: на 24 часа (€59), 48 часов (€74), 72 часа (€84) и 96 часов (€94). Приобрести онлайн — www.iamsterdam.com
ВЕЛОСИПЕД
Амстердам нередко называют велосипедной столицей Европы: общая протяженность велосипедных дорожек города составляет 400 км, на которые, по самым скромным подсчетам, ежедневно выезжают около полумиллиона велосипедистов. Прокат велосипедов в Амстердаме более чем доступен, а велопарковки расположены буквально на каждом углу, поэтому, если вы хотите увидеть жизнь города изнутри и просто больше успеть, стоит рассмотреть этот исконно голландский способ перемещения. Забронировать велосипед онлайн — https://tickets.holland.com
ИСТОРИЯ ГОРОДА
История столицы Нидерландов уходит своими корнями в начало XIII века, когда на территории дамб, построенных на обоих берегах реки Амстел, впадавшей в тогдашнее Флевонское озеро, возникла небольшая рыбацкая деревушка. Из-за того, что вначале дамба была возведена на восточном берегу, большинство старых названий в восточной части Амстердама имеет приставку Ауде (от Oude — «старый»), а сам район называется Ауде-Зейдс (Oude Zijds — «старая сторона»). О чуть более «молодой» западной дамбе напоминает сохранившееся до сих пор название улицы Ниевендейк («новая дамба»), а также наименование района Ниеве-Зейдс (Nieuwe Zijds — «новая сторона»).
В 1270 году через реку Амстел была построена плотина, а на ней организована небольшая площадь, получившая соответствующее название Дам (с. 32). Деревня стала называться Амстелледамме, т. е. «плотина на реке Амстел», а ее общественным центром как раз и стала площадь, вокруг которой затем на протяжении веков прирастали все новые кварталы. Статус города деревня получила на рубеже XIII– XIV вв., и тогда же ее название приобрело современное более короткое звучание. В 1287 году в результате шторма был разрушен песчаный барьер, отделявший Флевонское озеро от моря, что фактически создало предпосылки для развития поселения в качестве удобного морского порта. Именно это, а также присоединение в 1317 году Амстердама к графству Голландия, входившему в состав Священной Римской империи, послужило точкой отсчет для бурного экономического развития города. В нем были созданы две гавани: одна на заливе Эй, другая на реке Амстел, а в 1306 году построена первая каменная церковь, которую посвятили святому Николаю, покровителю города и моряков (сегодня она известная как Ауде-керк, т. е. Старая церковь).
Часы работы
Большинство магазинов в Амстердаме открывается в 10.00 и закрывается в 18.00 (в субботу — в 17.00, в воскресенье выходной).
Рестораны, как правило, работают с 13.00 до 16.00 и затем с 18.00 до 22.00. Большинство ресторанов города закрыто по понедельникам, однако кафе и бары работают без выходных.
В XIV веке Амстердам вступает в торгово-политический союз вольных городов — Ганзу, который дает ему право свободной торговли на Балтийском море. В общей сложности более 70 процентов всех грузоперевозок по Балтике начинает осуществляться именно через Амстердам, способствуя росту его благосостояния и бурному разрастанию. В 1425 году были прорыты каналы Гелдерсекаде (Geldersekade) и Кловенирсбургвал (Kloveniersburgwal), обозначившие восточную границу города, а также обводной ров Сингел (Singel), проходивший по западной границе и какое-то время даже носивший название Стейдеграхт (нидерл. Stedegracht — Городской канал). Вдоль этих каналов была сооружена первая каменная городская стена со сторожевыми воротами, из которых до наших дней сохранились лишь двое — Регулирспорт и Святого Антония, ныне более известные как Монетная башня (площадь Мюнтплейн) и Весовая палата (площадь Новый Рынок, с. 84).
В 1519 году император Карл V (который, кстати, родился на территории тогдашних Нидерландов, в городе Гент) объединил под своей властью Германию, Испанию, Италию и Нидерланды, и на протяжении почти 40 лет империя оставалась нерушимой. После отречения Карла V в 1556 году сувереном 17 нидерландских провинций становится его старший сын, испанский король и ревностный католик Филипп II, с подачи которого в стране начинаются ожесточенные преследования протестантов, что, в свою очередь, постепенно заставляет местное население объединиться против испанцев. В 1568 году начинается освободительная война, затянувшаяся на 80 лет. И если Антверпен (тогда входил в состав Нидерландов) в ходе нее пал под натиском испанцев и был практически полностью разрушен,то Амстердаму удалось выстоять, а после уничтожения основного торгового конкурента еще и многократно укрепить свои экономические позиции. В 1579 году Утрехтская уния объединила семь восставших против Испании северных провинций, и в 1581 году был подписан Акт об отделении. Созданная тогда Республика Северных провинций просуществовала до 1795 года, а ее столицей стал именно Амстердам. Пропагандируемая в нем свобода вероисповедания, предпринимательства и торговли позволили городу в короткие сроки достичь небывалого финансового могущества, который, в свою очередь, положил начало так называемому Золотому веку в голландском искусстве, образовании и науке.
В 1602 году в Амстердаме была основана Голландская Ост-Индская компания — первое в мире акционерное общество, которое к тому же установило абсолютный рекорд по продолжительности существования (действовало вплоть до 1798 года). Компания, которой управляли 17 наиболее уважаемых купцов Амстердама, осуществляла поставки чая, меди, серебра, текстиля, хлопка, керамики и пряностей из Японии, Китая, Цейлона и Индонезии, фактически монополизировав торговлю с этими странами. В 1621 году также была создана Голландская Вест-Индская компания (просуществовала до 1791 года), получившая от Соединенных провинций Нидерландов монопольное право торговли и колонизации в Америке и Западной Африке. Деятельность этих компаний, а также основание в 1608 году Амстердамской фондовой биржи (которая, кстати, считается самой старой в мире!) еще больше укрепили экономические и политические позиции Амстердама.
Завидное материальное благосостояние подавляющего большинства горожан чрезвычайно способствовало развитию искусств, а господство протестантизма сделало наиболее востребованными светские по тематике жанры. Именно в Голландии в XVII веке колоссальное развитие получили портрет, пейзаж и натюрморт, подобных которым не знали даже самые выдающиеся художественные школы Италии или Франции. Наиболее известными представителями Золотого века голландской живописи были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер, Паулюс Бор, а их заказчиками, как правило, выступали состоятельные горожане Амстердама и других крупных городов Нидерландов. Сегодня самое полное собрание произведений живописи Золотого века можно увидеть в Рейксмузеуме (с. 101).
Уже к 1600 году население Амстердама составляло примерно 50 тысяч человек, и город был вынужден заняться расширением своих территорий. В 1610– 1658 годах реализуется градостроительный «план трех каналов» (Херенграхт, Кейзерграхт и Принсенграхт), составленный архитектором Хендриком де Кейзером (автором, в частности, самой высокой церкви города Вестеркерк, с. 51) и позволивший расширить площадь города в 4 раза. Вместе с уже названным каналом Сингел эти водные артерии образовали четыре эффектных концентрических полукольца, опоясывающих город. Самым длинным и живописным по своей застройке из всех каналов Амстердама является Принсенграхт, названный так в честь принца Оранского Вильгельма I, а самым фешенебельным — Херенграхт, вдоль которой расположена так называемая Золотая излучина, район самой дорогой недвижимости Амстердама. В XX столетии система амстердамских каналов была причислена к памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лишь во второй половине XVIII в. значение Амстердама в мировой торговле пошло на спад. Французская оккупация с 1795 по 1813 год и ограничительная торговая политика Наполеона стали серьезным ударом для экономики города. Но Амстердам остался столицей Голландии: в 1806–1810 годах им правил брат Наполеона Луи Бонапарт, взошедший на престол под именем Людовика I, превративший городскую ратушу в Королевский дворец (с. 36) и основавший Королевский институт наук, литературы и изящных искусств (ныне Королевская Нидерландская академия наук). В 1810 году территория голландского королевства была аннексирована Францией, но всего 4 года спустя, 30 марта 1815 года, после поражения Наполеона, принц Вильгельм Фредерик Оранский был провозглашен королем Нидерландов под именем Виллема I в церкви Ниеве-Керк (с. 42), а Амстердам вернул себе статус столицы. Дом Оранских по сей день остается королевской династией Нидерландов.
К началу XIX века Амстердам занимал шестое место по величине среди европейских городов после Лондона, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга и Вены. Постройка в 1860–80-х годах канала Амстердам — Северное море открыла новый водный путь, который увеличил значение Амстердама как важнейшего порта Европы. Тогда же в городе была запущена первая линия трамвая, который довольно быстро электрифицируется и до сих пор служит самым удобным общественным транспортом города.
В 1848 году была снесена городская стена, и Амстердам получил возможность свободно разрастаться вширь. Период с 1870 по 1900 год вошел в историю города как самый масштабный строительный бум, когда население города увеличилось до полумиллиона человек, а ожерелье центральных районов города было дополнено так называемыми фолксбюртен (дословно «народными районами») Ауд-Вест, Пейп и Оуст, которые между собой соединены длинной магистралью Сейнтюрбан. В это же время был принят и реализован план архитектора Калффа (1877) по созданию нескольких крупных парков: вокруг нового здания Рейксмузеума (с. 101) возник Музейный квартал (с. 96), рядом был разбит Вонделпарк, а в прилегающих районах появились Вестерпарк, Оустерпарк и Сарфатипарк.
В 1928 году Амстердам принял IX Олимпийские игры: главный стадион Олимпиады и жилье для спортсменов были возведены в новом, специальном созданном к этому мероприятию районе Ниев-Зеуд («Новый юг»). Во время Второй мировой войны город был оккупирован немецкими войсками: столицу Нидерландов освободили канадские подразделения армии союзников 5 мая 1945 года, и именно эта дата отмечается в Голландии как День победы. В 1970-е столица Нидерландов стала одним из мировых центров движения хиппи, а главным городским символом свободы и своим центральным местом встречи «дети цветов» выбрали Национальный монумент на площади Дам (с. 32). В 1977 году в Амстердаме открылась первая линия метро, а в 1986-м завершена реализация масштабного проекта «Дельта» — строительства современной системы дамб и шлюзов для защиты города от наводнений. Одновременно с этим город наконец прекратил свое разрастание — отныне территориальные резервы для развития изыскиваются на месте бывших промзон. В частности, активное преобразование пережили территория бывших Восточных доков, где на месте бывшего амстердамского порта возникли Научный центр НЕМО (с. 128) и ставшая сверхпопулярной Публичная библиотека (с. 134), и район Overhoeks — бывшая промзона напротив Центрального вокзала Амстердама, главным украшением которой стало белоснежное здание Института кино EYE (с. 118).
Традиционный высокий туристический сезон длится в Амстердаме с июня по октябрь, однако почти так же многолюдно здесь и в период Рождества, и в конце марта, когда зацветают знаменитые тюльпаны. Впрочем, разветвленная система каналов, мостов и набережных чрезвычайно способствует тому, что ощущения толпы счастливым образом не возникает и для каждого находится место. Пожалуй, есть только один-единственный день в году, когда знакомиться с городом действительно сложно, — это День короля, который отмечается 27 апреля (или 26-го, если выпадает на воскресенье). Праздник, связанный с днем рождения монарха, считается в Голландии днем национального единства и солидарности, а эпицентром празднования неизменно становится столица. Нидерландцы надевают в этот день оранжевую одежду (это фамильный цвет Оранской династии) и щедро используют дарованное им в 1885 году право свободной торговли. Иными словами, в День короля любой человек может выйти на улицу и свободно продавать свои товары без предъявления лицензии и уплаты налогов; не запрещены в этот день и любые артистические выступления, от театральных до музыкальных, что фактически превращает город в нескончаемый карнавал, препятствующий движению общественного транспорта и работе кафе и ресторанов. Если вы предпочитаете более спокойную атмосферу, лучше выбрать в качестве повода для посещения Амстердама любой другой праздник или фестиваль.
Когда лучше ехать
Следует признать, что в Амстердаме почти всегда не слишком хорошая погода — с Северного моря дуют сильные ветра, и они же буквально за считаные часы могут принести грозовые тучи даже в самый ясный день. Сами жители города, кстати, считают дождь одной из фирменных черт своего быта и совершенно не обращают на него внимания. Всевозможные разновидности водонепроницаемой одежды продаются в каждом крупном магазине, а дождевики и зонты вы найдете даже в очень маленькой сувенирной лавке.