Стив Биддалф «Что такое мальчишки? Как понимать и воспитывать сына»
Молодая женщина напряжена и тяжело вздыхает, ее волосы в испарине прилипли ко лбу. Внезапно, постанывая и корчась, она испытывает сильные схватки… и мокрый младенец плавно скользит в поджидающие руки акушера.
«Поздравляю! — объявляет акушер. — У вас мальчик!» Какая у матери реакция? Она в восторге или же в смятении и страхе? (О нет, только не мальчик!)
Сейчас многие и многие мамы реагируют с радостью и удовлетворением. Они любят своих мальчиков и не боятся мальчишеского возмужания. Они видят в энергичности и великодушной силе позитивные вещи, нуждающиеся лишь в небольшом руководстве и управлении. Папы тоже их любят и хотят быть полноценными участниками воспитания.
Если в вашей семье есть мальчик, вы, должно быть, знаете, что мальчики упрямые и вдобавок впечатлительные создания, которые могут легко пойти любой дорогой — стать потрясающим молодым человеком или же иметь все возможные проблемы. Наше общество потеряло на время нужные способы обращения с мальчиками, и теперь мы находим их снова. Мы начали освобождение девочек тридцать лет назад, а сейчас пришло время освобождать и мальчиков — в этом Австралия опередила других. Миру нужны энергичные и вполне гуманные люди, а не роботы для работы и войны. И мы растим наших мальчиков и девочек свободно мыслящими и ищущими, с чистыми руками и храбрыми сердцами.
Миллионы родителей сейчас пользуются этой книгой в различных частях мира, и, похоже, не безуспешно. Я ежегодно путешествую, чтобы говорить с людьми и учиться у них, и я вижу, как растет поколение счастливых, открытых, защищенных, более уравновешенных молодых людей. Они могут говорить о своих чувствах, готовить еду, играть с младшими детьми, работать для благих целей и отказываются быть просто ходячими бумажниками, какими, возможно, и были предыдущие поколения. Разница по сравнению с моим собственным детством и отрочеством огромна.
Я надеюсь, что вам понравится эта книга. Она устроена так, что может быть прочитана за день или два, она полна историй для души и основана на серьезных исследованиях в той же степени, как и на давно потерянном здравом смысле. Большинство людей возвращаются к ней снова и снова и делятся прочитанным с друзьями. Я надеюсь, и с вами будет так же. Пусть вашему ребенку только несколько дней от роду или же он школьник или подросток, взволнованный гормонами, вы можете вырастить из него человека, который сделает вас счастливым и которым вы будете гордиться. Эта книга вам поможет.
Ваш
Стив Биддалф
/1/
Что такое – мальчишки?
Всем нам хочется, чтобы мальчики стали мужчинами счастливыми, творческими, энергичными и добрыми.
Вчера вечером я ехал в город на деловую встречу, ну или, по крайней мере, пытался ехать, и в очередной раз столкнулся с ситуацией, весьма характерной для понимания мужской сущности. Впереди на трассе столкнулись три машины, в результате чего скоростное шоссе Пасифик оказалось заблокированным. «Седан», за рулем которого находился семнадцатилетний юноша, а в салоне еще четверо его приятелей, попытался прорваться сквозь пробку, но не заметил грузовика, шедшего сзади. Грузовик протаранил «седан» и протащил его по шоссе еще метров на пятьдесят вперед. Насколько я мог судить, на место происшествия съехались семь машин экстренной помощи: пожарная, спасательная, полицейская и «скорые». Спасатели работали командами, спокойно и деловито разбираясь с ситуацией.
Молодого водителя вскоре извлекли из покореженного автомобиля без сознания. Его четверо пассажиров получили травмы различной степени тяжести. Пожилая женщина — вероятно, мать одного из пострадавших — прибежала на место аварии с ближайшей фермы. Полицейский нежно утешал ее.
Как это все по-мужски — неопытность и риск, с одной стороны; профессионализм, спокойствие и забота — с другой.
Мне эта ситуация представляется весьма показательной. Зрелые, состоявшиеся мужчины вызывают восхищение. Молодые и неопытные слишком уязвимы, подвержены опасности. Вот почему всякий раз, глядя на мальчика, мы с тревогой думаем о его будущем: каким он вырастет?
Мальчики из группы риска
Сегодня именно девочки оказываются более уверенными в себе, мотивированными, работящими. Мальчишки предпочитают плыть по течению, хуже учатся, стеснительны в отношениях с окружающими, больше подвержены насилию, влиянию алкоголя и наркотиков. Различия между девочками и мальчиками проявляются очень рано — загляните в любое дошкольное учреждение и убедитесь сами. Девочки с удовольствием трудятся; мальчишки слоняются без дела, словно туземцы, раздражая девчонок и устраивая потасовки.
В начальной школе мальчики, как правило, небрежны и недобросовестны в учебе. К третьему классу большинство мальчишек вообще перестают читать книги. Свои мысли они выражают односложными предложениями: «Что?», «Вау!» В старшей школе они избегают занятий в интеллектуальных кружках и секциях, игнорируют диспуты и концерты и все, что так или иначе не связано со спортом. Они делают вид, что их вообще ничего не волнует. «Ищите дураков» — их излюбленный посыл.
Мальчишки-подростки проявляют неуверенность в отношениях с противоположным полом и не знают, как обратить на себя внимание девочек. Некоторые становятся болезненно стеснительными, другие излишне агрессивными и грубыми в компании девчонок. Создается впечатление, что они вообще не знакомы с азами общения.
И конечно, самым тревожным аспектом остается безопасность. В пятнадцатилетнем возрасте мальчики в три раза больше в сравнении с девочками подвержены риску смерти по самым разным причинам, и прежде всего в результате несчастных случаев, насилия и суицида.
Что радует
Всем нам хочется, чтобы мальчики стали мужчинами счастливыми, творческими, энергичными и добрыми. Мы стремимся к тому, чтобы наши мальчики выросли заботливыми и внимательными и соответствовали требованиям двадцать первого века. И в то же время пытаемся добиться, чтобы они мыли посуду и убирали в своих комнатах!
За последние пять лет наука выдала огромное количество исследований об истинной природе мальчиков, и результаты их поистине удивительны. Думаю, что, прочитав эту книгу, вы испытаете огромное облегчение. В течение тридцати лет общество настойчиво отрицало мужской фактор, пытаясь убедить нас в том, что мальчики и девочки совершенно одинаковы. Но, как и утверждали родители и учителя, такой подход неправомерен. Исследования последнего времени подтверждают, что интуиция родителей не подвела и мальчики действительно выгодно отличаются от девочек. Теперь мы учимся ценить мужественность во всех ее проявлениях и больше не отмахиваемся от нее.
В этой книге мы суммируем самые передовые идеи, позволяющие понять природу мальчишек. Прежде всего мы расскажем, каковы три основные стадии их развития. После этого обратимся к анализу влияния мужских гормонов на психологию мальчиков, подскажем, как преодолеть трудности переходного возраста. Мы познакомим вас с новыми открытиями, объясняющими особенности мальчишеского мышления, что поможет развитию у мальчиков навыков общения. Помимо этого в книге немало историй и суждений о том, как строить отношения между матерями и сыновьями, о жизненно важной роли отцов в воспитании мальчиков, о необходимых преобразованиях в школе. Поговорим мы и о спорте, который, при всей своей пользе для мальчиков, стал источником повышенной опасности. Не обойдем вниманием и такой аспект, как секс в жизни мальчишек. И наконец, поговорим о роли общества в воспитании мальчиков.
Мальчишки — это здорово. Мы можем сделать из них настоящих мужчин. Ключ к этому — в понимании.
2. Три стадии развития мальчиков
Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что впихиваете в свое чадо полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками — и в один прекрасный день ваш мальчик просыпается настоящим мужчиной!
Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что впихиваете в свое чадо полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками — и в один прекрасный день ваш мальчик просыпается настоящим мужчиной! Необходимо следовать определенной программе воспитания. Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда.
К счастью, мальчики не сегодня появились на свет, и мы не первооткрыватели в вопросах их воспитания. Каждая мировая культура сталкивалась с проблемой воспитания мальчишек и предлагала свои решения. Это только в последние десятилетия, когда ритм жизни стал особенно бурным, мы как-то упустили из виду необходимость создания реальной программы воспитания мальчиков. Мы просто слишком заняты другими делами!
Три стадии отрочества универсальны и существуют вне времени. Обсуждая их с родителями, я всякий раз слышу: «Верно!», потому что опыт воспитания подтверждает правильность этих постулатов.
Коротко о трех стадиях развития
1. Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет — возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это «ее» мальчик, даже притом, что отец может играть очень большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период — передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, «зарядить» его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие.
2. Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет — возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период — повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости,— то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик.
3. И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия — когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе — обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.
Пожалуйста, помните: эти стадии ни в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребенка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совершеннолетия. Стадии отрочества лишь указывают на смещение акцентов: так, скажем, отец выходит на первый план в возрасте сына от шести до тринадцати лет, а влияние наставников возрастает с четырнадцати лет. Основными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.
Зная об этих трех стадиях, можно четко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет не должны быть трудоголиками, как не должны устраняться от семьи ни морально, ни физически. Если это происходит, то исключительно во вред сыновьям. (И все-таки современные отцы именно так и поступают, многие из нас могут это подтвердить из опыта своего детства.)
Стадии развития мальчиков подсказывают, что нам необходима дополнительная помощь со стороны общества, когда наши сыновья достигают подросткового возраста. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья. К сожалению, сегодня слишком часто случается так, что подростки выходят в большой мир, но там их словно никто не ждет, не протягивает руку помощи, и они вынуждены проводить свое отрочество и юность в опасной беспризорности. Некоторые так и не взрослеют.
Будет справедливо сказать, что многие проблемы — особенно связанные с поведением мальчишек, их недостаточной мотивацией в школе, а потом и неприятности с законом (езда в пьяном виде, драки и прочее), проистекают из того, что мы не знали об особенностях мальчишеского развития и вовремя не обеспечили им необходимой помощи.
Знать три стадии развития мальчиков просто необходимо, поэтому мы должны рассмотреть их подробно и решить, как откликнуться. Что мы сейчас и делаем.
С рождения до шести: нежные годы
Младенцы есть младенцы. Девочка это или мальчик — не имеет значения ни для самого ребенка, ни для его родителей. Младенцы любят, когда их держат на руках, играют с ними, тискают, а они довольно хихикают; им нравится наблюдать за окружающим миром. Темперамент младенцев самый разный. С некоторыми довольно легко — они спокойные и расслабленные, спят подолгу. Другие шумные и непоседливые, вечно требующие действия. Кто-то боязливый и беспокойный, нуждающийся в постоянном подтверждении того, что с ним рядом кто-то есть, что его любят.
В этот период жизни необходимо, чтобы малыш чувствовал связь по крайней мере с одним человеком. Как правило, с мамой. Обладая особым энтузиазмом и высокой мотивацией, к тому же вскармливая его своим молоком, от природы наделенная особой мягкостью и нежностью в подходе к ребенку, именно мать оказывается наиболее подготовленной к тому, чтобы полностью удовлетворить запросы младенца. Собственные гормоны (особенно пролактин, вырабатываемый в процессе кормления грудью) вызывают в женщине желание быть со своим ребенком и сосредоточивать на нем все внимание.
За исключением грудного вскармливания, отцы тоже могут обеспечить все потребности новорожденного, только делают они это несколько иначе. Исследования показывают, что они более активны в играх с ребенком, любят будоражить его, в то время как матери стараются его успокоить. (Впрочем, когда отцы так же, как и матери, начинают страдать от недосыпания, им уже не до шумных игр и они тоже не прочь утихомирить ребенка!)
ПЕРВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗНИЦЫ ПОЛОВ
Некоторые генетические различия между девочками и мальчиками начинают проявляться уже в младенчестве. Мальчики менее восприимчивы к лицам окружающих. У девочек сильнее развито ощущение прикосновения. Мальчики растут быстрее и активнее набирают силу, хотя разлуку с матерью воспринимают острее. Когда дети начинают ходить, разница между девочками и мальчиками становится еще заметнее. Мальчикам, как правило, требуется больше места для игр и передвижения. Они любят хватать предметы и манипулировать ими, строят высокие башни из блоков, в то время как девочки предпочитают возиться на полу. В детском саду мальчики игнорируют появление в группе новеньких, а девочки тут же замечают их и заводят дружбу.
Как ни печально, взрослые относятся к мальчикам более строго. Исследования показывают, что родители обнимают и ласкают девочек гораздо чаще, даже в новорожденном возрасте. С мальчиками меньше разговаривают. И мамы чаще и больнее наказывают мальчиков.
Если мама является основным источником ласки и заботы, для мальчика она становится первой моделью для любви и нежности. Начиная со второго года жизни ребенка, когда он начинает ходить, мать может твердо, не обижая и не стыдя мальчика, установить границы их отношений, и мальчик усвоит это на всю жизнь. Он знает, что в сердце матери он занимает особое место.
Когда мама с интересом и удовольствием обучает мальчика, разговаривает с ним, это помогает развитию его речевых навыков, общительности. В дальнейшем мы увидим, насколько это важно для мальчиков, поскольку им в большей степени, нежели девочкам, нужна помощь в усвоении навыков общения.
Если в первые год-два жизни сына мать оказывается в глубочайшей депрессии и закрыта для общения с ребенком, в его сознании появляется аспект печали. Если мама злится, бьет или обижает сына, он начинает сомневаться в том, что его любят. Матери необходима поддержка и помощь со стороны других членов семьи, так чтобы у нее была возможность отдохнуть, расслабиться и найти время для общения с ребенком. Ей необходимо заботиться о себе, тогда она сможет полноценно заботиться о ребенке.
Мать выражает восторг, видя, как ее ребенок гоняет за ящерицами или лепит из песка куличики, она гордится его достижениями. Отец тискает сына, играет с ним в борьбу и тоже выказывает нежность и заботу, читает книжки, утешает, когда ребенок болен. Малыш усваивает, что мужчины добры и в то же время с ними интересно, что они умеют читать книги и помогают по дому.
ДОМА ЛУЧШЕ
По возможности мальчику лучше оставаться дома с одним из родителей, пока он не достигнет трехлетнего возраста. Ясли или дома младенцев не слишком подходят для ухода за мальчиками до трех лет. Исследования показывают, что мальчики в большей степени, нежели девочки, склонны переживать разлуку с близкими, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности. В результате развиваются беспокойство и агрессивность, и такая модель поведения сохраняется у мальчика и в школе.
Забота со стороны любящего родителя или семейный уход гораздо предпочтительнее. Маленьким детям необходимо присутствие рядом любящего человека. Первые уроки, которые мальчикам нужно усвоить в этой жизни, это уроки доброты, доверия, тепла и радости.
КОРОЧЕ ГОВОРЯ…
До шести лет пол ребенка не имеет особого значения, и не стоит слишком сосредоточиваться на этом аспекте. Как правило, матери оказываются самым близким человеком для ребенка, но роль отца тоже нельзя недооценивать. Самое главное для ребенка в этот период жизни — находиться в центре внимания и ощущать присутствие рядом двух любящих родителей. Так у него развиваются чувство безопасности, навыки первичного общения и тяга к познанию и взаимодействию с окружающими.
Впрочем, этот период проходит слишком быстро. Так что ловите момент и наслаждайтесь своим малышом!
С шести до тринадцати: интерес к мужественности
Лет в шесть с мальчиками происходит важная метаморфоза. В них словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. Даже те мальчишки, которые не так много смотрят телевизор, вдруг начинают проявлять интерес к оружию, мечтают носить кепки суперменов, бороться и драться, играть в шумные игры. И происходит еще кое-что очень важное: причем это характерно для всех стран и культур. Примерно в возрасте шести лет мальчики словно замыкаются на отце или деде, или другом мужчине. В них пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется «учиться быть мужчиной».
Если в этот период отец игнорирует сына, мальчик зачастую устраивает дикие выходки, лишь бы привлечь его внимание. Однажды меня пригласили в качестве консультанта исследовать случай, когда у мальчика периодически возникали вспышки тяжелого заболевания, причем без всякой видимой причины. Было назначено интенсивное медицинское обследование. Его отец, ведущий специалист в области медицины, вернулся с конференции из Америки, чтобы быть рядом с сыном, и мальчику стало лучше. Вскоре отец опять уехал на конференцию, и болезнь вернулась. Мы попросили отца ребенка пересмотреть свой рабочий график, который предполагал отсутствие дома в течение восьми месяцев в году! Он внес соответствующие коррективы, и с тех пор мальчик ни разу не болел.
Чтобы привлечь внимание Отца, мальчишки могут начать воровать, мочиться в постели, проявлять агрессию в школе, совершать другие неблаговидные поступки.
МАМЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ МНОГО ЗНАЧАТ
Эта внезапная смена интереса в сторону отца вовсе не означает, что Мама уходит со сцены. В некоторых странах (например, в Соединенных Штатах) матери зачастую дистанцируются от своих шестилетних сыновей, чтобы добавить им «жесткости». (Именно в этом возрасте в Британии отправляют детей в пансионы.) Но, как возражает Ольга Силверштайн в своей книге «Смелость в воспитании настоящих мужчин», эта идея коварна. Мальчикам необходимо знать, что они могут во всем положиться на маму, и не следует глушить в них нежные чувства. Лучше всего, если мальчик будет близок к маме, разумеется, притом, что рядом будет и отец. Если отец почувствует, что сын слишком вовлечен в интересы матери (что бывает), ему нужно усилить свое влияние — ни в коем случае не критикуя мать! Иногда отец чересчур строг или предъявляет к сыну повышенные требования, и тот начинает его бояться.
Если в раннем возрасте мать внезапно отдаляется от сына или лишает его тепла и внимания, результат печальный: мальчик, стремясь заглушить обиду и боль, словно перерезает ниточки, которые связывали его с матерью, — нежность и любовь. Инстинкт подсказывает ему, что тяжело проявлять теплые чувства, если они не находят отклика у матери. Если мальчик ставит для себя такую заслонку, он вырастет довольно резким и грубым и вряд ли будет проявлять тепло и нежность по отношению к своим детям и супруге. Все мы очень хорошо знаем таких мужчин (боссов, отцов, мужей), которые эмоционально зажаты и не могут наладить контакта с людьми. Мы можем сделать так, чтобы наши сыновья были не такими, а для этого просто нужно чаще обнимать их — и в пять, и в десять, и в пятнадцать лет.
Пять заповедей отцовства
Предлагаем усвоить еще несколько уроков отцовства.
• Начинайте как можно раньше. Участвуйте в процессе воспитания с периода беременности. Говорите с будущей матерью о своих надеждах, связанных с ребенком, будьте рядом с ней при родах. Участвуйте в уходе за младенцем с самого его рождения. Это ключевой этап в выстраивании будущих отношений. Уход за ребенком на ранней стадии дисциплинирует вас и меняет ваши жизненные приоритеты. Имейте в виду: отцы, которые ухаживают за новорожденными, настраиваются на одну волну с ними, происходит так называемое глубокое погружение. Кстати, мужчины прекрасно справляются с тем, чтобы утихомирить ребенка среди ночи — баюкают его, качают, напевают песенки! Не превращайтесь в наседку, но строго следуйте советам матери ребенка или других опытных наставников. И гордитесь своими достижениями.
Даже если вы слишком заняты работой, используйте выходные или отпуск, чтобы уделить внимание ребенку. Начиная с двухлетнего возраста малыша, предложите матери оставлять вас с ребенком на выходные, и вы поймете, что прекрасно справляетесь со своей ролью.
• Найдите время. Это самое важное. Папы, запомните: Если в течение недели вы проводите на работе пятьдесят пять — шестьдесят часов, включая командировки, вы просто не в состоянии исполнять свои отцовские обязанности. У ваших сыновей будут проблемы в жизни, и это непременно скажется на вас. Отцам необходимо приходить домой вовремя, чтобы играть, смеяться, учить своих детей, резвиться с ними. Работа в корпорациях и малом бизнесе становится врагом семьи. Зачастую отцы выбирают более низкий заработок, но зато имеют возможность больше времени проводить в семье. Так что, когда в следующий раз вам предложат повышение, требующее более продолжительного рабочего дня и частых командировок, серьезно подумайте над тем, чтобы ответить своему боссу: «Извините, но мои дети прежде всего».
• Не сдерживайте эмоций. Обнимать сына, резвиться с ним, играть в борьбу не возбраняется вплоть до его совершеннолетия! Сочетайте эти шумные игры с более спокойным времяпрепровождением: дети очень восприимчивы к рассказам, им нравится просто сидеть рядом с отцом, петь или музицировать. Говорите своим детям о том, какие они умные, красивые, творческие (хвалите их часто и искренне). Если ваши родители не были такими открытыми в проявлении чувств, вам придется учиться этому.
Некоторые мужчины опасаются, что проявление ласки в отношении сына сделает его «голубым». Это совсем не так. Более того, верно обратное. Многие геи и бисексуалы, с которыми мне доводилось беседовать, признают, что именно недостаток отцовской ласки частично объясняет их тягу к мужской нежности.
• Больше веселья. Радуйтесь своим детям. Если вы проводите с ними время только из чувства вины или по обязанности, это не принесет пользы. Постарайтесь подыскать такие виды деятельности, которые нравятся вам обоим. Избавьте детей от «бремени обязанности», но настойчиво призывайте их к тому, чтобы они помогали по дому. Ограничьте их внешкольные занятия одним-двумя видами спорта или иной деятельности, так чтобы у них оставалось время просто побыть собой. Организуйте их свободное время, чтобы они не слонялись бесцельно, и посвятите его прогулкам, играм, беседам. Избегайте чрезмерного соперничества в играх. Обучайте своих детей постоянно, делитесь с ними всем, что знаете сами.
• Не забывайте о дисциплине. Сегодня многие отцы выбрали для себя роль «добреньких папаш», оставив все трудные вопросы воспитания своим половинам. Но мы все-таки советуем мужчинам участвовать в принятии решений, следить за тем, как ребенок делает домашние задания и выполняет работу по дому. Установите нормы дисциплины — спокойно, но твердо. Не прибегайте к рукоприкладству, хотя иногда и возникает соблазн отшлепать мальчишку. Настаивайте на уважении. Не стройте из себя маленького. Обязательно выслушивайте ребенка и учитывайте его чувства и переживания. Обсуждайте с мамой ребенка глобальные вопросы воспитания: «Все ли нам удается? Что нужно изменить?» Совместное воспитание ребенка очень сближает родителей.
Когда мальчики малы ростом
Иногда родители начинают волноваться, если их сыновья отстают в росте. На самом деле эти опасения совершенно напрасны. В ходе недавних исследований, проведенных среди 180 мальчиков и 78 девочек в возрасте от восьми до четырнадцати лет, отличавшихся сравнительно невысоким ростом, было выявлено, что дети маленького роста приспособлены к жизни ничуть не хуже, чем их высокие сверстники.
Исследования более раннего периода показывали, что дети маленького роста более подвержены стеснительности, волнениям и депрессии, но результаты последних научных разработок это опровергают. Возможно, все дело в том, что изменяется само общество, становясь более разносторонним и толерантным. Если ребенка ценят и хвалят, общаются с ним на равных, он вовсе не подвержен стрессу.
В ходе вышеназванного исследования мальчики маленького роста описывали себя менее социально активными, однако проблем с поведением у них было не больше, чем у мальчиков нормального роста. А девочки маленького роста, как было отмечено, обладают более устойчивой психикой, нежели девочки среднего роста. Дети, родители которых маленького роста, вообще не имеют проблем, возможно, потому, что у них перед глазами успешная модель для подражания. Их родители не видят ничего необычного в маленьком росте и не выражают беспокойства по этому поводу.
В Соединенных Штатах двадцать тысяч детей принимали человеческий гормон роста, чтобы преодолеть проблему маленького роста, и лечение обошлось каждому примерно в тридцать тысяч долларов. Впрочем, врачи рекомендуют гормональный курс, если только существуют медицинские показания,— скажем, при почечной недостаточности или других состояниях, вызывающих дефицит гормона роста. Педиатры не склонны полагать, что такое лечение обязательно, оно болезненно и неудобно и может принести больше вреда, нежели пользы.
В современном мире пора уже приветствовать человека любых форм и размеров.
ПОИСКИ ОБЪЕКТА ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Мальчик в возрасте от шести до четырнадцати лет все еще обожает свою мать и может многому научиться у нее. Но его интересы меняются: его все больше тянет учиться у мужчины. Мальчик понимает, что взрослеет. И, чтобы развитие было полным, он должен «загрузить в себя как можно больше данных» от мужчины.
Матери остается лишь спокойно принимать это, сохраняя теплоту и готовность оказать поддержку. Задача отца — постепенно активизировать свое участие в воспитании. Если отца нет рядом, мальчик начинает искать мужчину в своем окружении — например, в школе. Но сегодня среди учителей все меньше мужчин, особенно в начальной школе, и это создает определенную проблему. (Подробнее мы еще поговорим об этом.)
ОДИНОКАЯ МАТЬ
Тысячи лет одиноким матерям приходилось воспитывать мальчиков самостоятельно. Нет никакого сомнения в том, что женщины могут воспитать достойных мужчин, но — и это очень большое «но» — те женщины, с которыми мне доводилось беседовать, всякий раз подчеркивали, что они находили в своем окружении мужчин, достойных подражания, призывая на помощь родственников, друзей, школьных учителей, спортивных тренеров, лидеров молодежных организаций (выбирая их с большой осторожностью во избежание риска сексуальных домогательств). Мои собеседницы подчеркивали, что помощь со стороны была необходима (дружба, массаж, медитация).
Дефицит внимания или дефицит отцовства?
Два года тому назад ко мне после лекции подошел мужчина по имени Дон и рассказал следующую историю. Дон работал шофером на грузовике, и годом раньше его восьмилетнему сыну был поставлен диагноз «дефицит внимания». Дон прочитал диагноз и решил, что его сын Трой попросту «недополучает внимания». А что же еще это могло означать?
Дон поставил перед собой цель уделять сыну больше времени. Он всегда считал, что воспитание детей — это удел женщин, а его задача — работать в поте лица, чтобы обеспечивать семью материально. Но теперь все изменилось. В каникулы и, по возможности, после школы Трой стал разъезжать с отцом на грузовике. В выходные дни, которые Дон обычно проводил в обществе своих друзей — любителей мотоциклов, Трой присоединялся к отцу.
«Нам пришлось отказаться от крепких словечек в своих разговорах, вести себя покультурнее, но ребята все поняли, и некоторые тоже стали приводить с собой детей»,— с улыбкой поведал мне Дон.
Хорошая новость: Трой всего за пару месяцев стал спокойным мальчишкой, и ему даже отменили медикаментозный курс — диагноз «дефицит внимания» был снят. Но отец и сын продолжали проводить вместе много времени, им просто это понравилось. Мы не станем утверждать, что дефицит внимания на самом деле есть дефицит отцовства, но во многих случаях это так.
КОРОЧЕ ГОВОРЯ…
Пока мальчик учится в начальной и средней школе, ему нужно проводить больше времени с отцом и матерью, получая от них помощь, приобретая от них жизненные знания и опыт, наслаждаясь их обществом. С эмоциональной точки зрения отец в этот период выходит на первый план. Мальчик готов учиться у него, прислушиваться к его словам. Как правило, он начинает равняться на отца. Матери есть от чего прийти в бешенство!
Этот временной промежуток — от шести до четырнадцати лет — предоставляет отцу идеальную возможность оказать влияние на сына (и заложить в нем основы мужского характера). Это время, которое нужно тратить с пользой. Любые незначительные дела идут во благо: и игры на свежем воздухе летними вечерами; и прогулки, сопровождаемые разговорами «за жизнь» и рассказами о собственном детстве; и совместные занятия хобби или спортом. Именно в этот период в память вашему сыну закладываются приятные воспоминания о детстве, которые будут питать его всю жизнь.
Не пугайтесь, если ваш сын ведет себя чересчур хладнокровно: наверняка такой стиль поведения принят в его школе. Проявите настойчивость, и вы обнаружите, что под маской напускного равнодушия скрывается веселый и игривый ребенок. Не упускайте возможности провести с сыном время, если он действительно хочет побыть в вашем обществе. Ближе к юности интересы будут затягивать его в окружающий мир. Все, что я могу, это призвать вас к следующему: не упускайте свой шанс поучаствовать в жизни сына!
Четырнадцать и старше: становясь мужчиной
Примерно в возрасте четырнадцати лет начинается новая стадия отрочества. Как правило, в этом возрасте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тестостерона повышается почти на 800 процентов!
Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто общее: они становятся более упрямыми, беспокойными, у них часто меняется настроение. И не то чтобы они меняются в худшую сторону, просто в них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу. Им необходимо найти ответы на серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, поставить перед собой новые цели, определить приоритеты на будущее — а между тем внутренние часы торопят их жить.
Я полагаю, что именно в этом возрасте мы в большей степени теряем контакт с детьми. Так уж повелось, что мы предъявляем к подросткам стандартный набор требований: побольше усердия в школе, побольше работы по дому. Но подростку требуется нечто большее. Он и гормонально, и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим задержать его в детстве еще лет на пять-шесть! Неудивительно, что возникают проблемы.
А на самом деле нужно поднять мальчишке дух — направить его азарт в творческое русло, дать ему возможность расправить крылья. Все беды, которые являются родителям в виде ночных кошмаров (подростковый авантюризм, алкоголь, наркотики, криминал), происходят от того, что мы не находим каналов для выплеска подростковой жажды славы и геройства.
Мальчишки смотрят на взрослый мир и не видят ничего, во что им хотелось бы верить или участвовать. Даже их протест оказывается упакованным и предлагается как товар рекламодателями и музыкальной индустрией.
Ребятам хочется прорваться туда, где чище и лучше, но такое место не просматривается.
КАК ПОСТУПАЛИ ДРЕВНИЕ
В любой цивилизации — от эскимосов до африканских племен, во все времена и на всех континентах мальчики-подростки получали особое внимание и заботу со стороны всей общины. Древние культуры знали — а мы только еще начинаем этому учиться,— что родители не могут воспитать мальчиков-подростков без помощи других взрослых, которым можно доверять и которые проявляют желание участвовать в процессе воспитания на долгосрочной основе.
Одна из причин такого подхода заключается в том, что четырнадцатилетние сыновья и их отцы доводят друг друга до бешенства. Зачастую отец способен лишь любить сына. Но любить и обучать уже не получается. (Помните, как ваш отец учил вас водить машину?) Почему-то двое мужчин непременно сталкиваются лбами, и это лишь усугубляет проблему. Если же кто-то посторонний приходит на помощь, отцы и сыновья становятся гораздо спокойнее. (На эту тему даже снято несколько фильмов, например «В поисках Бобби Фишера» и «Поездка за город» с Албертом Финни в главной роли.)
Традиционно практиковались два метода, помогавшие юноше войти во взрослую жизнь. Во-первых, подростков брали под крыло и наставляли на путь истинный взрослые мужчины, которые могли обучить их ремеслу. Во-вторых, на определенных этапах наставничества старейшины рода или племени проводили посвящение юношей в таинства профессии. Этот процесс предполагал серьезные испытания, имевшие целью приобщение мальчиков к взрослой жизни.
Посвящение в племенах лакотов
Коренные жители Америки лакоты, должно быть, известны вам по фильму «Танцы с волками». Это было племя энергичных и успешных людей, с богатой культурой, отмеченное особенно теплыми отношениями между мужчинами и женщинами.
Примерно в возрасте четырнадцати лет мальчики-лакоты подвергались своеобразному испытанию на прочность, так называемому тесту на видение. Мальчик должен был забраться на вершину горы и сидеть там в ожидании видений или галлюцинаций, вызванных чувством голода. Предполагалось, что видение предстанет в образе некоего небесного существа, которое станет вести мальчика по жизни. Пока мальчик дрожал на вершине горы, до него доносилось из темноты грозное рычание горных львов. На самом деле эти звуки издавали мужчины племени, которые обеспечивали безопасность ребенка. Мальчики были слишком ценным материалом для племени, и подвергать их бессмысленному риску никто не собирался.
Когда подросток возвращался в племя, его успех шумно отмечался. Но начиная с этого дня и в течение целых двух лет ему не разрешалось разговаривать со своей матерью.
Матери в племени лакотов, как и женщины всех племен охотников-собирателей, очень близки и нежны со своими детьми, и дети зачастую так и спят вместе с ними в хижинах. Лакоты полагали, что, если мальчик заговорит с матерью сразу же после обряда посвящения в мужчину, соблазн вернуться в детство будет слишком велик и он опять окажется в женском мире и никогда не вырастет.
По прошествии двух лет происходила церемония воссоединения матери и сына, но к этому времени сын уже был мужчиной, и его отношение к матери соответствовало его новому статусу. Женщины, которые слышали это предание из моих уст, находили его очень трогательным, одновременно и грустным, и радостным. Матери племени лакотов сознательно отпускали своих детей, уверенные в том, что взамен они получат любовь, уважение и дружбу со стороны своих уже взрослых сыновей.
Резким контрастом с обычаями племени лакотов выступают современные отношения между матерями и сыновьями, которые (как подчеркивает Баббетт Смит в книге «Матери и сыновья») зачастую остаются стеснительными, инфантильными и безразличными. Сыновья боятся сохранять близость к матери и вместе с тем, уже становясь мужчинами, все равно не могут оторваться от материнской опеки. Они переносят свое зависимое положение на отношения с любой другой женщиной. Не прошедшие обряда посвящения в мужское братство, они не доверяют мужчинам и не верят в мужскую дружбу. Они не хотят брать на себя обязательства перед женщинами, опасаясь, что к ним опять будут относиться по-матерински и контролировать. Так и появляются «никакие» мужчины.
Только покинув женский мир, молодые люди могут разорвать материнскую оболочку и начать относиться к женщинам по-взрослому. Бытовая жестокость, измены, неудачи в супружеской жизни совсем не обязательно являются результатом проблем с женщинами, причина как раз в том, что мальчики не прошли положенный путь трансформации.
Вы можете усомниться в том, что в древние времена матери, да и отцы тоже, без опаски отдавали своих сыновей в чужие руки. Но на самом деле оснований бояться не было. В качестве наставников выступали мужчины, которых хорошо знали и которым доверяли. Женщины понимали и приветствовали эту помощь, поскольку интуитивно чувствовали ее необходимость. Выпуская из семьи проблемного мальчика-подростка, они получали назад зрелого и самодостаточного молодого мужчину, которым наверняка потом гордились.
Посвящение во взрослую жизнь нельзя было назвать одноразовым мероприятием. Иногда требовались месяцы, чтобы обучить мальчика вести себя по-мужски, брать на себя ответственность, чтобы он набрался сил, стал настоящим мужчиной. Мы не слишком хорошо осведомлены о подробностях таких обрядов. Иногда они бывали жестокими и страшными (и мы ни в коем случае не хотим повторения), но проводились они с определенной целью, продуманно, и результаты были впечатляющими.
Суммируя опыт наших предков, можно сказать: выживание любого племени зависело от воспитания знающих и ответственных молодых людей. Это был вопрос жизни и смерти, и относились к нему со всей серьезностью. Каждое общество вырабатывало свою программу воспитания молодых людей, предполагающую объединение усилий всего взрослого населения. (Некоторые идеи, позаимствованные из прошлого, изложены в заключительной главе нашей книги «Задачи для общества».)
Как побороть высокомерие
Мальчики по природе своей склонны к высокомерию. Вплоть до недавнего времени мальчиков зачастую воспитывали в духе превосходства над женщинами. В некоторых культурах до сих пор к мальчикам относятся как к маленьким божествам. В результате можно получить несносного ребенка, с которым мало кто хочет иметь дело.
Вот почему так важно учить мальчиков скромности и смирению, на собственном примере показывая, что нужно уметь извиниться, помочь другому, проявить уважение к людям. Дети должны знать свое место в этом мире, иначе мир рано или поздно преподаст им жестокий урок.
Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с вызывающим поведением молодых людей — будь то скейтбордист, сбивший вас с ног на улице, грубый продавец в магазине или же воришка, прокравшийся в ваш дом,— вы имеете дело с огрехами воспитания.
Тинейджеры, как правило, склонны к эгоцентризму, их помыслы и устремления подчинены только собственным интересам, и это при полном безразличии к окружающим. Наша задача как родителей состоит в том, чтобы увлечь их дискуссией о справедливости, ответственности перед другими, добре и зле. Мы должны последовательно и ненавязчиво внушать им некоторые основные постулаты: «Будь ответственным. Тщательно взвешивай свои действия. Не забывай о других. Думай о последствиях». Одной любви к детям недостаточно, необходимо проявить и некоторую жесткость. Матери начинают этот процесс, отцы усиливают его, а люди старшего поколения добавляют своей мудрости, если усилий родителей не хватает.
Очень полезно привлекать мальчиков к уходу за пожилыми и немощными людьми, приучать их заботиться о младших детях. Благодаря этому они чувствуют свою полезность, и у них повышается самооценка.
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Сегодня наставничество чаще всего отсутствует или существует в эпизодическом виде. Сами наставники — спортивные тренеры, родственники, учителя, начальники — редко понимают свою роль и, как правило, исполняют ее плохо. Наставничество обычно проводилось на рабочем месте, в рамках программы овладения трудовыми навыками и совершенствования мастерства. Все это осталось в прошлом. Работая по выходным в местном супермаркете, юноша вряд ли встретит там наставника.
История про Нэта, Стэна и мотоцикл
Нэту было пятнадцать, и жизнью своей он был не слишком доволен. Он ненавидел школу, письмо давалось ему с трудом, и проблемы с учебой росли как снежный ком. Он посещал частную школу, и его родители, учитель и директор были хорошо знакомы и могли говорить друг с другом вполне откровенно. Однажды они встретились и решили, что, если Нэт найдет себе работу, его можно будет освободить от учебы. Возможно, он был из тех мальчишек, которые чувствуют себя более комфортно во взрослом мире, нежели среди сверстников в школе.
Нэту повезло, он нашел работу в частной пиццерии
«У Стэна» и оставил школу. Бизнес у тридцатипятилетнего Стэна шел бойко, и ему действительно требовалась помощь. Нэт приступил к работе, и она ему очень понравилась. Голос его стал гуще, он заметно вытянулся, а его банковский счет неуклонно пополнялся. Но теперь у его родителей появилась новая причина для волнений. Нэт планировал купить мотоцикл — огромный мотоцикл,— чтобы добираться до работы. Их дом стоял на горе, и к нему вел извилистый серпантин. Родители с ужасом ждали момента, когда накопления сына достигнут стоимости мотоцикла. Они предлагали ему купить машину, но все было тщетно. Шло время.
Однажды Нэт пришел домой и, проходя мимо обеденного стола, буркнул что-то в манере, свойственной подросткам. Что-то насчет машины. Родители попросили повторить сказанное, не уверенные в том, что хотят это услышать. «Я не хочу мотоцикл. Я поговорил со Стэном. Стэн сказал, что нужно быть круглым идиотом, чтобы покупать мотоцикл. Он советует мне подождать и купить машину».
«Господи, спасибо, что послал нам Стэна!» — подумали родители, но ничего не сказали и, лишь улыбнувшись, продолжили трапезу.
ПРИЗЫВАЯ НА ПОМОЩЬ ДРУГИХ
В возрасте от четырнадцати до двадцати с небольшим лет мальчик переходит во взрослый мир, постепенно отдаляясь от родителей. Родители сознательно отступают на второй план, не выпуская ребенка из поля зрения. Именно в эти годы мальчик строит свою жизнь, отдельную от семьи. У него появляются учителя, которых вы едва знаете, интересы, вам неведомые, и цели, в достижении которых вы вряд ли сможете ему помочь. Картина довольно пугающая.
Подросток четырнадцати—шестнадцати лет совсем не готов к тому, чтобы оказаться один на один со взрослым миром. Ему нужны проводники в этот мир, и именно эту роль выполняют наставники. Мы не имеем права оставлять юношей без присмотра. Но наставник — это больше, чем учитель или спортивный тренер: между ним и ребенком складываются особые доверительные отношения. Шестнадцатилетний подросток не всегда слушается родителей — хотя бы из чистого упрямства. Но с наставником совсем другое дело. Подростковый возраст — пора «восхитительных ошибок», и задача наставника отчасти состоит в том, чтобы не допустить фатальных ошибок.
Родители должны позаботиться о подборе наставника, руководствуясь строгими критериями. В этом плане очень помогает принадлежность к сильной общественной группировке — скажем, к активной церкви, семейному спортивному клубу, общинной школе, коллективу друзей, которые по-настоящему заботятся друг о друге.
Вам действительно нужны друзья, которые будут выполнять роль заботливых дядюшек и тетушек, опекающих детей и участвующих в их воспитании. Друзья могут вести беседы с вашими детьми, расспрашивать об их интересах, обмениваться с ними мнениями. Идеально, если ваши дети станут желанными гостями в их домах, если ваши друзья смогут иногда прочистить им мозги, а дети в свою очередь смогут поплакаться им в жилетку, когда в отношениях с родителями возникает некоторое напряжение. (Многим знакомы ситуации, когда после перепалки с матерью дочь-подросток бежит жаловаться к маминой лучшей подруге. Вот для чего нужны друзья!)
Кстати, вы тоже можете оказать такую помощь детям ваших друзей. Тинейджеры прелестны, если только это не ваши собственные дети!
ЗАТВОРНИЧЕСТВО ОПАСНО
Тинейджеры очень страдают, когда их родители живут обособленной жизнью. Я это знаю не понаслышке. Когда мои родители эмигрировали в Австралию, они, и без того люди стеснительные, стали еще более замкнутыми. Им так и не удалось найти друзей и свою компанию, в которую смогли бы влиться и мы, дети. В результате, когда мы с сестрой достигли подросткового возраста, у нас возникли большие проблемы с вхождением в большой мир, были и драматические, и рискованные моменты. У некоторых подростков на этой почве развиваются душевные болезни, суицидальные наклонности, анорексия. А у кого-то возникает сильнейший протест против изоляции, и тогда подростки втягиваются в плохие компании, приобщаясь к наркотикам, криминалу, сексуальным извращениям. Если у вас есть дети-подростки, вы непременно должны заставлять себя выходить в свет, общаться с людьми, создавать социальный круг, в котором могли бы вращаться и ваши дети. Затворничество не способствует правильному воспитанию ребенка.
ЕСЛИ НЕТ НАСТАВНИКА
Если рядом нет наставника, юноша может столкнуться с множеством проблем на своем пути во взрослую жизнь. Он может ввязаться в бесполезную борьбу со своими родителями в попытках самоутвердиться и отстоять собственную независимость. А может впасть в депрессию и обособиться. Детям этого возраста приходится искать ответы на очень сложные вопросы — о сексе, выборе карьеры, об отношении к наркотикам и алкоголю. Если мать и отец по-прежнему уделяют ребенку много времени, живут его интересами, он охотно делится с ними своими мыслями и сомнениями. Но иногда у подростка возникает потребность поговорить и с другими взрослыми. В ходе одного исследования было выявлено, что наличие взрослого друга вне рамок семьи уберегает подростка от преступных связей. (Разумеется, если только этот друг сам не является криминальным элементом.) Молодые люди стараются сами выбрать свой жизненный путь. Они могут найти свой интерес в религии, могут увязнуть в Интернете, увлечься музыкой или спортом, серфингом или роком. Если мы не сможем организовать детей по интересам, они сами создадут свои группировки. Но проблема в том, что эти группировки могут стать лишь сообществом одиноких сердец и никаких навыков и знаний дети в них не получат. Многие мальчишеские компании основаны лишь на хлипких связях, а общности интересов и поддержки в них нет.
Хуже всего, если мы бросим подростков на произвол судьбы. Вот почему нам просто необходимы по-настоящему профессиональные учителя, спортивные тренеры, лидеры скаутских организаций, молодые рабочие — в общем взрослые люди, заинтересованные в подрастающем поколении.
Нам нужны люди, которые могут внести порядок в жизнь подростков.
Сегодня наиболее активны в процессе воспитания матери, а отцовство еще только возрождается. И пока еще в обществе остается проблемой найти хороших наставников.
Коротко о главном
1. В период от рождения до шести лет мальчикам необходимо много внимания и нежности, чтобы они научились любить. Беседуя с ними, обучая, мы помогаем им войти в этот мир. Как правило, лучше всех с этой ролью справляется мать, хотя и отец может принимать участие в процессе.
2. Примерно в возрасте шести лет мальчик начинает выказывать большой интерес ко всему мужскому, и отец становится главным родителем. Важно, сколько времени и внимания он будет уделять сыну. Роль матери по-прежнему важна, и она не должна отдаляться от сына лишь потому, что он стал старше.
3. С четырнадцати лет мальчикам необходимы наставники — взрослые, которые проявляют персональную заботу о них и помогают постепенно продвигаться в большой мир. В древних цивилизациях был принят обряд посвящения, и наставничество являлось непременным атрибутом воспитания.
4. Одинокие матери могут хорошо воспитать мальчика, но им нужно внимательно подойти к вопросу выбора мужчины в качестве достойной модели для подражания. Кроме того, одиноким матерям следует больше времени уделять заботе о собственном здоровье (поскольку они выполняют работу за двоих).
Внимание: разница полов действительно существует!
В последние тридцать лет модной считалась теория о том, что различия между мальчиками и девочками создаем мы сами. Следуя этой логике, разница полов возникает из-за одежды и игрушек и тому подобных моментов. Родители и учителя дошкольных и учебных заведений принялись настойчиво усаживать мальчиков играть в куклы, а девочек — собирать конструктор «Лего». Казалось, что, если мы будем воспитывать всех детей одинаково, разница полов и проблемы, с ней связанные, исчезнут сами собой.
Целью такого воспитания было порвать со старыми стереотипами: что девочка может быть только медсестрой или секретаршей, в то время как мальчику по плечу быть и врачом, и бизнесменом, и солдатом. В общем-то это было важным социальным сдвигом, пожалуй, самым важным в двадцатом веке.
Мысль о том, что между мальчиками и девочками существуют врожденные биологические различия, предавалась анафеме и считалась крамольной. Под флагом биологии раскручивались некие ужасные идеи. Скажем, утверждалось, что, поскольку у женщин мозг меньше, они годятся только для ведения домашнего хозяйства и материнства! (Действительно, для материнства совсем не нужно мозгов!) Вот почему женщины были лишены права голосовать, получать равную с мужчинами зарплату, владеть собственностью. Чтобы добиться равенства с мужчинами, в семидесятыевосьмидесятые годы прошлого века было крайне важно доказать, что женщины рождены равными с мужчинами. На исследования по теме разницы полов было наложено табу, поскольку никто не хотел прослыть ретроградом, оспаривающим освобождение женщин.
Сегодня туман постепенно рассеивается. Во всяком случае, проявляется готовность согласиться с тем фактом, что определенные различия на самом деле существуют, причем они заложены природой, и в них нет ничего страшного. Они не предполагают, что девочки лучше мальчиков, и наоборот. Если у девочек мозг развивается быстрее, чем у мальчиков, мы можем соответственно планировать процесс обучения, чтобы это различие не становилось проблемой. Если мальчик в школе стремится получать четкие инструкции — в то время как девочки предпочитают трудиться коллективно, — мы можем совместить оба эти противоречия. Если мальчику удобнее говорить языком жестов, а девочкам удобнее объясняться словами, мы можем помочь им понять друг друга. Достаточно лишь проявить терпение и понимание.
В последующих двух главах мы рассмотрим два важных аспекта, которые помогут нам лучше понять наших мальчишек и помочь им вырасти:
• как влияют гормоны (в частности, тестостерон) на поведение мальчиков и что с этим делать;
• как идет умственное развитие у девочек и мальчиков и как это влияет на их поведение и мышление.
Зная разницу
Некоторые половые различия настолько очевидны, что удивительно, что их не принимали во внимание. Например, у мальчика мышечная масса в среднем на 30 процентов больше, чем у девочки. Мальчики сильнее, и их тела более склонны к движению. У них намного больше содержание эритроцитов в крови (вот уж поистине существа красных кровей!). И эти различия никак не связаны с внешней оболочкой. Мы должны предоставить мальчикам больше возможностей для физических упражнений — впрочем, девочкам это тоже не возбраняется. Мальчикам требуется дополнительный контроль со стороны, чтобы они не дрались между собой и не задирали девочек. Девочкам необходимо учиться сдерживать свои более развитые речевые навыки, чтобы не унижать и не оскорблять мальчиков. И так далее.
Это не значит, что «каждый мальчик обязан…» или «каждая девочка обязана…». В конце концов, некоторые девочки сильнее и лучше развиты физически, чем большинство мальчиков. (Некоторых девочек тоже нужно удерживать от агрессивности и жестокости. В одной сиднейской школе родители были вынуждены забрать своих сыновей, поскольку девочки постоянно избивали их.) Половые различия — общее понятие, которое следует учитывать в процессе воспитания детей.
Мальчики и умение слушать
Не правда ли, что мальчишки иногда бывают несносными, и все из-за того, что не умеют слушать? Многие родители шутят, что их сын становится глухим, когда его просят убрать за собой. А школьные нянечки давно заметили, что мальчики чаще, чем девочки, прикидываются глухими. Но на самом деле тому есть более серьезное объяснение. Например, было обнаружено, что у мальчиков-подростков слух слабее, чем у девочек, если они часто слушают музыку в наушниках.
Есть и генетические причины, обусловливающие более слабый слух у мальчиков в сравнении с девочками. Исследования, проведенные аудиологом Жаном Полларом и доктором Кейти Роу в Королевской детской больнице, выявили, что примерно четверть детей шестилетнего возраста плохо преобразуют услышанное в слова. И большинство этих детей (70 процентов) составляют мальчики. Они с трудом понимают предложение, в котором более восьми слов! Поскольку учителя в школе обычно говорят длинными и сложными предложениями, эти дети мучительно размышляют над первой частью фразы, в то время как учитель (или родитель) уже ушел далеко вперед.
Инновационная программа обучения преподавателей, разработанная доктором Роу и ее мужем, Кеном Роу, изложенная на видеокассете, помогает учителю вовремя заметить, что ученик не схватывает материал, и замедлить темп объяснения, раздробить свои фразы на короткие предложения, подождать, пока все дети поймут смысл сказанного. Во многих школах перед зачислением детей в первый класс проводят обследование с целью выявления проблем со слухом. Так что, если у вашего мальчика проблемы с пониманием материала на уроке, возможно, в первую очередь стоит проверить, слышит ли он. И знает ли учитель о том, что нужно говорить медленнее в расчете на тех, кто с трудом усваивает сказанное?