Стивенс Крис. Миллионеры из App Store
Не так давно Книга рекордов Гиннесса признала Angry Birds самой продаваемой игрой в истории App Store. Игра уже была загружена свыше 250 миллионов раз, и даже сейчас ее загружают в среднем один миллион раз в день.
По данным Rovio, пользователи во всем мире ежедневно тратят на игру в Angry Birds в общей сложности не менее 200 миллионов минут, причем свыше 60 миллионов из них приходится только на устройства с iOS.
«Они могли бы заняться множеством других дел, но считают их более скучными, — говорит Микаэль Хед, CEO компании Rovio, размышляя о столь непонятном для многих способе времяпрепровождения. — В наши дни люди заполняют развлечениями каждое свободное мгновение… так что эти 200 миллионов минут как раз и складываются из маленьких отрезков по паре-тройке минут, которые нужно убить».
Эта мысль кажется вполне разумной, и с ней готовы согласиться даже некоторые главы государств, признающихся в любви к Angry Birds. По данным Th e Telegraph, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон — «большой любитель Angry Birds» и «использует свой
iPad для того, чтобы катапультировать бескрылых и безногих птиц, которые пытаются уничтожить зеленых свиней, укравших у них яйца».
Президент России Дмитрий Медведев публично поблагодарил руководителя маркетингового отдела Rovio Питера Вестербака за работу над игрой. В ходе Международного экономического форума в Санкт-Петербурге Медведев заявил собравшимся:
«Прежде чем я перейду к политическим вопросам, хотел бы поблагодарить господина Вестербака за то, что он придумал занятие для огромного количества чиновников, которые теперь знают, что делать в свободное и несвободное время. Я это [игру в Angry Birds] неоднократно наблюдал».
Angry Birds заняла свое место в поп-культуре, и это удалось ей куда лучше, чем любой другой игре для iPhone. В ее механизме есть что-то непонятное и привлекательное, что заставляет играть в нее снова и снова (об этом психологическом феномене я расскажу чуть позже).
Вкупе с отличным дизайном и убедительным повествованием этот механизм заставил многих владельцев iPhone влюбиться в странных птиц, живущих на тихоокеанском острове. Rovio сумела извлечь максимум из виртуальной популярности своих птиц и поселила их в реальном мире. Сегодня вы можете купить плюшевые игрушки Angry Birds — их продано больше 60 000. По некоторым подсчетам, почти половину доходов Rovio получает от продажи товаров с брендом Angry Birds и лицензионных отчислений, то есть того, что находится за пределами игровой вселенной.
ПЯТЬДЕСЯТ ДВЕ ПОПЫТКИ
Финская компания Rovio появилась в 2004 году под названием Relude. Сегодня ею управляют двоюродные братья — Никлас и Микаэль Хеды. Поначалу Rovio финансировал отец Микаэля, предприниматель Кай Хед, — он инвестировал в компанию миллион долларов. Но не эти деньги помогли братьям добиться успеха: они вполне могли их потратить, так и не вкусив триумфа. Кто-то может думать, что Angry Birds получили признание за считаные дни, но подлинная история их успеха — это история финансовых катастроф, несбывшихся надежд, разочарований, пятидесяти двух неудачных вариантов игры и, что важнее всего, стремления к победе. На пути к вершине чартов Angry Birds встречала немало неприятностей: семейный бизнес Rovio столкнулся с огромными финансовыми трудностями и находился на грани банкротства. Но несмотря ни на что Angry Birds прочно уселись на крыше App Store, а их история выглядит типичной для всех успешных проектов.
ИСТОРИЯ ЛЕТАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ
Концепция Angry Birds (впрочем, как и многих других великих изобретений) не была полностью оригинальной. Rovio удалось создать необычную комбинацию из привычных элементов. Angry Birds —наследница игр, где летающие предметы уничтожали строения: вспомним хотя бы Crush Castle и ее предшественницу Castle Cloud.
Существовали и игры, где в качестве «снарядов» выступали животные (самыми ранними примерами могут служить Hedgehog Launch и Toss Turtle). Но ни одна из них не могла похвастаться свойственным Angry Birds уникальным сочетанием качественного сценария, графики и проработки персонажей. Безусловно, в Angry Birds использованы элементы, заимствованные у предшественников (указывая на это, некоторые критики не стесняются в выражениях), но именно эта игра удачно объединила их в универсальном и привлекательном для игроков формате. Команда Rovio смогла понять, что будет работать лучше всего и как приподнести игру клиентам.
Позднее Микаэль скажет об Angry Birds как о «сумме множества слагаемых».
Сотрудникам Rovio еще до начала продаж Angry Birds было понятно, что это потенциальный хит. Никлас и Микаэль были уверены, что игра поможет их компании компенсировать потери, понесенные за годы хаоса и неуверенности. Они решили вложить в ее усовершенствование чуть больше 100 000 евро и запустить продажи Angry Birds через App Store в конце 2009 года. К декабрю вся команда Rovio затаила дыхание, ожидая, что произойдет дальше.
А игра провалилась…
ПРЕИМУЩЕСТВО В ВОЗДУХЕ
Rovio и Chillingo заключили с Apple соглашение о том, что на второй неделе февраля 2010 года Angry Birds получит гарантированное место в британском App Store как рекомендованная Apple игра месяца. Никлас и Микаэль посчитали это единственным шансом подтолкнуть Angry Birds к вершинам чартов. А пока братья начали работать над улучшением программы: добавили более сорока новых уровней, создали бесплатную версию, разместили на YouTube трейлер игры, чтобы сразить владельцев iPhone в тот самый момент, когда Apple начнет свою поддержку. Так и получилось.
В течение первой недели продвижения Angry Birds резко подскочила в чартах и устремилась к первому месту. Братья Хед были потрясены.
Но это было лишь начало триумфального восхождения: к апрелю того же года игра заняла первое место в американском App Store. Angry Birds стала хитом, и ничто не могло преградить ей путь к успеху. Разноцветные птицы, родившиеся в офисе Rovio в Хельсинки, разлетелись по миллионам экранов iPhone. Простота игры и толковый дизайн завоевали сердца игроков всего мира.