Тина Силиг «Разрыв шаблона. Как находить и воплощать прорывные идеи»
Введение
Идеи не дешевы — они бесплатны
Дразнящий. Всего одно слово — дразнящий.
До недавнего времени абитуриенты колледжа Всех святых в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». Они одновременно и предвкушали, и боялись Того Самого Эссе, как его называли. На экзамене каждый из них одновременно с остальными переворачивал лист бумаги, на котором было написано одно слово — к примеру, «невинность», «чудеса», «вода» или «дразнящий». За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.
Для этого экзамена не существовало правильных решений. Тем не менее ответ каждого соискателя позволял оценить, сколько он знает и способен ли к творчеству. «Оглашение этого слова вызывало ажиотаж. Говорят, каждый год в ожидании новостей у стен колледжа собирались и те, кто не поступал в него»[1], — цитирует The New York Times оксфордского профессора. Этот пример подтверждает, что абсолютно всё — каждое слово — дает вам возможность максимально использовать знания, чтобы подстегнуть полет фантазии. Большинство не используют этот тип творчества: мы не привыкли рассматривать окружающий мир как шанс оточить свое мастерство. На самом деле жизненно важно ко всему подходить творчески.
Креативность позволяет уверенно процветать в постоянно меняющемся мире и открывает целую вселенную возможностей. Развивая творческое начало, вместо проблем вы обнаружите потенциал, вместо препятствий — мотивацию, вместо вызовов — вероятность революционных решений. Оглянитесь, и вы увидите, что новаторы добиваются успеха во всех областях, от науки и техники до образования или искусства. Однако в школе не учат творческому подходу к решению проблем, он даже не считается умением, которым можно овладеть.
К сожалению, устойчивое убеждение, что идеи дешевы, довольно распространено. Это обесценивает значение творчества, и это совершенно неправильно. Идеи вовсе не дешевы — они бесплатны. И вместе с тем удивительно ценны. Идеи приводят к нововведениям, двигающим вперед мировую экономику, и не допускают превращения нашей жизни в однообразное и бездеятельное существование. Это краны, вытаскивающие нас с проторенных тропок на путь прогресса. Без творчества жизнь будет не просто многократным повторением одних и тех же эпизодов, она станет откатываться обратно. В сущности, наши главные ошибки заключаются не в том, что мы что-то делаем неправильно, а в том, что даже не мечтаем о чем-то большем. Как точно выразился известный американский изобретатель Алан Кей, «лучший способ предсказать будущее — создать его». Все мы — изобретатели собственного будущего. А в основе каждого изобретения лежит творчество.
Как показывает «односложный экзамен», каждое слово, предмет, решение и действие — возможность для творчества. Это испытание, одно из многих, проходящих в колледже Всех святых в течение нескольких дней, называют самым сложным экзаменом в мире. Он требует обширных знаний и приличной доли воображения. Заданием для Мэтью Эдварда Харриса, сдававшего экзамен в 2007 году, стало слово «гармония». Он писал в Daily Telegraph, что чувствовал себя «как шеф-повар, который тщательно осматривает все полки холодильника в тщетной попытке найти продукты для супа»[2]. Его уютное сравнение — прекрасное напоминание, что мы можем использовать эти навыки каждый день: как для приготовления супа, так и для решения сложных задач, стоящих перед всем миром.
Я читаю курс лекций по креативности и инновациям в Институте дизайна Хассо Платтнера (Hasso Plattner Institute of Design), который в Стэнфордском университете ласково называют «Школой Д» (d.school)[3]. Это дополнение к моей работе исполнительным директором Программы технологических венчурных инвестиций (STVP)[4] на техническом факультете университета. Наша миссия в рамках программы заключается в предоставлении студентам знаний и навыков во всех областях, чтобы они научились в удобный момент использовать свои возможности для творческого решения важнейших мировых проблем.
На первом занятии мы занимаемся решением очень простой задачи: совершенствуем внешний вид бейджей. Шрифт на них не настолько крупный, чтобы текст можно было легко прочесть. Нет интересующей меня информации. И что действительно неудобно, они часто болтаются в районе пряжки на ремне. Студенты смеются, когда понимают, что их раздражают те же недостатки, что и меня.
В течение 15 минут висящие на шеях бейджи сменяются ненавязчиво оформленными листочками с крупно написанными именами. Кроме того, новые бейджи аккуратно прикрепляются к рубашкам. Студентам нравится, что они успешно справились с задачей, и все готовы перейти к следующей. Но я задумала еще кое-что… Собираю новые бейджи и пропускаю через шредер. Слушатели смотрят на меня так, будто я спятила!
Я спрашиваю: «Почему мы вообще носим бейджи?» Поначалу вопрос всем кажется нелепым. Разве не очевидно? Само собой, мы используем эти карточки, чтобы окружающие могли узнать наше имя. Однако вскоре студенты понимают, что никогда не задумывались об этом. После краткой дискуссии они признают: бейджи выполняют сложный набор функций — стимулируют разговоры между незнакомыми людьми, помогают избежать неловкости, если вы забыли чье-то имя, и позволяют быстро идентифицировать собеседника.
После расширения понимания роли бейджей студенты общаются друг с другом, выясняя, как люди хотят взаимодействовать с окружающими. В этих разговорах всплывают свежие идеи, которые пригодятся для новых решений, меняющих представление об обычных бейджах.
Одна команда «вырвалась» из ограниченного размера бумаги и разработала футболки, на которых информация о владельце была напечатана как текстом, так и картинками: место жительства, любимый вид спорта, музыкальная группа, состав семьи. В результате понятие «бейдж» еще более расширилось. Вместо того чтобы носить крошечные карточки на одежде, они саму одежду сделали своеобразной визитной карточкой, снабдив множеством тем для обсуждения.
Другая команда поняла, что при знакомстве с новым человеком бывает полезно узнавать о нем важную информацию по мере необходимости — это поможет избежать неловких пауз в разговоре. Они сделали вариант наушника, тихонько сообщающего сведения о собеседнике. С его помощью можно незаметно узнать, как правильно произносится имя визави, место его работы, имена общих друзей.
Еще одна группа осознала, что для облегчения полноценной коммуникации намного важнее знать, что люди чувствуют, а не собирать о них данные. Они разработали набор разноцветных браслетов, каждый из которых обозначал определенное настроение. К примеру, зеленый — веселье, голубой — меланхолию, красный — стресс, а лиловый — удачливость. Сочетая ленточки разных цветов, можно быстро донести до окружающих широкий спектр эмоций и облегчить знакомство.
Эта задача указывает на один важный момент: возможности для творческого решения проблем есть в любой ситуации. В этом мире вдохновить на неординарную идею может все — даже обычный бейдж. Осмотрите свой офис, учебную аудиторию, спальню или задний дворик — все, что вы видите, годится для внедрения новшеств.
Творчество — неисчерпаемый возобновляемый ресурс, которым можно пользоваться в любое время. В детстве мы непроизвольно опираемся на воображение и любопытство в попытках осмыслить сложный окружающий мир. Мы экспериментируем абсолютно со всем: бросаем предметы, чтобы увидеть, как далеко они долетят; стучим по ним, чтобы узнать, какие звуки они издают; трогаем все вещи, до которых можем дотянуться, чтобы определить, каковы они на ощупь. На кухне мы смешиваем случайные ингредиенты, чтобы испытать новые вкусовые ощущения, устраиваем игры с друзьями и пытаемся вообразить жизнь на других планетах. По сути, у нас есть и способности, и уверенность; и взрослые поощряют творческие порывы, создавая среду, подогревающую наше воображение.
Считается, что, становясь взрослыми, мы должны быть серьезными, упорно трудиться и быть «продуктивными». Все больше и больше внимания уделяем планированию и подготовке к будущему, чем экспериментам и исследованиям в настоящем. Пространства, в которых мы работаем, отражают эти новые приоритеты. При таком внешнем давлении и способе обмена сообщениями мы парализуем работу естественного любопытства и творческого потенциала, поскольку силимся донести то, чего от нас ждут. Мы отказываемся от игры и сосредоточиваемся на производстве, меняем воображение на претворение в жизнь. Трансформируется наше отношение — и увядают творческие способности, потому что мы учимся осуждать чужие идеи и упускать новые свои.
Хорошая новость: наш мозг создан для креативного решения проблем, и природную изобретательность как выявить, так и усилить довольно легко. За миллионы лет из небольшого скопления нервных клеток с ограниченной функциональностью он развился в сказочно сложный орган, идеально подходящий для внедрения инновационных идей. Этот высокоразвитый мозг постоянно оценивает меняющиеся условия среды, смешивая и сопоставляя ответы, подгоняя их под ситуации. Каждое предложение, которое мы произносим, уникально; каждый разговор отличается от другого; каждое решение мы принимаем согласно собственной воле. Возможность придумывать множество новых ответов на вопросы окружающего мира — постоянное напоминание: мы рождены изобретательными.
Лауреат Нобелевской премии нейробиолог Эрик Кандель говорит, что мозг — это творческая машина[5]. Похоже, количество и качество идей управляется лобными долями, расположенными сразу за лобной костью. Предварительная фаза исследования, проведенного Чарльзом Лимбом из Университета Джонса Хопкинса, показывает: когда вы творите, отвечающие за самоконтроль части мозга в буквальном смысле отключаются. Лимб изучал мозговую деятельность джазовых и рэп-музыкантов с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, измеряющей метаболическую активность в различных областях мозга. Поместив испытуемых в сканер, исследователь просил каждого сочинить небольшую импровизацию. Во время исполнения
этих мелодий серьезным образом снижалась активность участка лобных долей[6], который, как полагают, ответствен за принятие решений. Это означает, что во время творческого процесса мозг прекращает обычное подавление новых идей. Для большинства видов деятельности важен высокий уровень самоконтроля, поэтому вы не произносите все, что приходит вам в голову, и не делаете все, о чем думаете. Но при генерации идей эта функция только мешает. Творческие личности, по-видимому, владеют искусством ее отключения, позволяя идеям течь более плавно и давая волю воображению.
Часть названия этой книги — inGenius — отражает то, что внутри каждого из нас томится творческий гений, ожидающий высвобождения. Слово «гениальный» происходит от латинского термина ingenium, который буквально переводится как «естественная способность» или «врожденный талант». На протяжении веков люди сомневаются в своих природных дарованиях и находятся в постоянном поиске источника вдохновения. Жители Древней Греции верили в богинь, называемых музами, которые вдохновляли их на создание шедевров литературы и искусства; греки также поклонялись их предназначению[7]. Нам известны обращения к музе знаменитого Уильяма Шекспира: он взывал к ней, создавая сонеты[8]. Идеи часто приходят с вдохновением, и, конечно, просить о нем музу имело смысл. Тем не менее сейчас мы знаем, что развитие врожденной изобретательности полностью зависит от нас самих.
Люди издавна пытались понять, можно ли научить или научиться креативности. Таланты и способности считаются чем-то зафиксированным и не поддающимся изменению, как цвет глаз. Многие думают, что они не творческие личности и развить способность генерировать оригинальные идеи невозможно. Нет ничего, с чем я была бы более несогласна. Существует конкретный набор методов и факторов окружающей среды, которые могут быть использованы для развития воображения, и, разумеется, творческий потенциал возрастет за счет оптимизации этих переменных. К сожалению, подобные инструменты редко бывают формализованы. В результате большинству творчество кажется магией, а не естественным результатом четкого сочетания процессов и условий.
Использовать набор методов для расширения границ способностей кажется нелогичным: творчество по своей сути означает создание того, чего не было раньше. Но руководство процессом — именно то, что нам нужно. Творческий потенциал лишь усиливается благодаря формальным способам генерации идей. Такой же эффект получают ученые, использующие в своих разработках проверенные временем технологии. Примем во внимание, что с детства нас учат использовать научные методы: мы узнаём, как строить гипотезы и проверять их, познавая таким образом устройство окружающего мира. Мы учимся задавать уточняющие вопросы, чтобы разобраться во всех предположениях, и придумываем эксперименты, чтобы найти ответы на свои вопросы. Этот важный навык и связанная с ним лексика долгие годы оттачиваются, пока не становятся вполне естественными.
Значение научного метода, применяемого для раскрытия тайн этого мира, трудно преувеличить. Тем не менее, когда необходимо создать, а не узнать, понадобится дополнительный набор инструментов и методов — творческое мышление. Наука и творчество совершенно не похожи друг на друга, но они работают согласованно. Как и научный метод, образное мышление использует четко определенные инструменты, проливая свет на ход изобретения и обеспечивая ценную основу для создания чего-то нового. Успешные ученые и новаторы во всех областях движутся от открытия к созданию, используя как научные процессы, так и креативное мышление. На самом деле большинство великих ученых нередко успешные изобретатели, ставящие оригинальные вопросы и использующие хитроумные методы для проверки своих научных теорий. Настало время сделать творческое мышление такой же частью нашего образования, как и научные методы, и постараться с раннего детства на протяжении всей жизни закреплять эти уроки.
[2] Sarah Lyall, “Oxford Tradition Comes to Th is.”
[3] Об Институте дизайна Хассо Платтнера в Стэнфорде, также называемом d.school, вы можете больше узнать на сайте dschool.stanford.edu.
[4] Стэнфордская программа технологических венчурных инвестиций — центр предпринимательства в Инженерном институте Стэнфорда. Больше вы можете узнать на сайте stvp.stanford.edu.
[5] Интервью Эрика Канделя о креативности и мозге вы можете посмотреть по адресу charlierose.com/guest/view/210.
[6] Charles Limb, “Inner Sparks,” Scientific American, May 2011, pp. 84–87.
[7] Существуют девять муз, покровительствующих разным формам искусства, включающим несколько видов поэзии, танец, музыку, историю, комедию, трагедию и астрономию. Слово «музей» было образовано от слова «муза» и означало место, где поклоняются музам.
[8] В одном из сонетов Шекспира говорится: «Где муза? Что молчат ее уста?» В другом он благодарит свою музу: «Тебя я часто призывал, о муза! Ты помогала мне в моих стихах».