Ванесса Берт «Население Земли»
Идея, что женщины должны распоряжаться своим телом и способностью к деторождению, не нова. Но ханжи, святоши и патриархи борются с ней изо всех сил. Влияние ощущается наиболее остро в Африке, к югу от Сахары, где планирование семьи воспринимают как нападки на африканскую рождаемость — с печальным результатом.
«Нам нужно разговаривать о сексе!» — говорит одна из сторонниц планирования семьи. Ее раздражает, что дискуссии о численности населения, тонут в заумной мелочности.
«Численность населения — это про секс! — настаивает она. — Это про то, как мужчины и женщины занимаются сексом!»
Или не занимаются — что больше понравилось бы администрации Буша, Ватикану и прочим идеологам «воздержания».
Одной из первых вещей, которую сделал президент Обама после вступления в должность, — издал указ, отменяющий «принцип глобального стопора», который в течение семи лет блокировал 244 миллиона долларов американского финансирования в области планирования семьи по всему миру.
Под серьезным влиянием правых христиан администрация Буша запрещала иностранным организациям планирования семьи, получавшим финансирование из США, за свой счет обеспечивать информацию, услуги или консультации по проведению абортов или в любом виде заниматься защитой прав на аборт.
Более того, средства отзывали у кампаний по распространению контрацептивов в пользу движений, направленных только на «воздержание».
Не так давно католическая озабоченность цифрами возродилась, когда популярность набрала Евангелистская протестантская церковь. Обе ветви христианства выражают озабоченность сравнительным ростом численности мусульманского населения во всем мире.
Хотя ислам более расположен к планированию семьи — на Каирской конференции в 1994 году Беназир
Бхутто (Benazir Bhutto) из Пакистана поддержала репродуктивные права женщин, — некоторые из патриархов согласны с протестами христиан. Им тоже хочется увеличить численность населения и ограничить
независимость женщин.
В действительности многим женщинам во всем мире, когда речь заходит об их телах, удается игнорировать мнение мужчин-священников. В преимущественно католической Латинской Америке, к примеру,
до 70% женщин используют противозачаточные средства. Нынешнему Папе Римскому следует оглядеться
вокруг, чтобы понять, сколь малое значение женщины придают позиции Ватикана: у итальянок — один из самых низких в Европе коэффициентов рождаемости.
Никто не думает, что это случилось из-за того, что они перестали заниматься сексом с мужчинами.
Презерватив перестал быть идеальным средством защиты как от СПИДа, так и от нежелательной беременности и вместо этого подвергся критике. Латексный демон «поощрял беспорядочные половые связи» и, по словам недоброжелателей со средневековой извращенной логикой, вызывал распространение СПИДа. Типичный пример пропаганды борьбы с презервативами — рекламный постер из Танзании, вывешенный рядом со школой в марте 2008 года, на котором изображен скелет и подпись: «Преданный сторонник презервативов».
Подобные кампании были особенно эффективны в странах Центральной Африки — регионе с самым высоким в мире уровнем рождаемости, самым низким уровнем использования контрацепции и самым большим количеством нелегальных абортов. К тому же это регион, больше других опустошенный СПИДом. Пропаганда против презервативов выскакивает отовсюду. Я помню, как один медик из Кении говорил мне, что презервативы бесполезны, поскольку в них «много мелких отверстий».
Причиненный вред воистину неизмерим. Но ущерб растет еще быстрее из-за недавних воспоминаний о принудительных и нечистоплотных мерах контроля над численностью населения, мишенью которых были люди из развивающихся стран. Это создает резонанс с нынешними религиозными утверждениями о том, что контрацепция — это лишь способ предотвратить рождение африканских детей; что планирование семьи, если коротко, является походом на африканскую рождаемость и африканскую культуру.
Уганда, в которой в 1990-х годах проводилась четкая, работающая на упреждение, эффективная программа профилактики ВИЧ, в основе которой лежало повсеместное распространение презервативов, к 2005 году превратилась в страну — противницу презервативов и сторонницу полового воздержания. Организовывались вечеринки и митинги сторонников «воздержания». Не особо успешные. Хотя девять из десяти опрошенных молодых угандийцев назвали религию важной частью своей жизни, половина 15—17-летних занимались сексом. В этой стране — один из самых высоких в регионе уровней рождаемости.
«Мы не думаем, что воздержание в самом деле работает в нашей общине, — говорит молодой руководитель из Кабаролы. — Мы всегда говорим, что лучше отложить первый сексуальный опыт. Но большинство местных школьников это не убеждает».
Люди продолжают заниматься сексом без предохранения и с последствиями.
Аборт как смертный приговор
Во всем мире количество абортов снижается. Но только не в Африке, к югу от Сахары, где аборты почти всегда нелегальны и небезопасны. Страна с самым высоким в мире уровнем небезопасных абортов — Нигерия, где каждая десятая женщина детородного возраста делает хотя бы один аборт (2). По осторожным оценкам, небезопасные аборты в этой местности уносят до 3000 женских жизней ежегодно, в связи с чем уровень материнской смертности в Нигерии — 840 смертей на 100 000 благополучных родов — один из самых высоких в мире.
Женщины умирают от осложнений после незавершенных абортов, инфекций и обширного кровотечения. Или они могут пострадать от септического шока и травмы, нанесенной половым и другим внутренним органам. Каждая четвертая женщина в Нигерии, которая делает аборт, мучается от серьезных осложнений, но только треть из них обращается за необходимой медицинской помощью.
Женщины из бедных слоев населения особенно подвержены риску некачественных абортов, так как полагаются на традиционные методы; более состоятельные женщины обычно прибегают к помощи профессионалов на дому.
Смертельные случаи часто замалчиваются. В ответ на вопрос, часто ли женщины ее общины умирают от абортов, 20-летняя нигерийская студентка говорит: «Может быть, но кто же расскажет вам о том, что кто-то умер от аборта? Если кто-то умирает, говорят, что от скоропостижной болезни»
Аборты особенно распространены у молодых, незамужних и бездетных женщин. Среди таких, как Грейс, студентка из нигерийской столицы. Первый сексуальный опыт у нее был в 15 лет, но она никогда не пользовалась контрацепцией, потому что не верила, что забеременеет. Предохранение противоречило ее религиозным взглядам, а еще она опасалась побочных эффектов. Она забеременела в 18 лет и решила сделать аборт, потому что не хотела бросать школу. Кроме того, она боялась позора, который пришлось бы перенести ее родителям и мужчине, от которого она забеременела, в случае, если бы она сохранила ребенка.
В Нигерии пропорция женщин, пострадавших от некачественных абортов, выше среди католичек (19%), чем среди протестанток и мусульманок (11 и 5%, соответственно), невзирая на то, что именно католицизм является самой нетерпимой к абортам религией. Когда женщины в отчаянии, правовые или религиозные санкции не имеют большого влияния. В Западной Европе, где аборты разрешены, на 1000 родов приходится 12 абортов. В Африке, где аборты преимущественно противозаконны, соотношение составляет 29 к 1000 — и даже эта цифра, возможно, занижена из-за неполной статистики.