Юлия Данилова «Выбираю детский центр»
Когда мне было четыре года, я ходила в детский сад и мечтала, чтобы мне разрешили покормить аквариумных рыбок. Кроме рыбок, там не было НИЧЕГО интересного. Рыбок кормил тот, кто приходил в детский сад самым первым. Однажды я уговорила старшего брата привести меня к открытию садика. Помню, как мы шли зимой по темным улицам. Мы были ВТОРЫМИ. Рыбок уже кормил мальчик Вова. С тех пор я разлюбила детский сад.
В семь лет я пошла в школу. На второй день я забыла сменку, учительница выставила меня перед всем классом и орала, что мне не место в таком прекрасном учебном заведении. Тогда я поняла, что больше не хочу ходить в школу. Десять лет я не переставая болела простудами (теперь это называют психосоматикой). Получив медаль, поступила в МГУ и наконец оказалась на свободе.
Я очень хотела, чтобы моим собственным детям было интересно учиться. Поэтому мы с моей подругой и партнером Анной Ивашкиной решили организовать свой детский центр, такой, о котором мечтали. Было ясно, что для этого необходимы увлеченные педагоги и грамотные методики. Так начался этот путь. Наши дети, стартовав из «Маяка», поступили в топовые школы, а затем — в лучшие вузы Москвы. Им повезло, как и остальным 15 тысячам наших учеников, ведь они получили полезный опыт: учеба может стать невероятным и захватывающим приключением.
Создать эффективные методики и найти педагогов, которые могут дать детям ощущение радости и привить любовь к умственной деятельности, оказалось невероятно сложно. Мы занимаемся этим до сих пор, хотя прошло уже 15 лет.
Школа развития «Маяк» — это наш общий ребенок, наше любимое дело, это то, чем мы гордимся и ради чего проводим иногда бессонные ночи, придумывая новые проекты.
За 15 лет мы многого достигли: стали официальными партнерами радиостанции «Маяк», где проводим еженедельные эфиры; сотрудничаем с театром имени Образцова, Большим московским цирком; организуем ежегодный фестиваль «МАЯКfest», в котором участвует более 20 тысяч человек. Мы получаем гранты правительства Москвы, благодарственные письма от разных серьезных компаний, а наши ученики завоевывают награды на конкурсах и олимпиадах. Но не это главное. Важно то, что мы с каждым днем все больше влюбляемся в свою работу и живем с ощущением того, что занимаемся правильным и полезным делом.
ПОЧЕМУ СЛАВА?
Помните, как вы смеялись в детстве во дворе до упаду, а потом не могли даже вспомнить над чем? Радовались ерунде, отчаянно плакали? Детство так трудно сохранить в себе, удержать. Но есть один мастер, у которого я стараюсь учиться этому. Это Слава Полунин.
В моем детстве Славу Полунина знали все. Точнее, не его, а «Асисяй… детектива… любовь».
Потом в интернете я увидела фотографии. Слава, плывущий на кровати по реке, — это было здорово.
Потом «Снежное шоу». Музыку, под которую оно проходило (это был Жан-Марк Зелвер), я любила слушать в машине.
Потом читала разные интервью с ним, узнала об «Академии дураков».
Потом появилась книга Cлавы Полунина и Наташи Табачниковой «Алхимия снежности».
Так открывался для меня Слава, и я удивлялась совпадениям в главном и мелочах. И мне захотелось взять его высказывания для книги о «Маяке». Мы каждый день общаемся с детьми, они наши учителя. Они знают так много из того, что мы забыли. Между миром детей и миром взрослых есть проводники, и мне кажется, что один из них — Слава Полунин.
ЧАСТЬ 1
КАК ВЫБРАТЬ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
КАК ПОЯВИЛАСЬ ЭТА КНИГА
Это довольно частая история: к нам приходят добрые знакомые, которые живут далеко от «Маяка». Они хотят отдать своего ребенка в какой-нибудь хороший детский центр и спрашивают у нас совета. Мы садимся пить кофе и рассказываем. О том, каким критериям, по нашему мнению, хороший центр должен соответствовать, как не ошибиться в выборе. Когда доходим до узкоспециализированных вопросов, мы обычно говорим: «О! Пусть лучше тебе об этом расскажет наш психолог (или логопед, или специалист по раннему развитию)! Он как раз сейчас в «Маяке»».
Сейчас мы все оказались рядом с вами. Мы как будто позвали наших специалистов ответить на ваши вопросы за чашкой кофе. Мы не истина в последней инстанции, но можем поделиться с вами собственным опытом, и после «разговора» с нами вам будет на что опереться при выборе.
Эта книга — отражение тех принципов, по которым живет «Маяк»: мы все делаем вместе. Я никогда не написала бы ее одна.
ЗНАКОМСТВО С ДЕТСКИМ ЦЕНТРОМ
Детский центр похож на большой трудолюбивый улей. Здесь шумно, весело и довольно тесно. Все спешат: педагоги бегают, чтобы срочно что-то отксерокопировать к занятию, родители с детьми торопятся к началу урока, звонят телефоны, бурлит игровая зона. У кого-то занятия только закончились, у кого-то вот-вот начнутся… Хорошая деловая суета. Детский центр станет тем местом, где ваш ребенок сделает первые шаги к знаниям. Здесь закладывается его отношение к ДЕЛУ и к ОБУЧЕНИЮ на долгие годы. Именно здесь ребенок может понять, что читать — увлекательно, а делать домашние задания — круто. Поэтому выбор детского центра — довольно серьезное дело. Понятно, что у родителей мало времени и, кроме занятий ребенка, есть масса забот. Но принцип «ближе к дому» здесь не работает.
Выбор детских центров огромен, сейчас в новых районах они открываются чуть ли не в каждом доме. Организаторы таких центров, как правило, очень стараются хорошо поставить работу, но у многих не все получается из-за отсутствия опыта. Есть сетевые центры, но пока у нас в стране не сложился такой уровень франчайзинга, чтобы название основного центра служило гарантией такого же высокого качества и в «дочернем» филиале. Мало кто, открывая детский центр, ставит перед собой цель побольше заработать — поменьше вложить. Потому что детский центр — это, конечно, НЕ БИЗНЕС. Наша работа предполагает огромные усилия и расходы и весьма скромные доходы. И чем больше центр зарабатывает, тем больше хочется вложить: в новые методики, в обучение педагогов, в современное оборудование и в итоге — в открытие новых отделений.
Пожалуйста, не торопитесь с выбором. В этом мире нет ничего идеального. Не бывает идеальных мужей, идеальных друзей и даже идеальных детей. Нет и идеальных детских центров. Но вы можете зря потратить время, усилия и деньги, водя ребенка на некачественные занятия. Поэтому выбирайте детский центр со всей придирчивостью, на которую способны, а 15-летний опыт работы школы развития «Маяк», надеемся, подскажет вам, какими критериями стоит руководствоваться.
КАКИЕ МЕТОДИКИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ?
На сайтах разных детских центров иногда можно прочитать, что они используют лучшие французские или, например, английские методики обучения или что именно такая программа обучения была высоко оценена академиком какой-нибудь академии. А то и круче: сам автор методики — академик чего-то там. Наверное, каждый знает, что сейчас кто угодно может зарегистрировать академию и стать ее академиком.
Безусловно, есть и хорошие, апробированные методики обучения. Я не хочу сейчас углубляться в дискуссию о том, какие из них лучше или хуже. Мне понятно одно: по одним и тем же учебникам некоторые центры работают блестяще, а некоторые — плохо. Хотя есть методики раннего развития, против которых восстает все мое внутреннее «я». Их цель — накачать ребенка максимальным количеством информации. Пусть это и называется «в игровой форме», это не нужно никому.
А какой центр выбрать — который работает по методике Монтессори, или по вальдорфской системе, или как-то иначе, — не важно. Могу сказать по нашему опыту, что тот темп и интеллектуальный накал, в котором занимаются дети в «Маяке», тоже подходит не каждому. А кому-то вообще лучше заниматься не в группе, а индивидуально. Пробуйте, подбирайте оптимальный для своего ребенка вариант.
МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ
Ничто так не работает на репутацию детского центра, как сарафанное радио. И все же, прежде чем привести ребенка на занятие, откройте сайт организации. На этом этапе внутренний голос может сразу сказать вам «НЕТ». «Нет» — если вы увидите там постановочные фотографии детей, скачанные с зарубежных сайтов (это всегда заметно невооруженным глазом). «Нет» — если в тексте встречаются ошибки, потому что какой же тогда это развивающий центр? «Нет» — если на сайте нет новостей хотя бы за последнюю неделю. А дальше — на ваш вкус.
Для начала откройте фотогалерею. Как вам кажется, дети на фотографиях заняты делом? Увлечены занятием? А педагог? Вы видите современные оборудованные кабинеты? Вам нравится обстановка? Если ваш ответ «нет», можете не тратить время на чтение умных слов о современных методиках преподавания, потому что увлеченные лица детей и педагогов — это лакмусовая бумажка. А современная обстановка, без бабушкиных ковриков на полу и выкрашенных в зеленый стен, — необходимость. Если владельцы центра так не считают, значит, они будут экономить на ваших детях.
ЗАЧЕМ ОПРЕДЕЛЯТЬ, ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО? ПРОСТО ОНО ЕСТЬ. КОМУ ЭТО НУЖНО — ОН ПРИБЕЖИТ. КОМУ ЭТО НЕ НУЖНО — ОН УЙДЕТ.
ОТЗЫВЫ В ИНТЕРНЕТЕ
Чего, на мой взгляд, точно не стоит делать родителям, которые выбирают детский центр, так это ориентироваться на отзывы в интернете. Сейчас попробую объяснить свою позицию.
Вот вы побывали на хорошем спектакле. Вы сядете писать отзыв? Или у вас есть любимый ресторан, вы годами ходите туда. Вы написали где-нибудь о нем? Вряд ли, хотя у вас, возможно, мелькала мысль: «Все-таки молодцы они, классно работают, надо бы о них написать отзыв в интернете, пусть к ним больше людей приходит». Но потом все как-то некогда становится, порыв угасает. А вот если вас где-то обидели, вы тут же найдете время и силы поделиться с миром.
Каждый год у нас занимаются больше двух тысяч детей, за все годы работы нашими учениками стали около 15 тысяч человек. Значит, им нравится «Маяк». Они выбирают нас, и на это у них, видимо, есть причина. Так почему же хотя бы половина этих родителей, хотя бы 10% не написали о нас ничего? Зато можно натолкнуться на просторах интернета на несколько негативных комментариев. Мы, безусловно, не идеальны, тоже совершаем ошибки. Но бывают и просто обидные и несправедливые отзывы. Первые годы мы очень переживали, отслеживали их. Просили родителей, которые давно к нам ходят и любят «Маяк», ответить на негатив. Теперь перестали так болезненно реагировать. Мы прекрасно понимаем, что можем завалить интернет хвалебными отзывами, если попросим родителей потратить свое личное время. Только зачем?
Если какая-то мама напишет, что готова родить третьего ребенка только потому, что потом у него будет «Маяк», или если другая мама расскажет, что ребенок после летних каникул ходил и целовал стены «Маяка», вы поверите? Лично я бы не поверила, хотя это правда!
В то же время есть компании, которые целенаправленно работают над отзывами в интернете: просят писать лояльных клиентов или даже сами делают это за них. Мне кажется, читатель это всегда чувствует. Тем более родители пройдут и следующие этапы знакомства с новым центром, и время все расставит по местам.
Итак, если вы решили последовать моему совету и не искать отзывы в интернете, то, почитав программы курсов на сайте, посмотрев фотографии и заинтересовавшись какими-то занятиями, звоните в центр.