Зак О’Майли Гринберг «Империя Jay Z»
В МАЕ 2014 ГОДА, ПОСЛЕ MET BALL, ШУМНО ОБСУЖДАЕМОГО благотворительного мероприятия Института костюма Метрополитен-музея, у Jay Z произошла самая неприятная поездка в лифте за всю его жизнь.
Неприятности начались, когда он с телохранителем, Бейонсе и ее сестрой Соланж Ноулз спускался на цокольный этаж отеля The Standard. Соланж болтала со своим зятем, а затем начала толкать и пинать его как одержимая; дородный телохранитель с трудом смог ее остановить.
Бейонсе смотрела на это, не пытаясь вмешиваться и стараясь держать свое изысканное платье подальше от сестры. Соланж быстро успокоилась, но, когда лифт наконец открыл двери в лобби отеля, она решила напоследок огреть Jay Z своей сумкой. После этого сестры сели в машину, а Jay Z удалился в одиночестве.
Для Jay Z и Бейонсе, однако, самое худшее было только впереди: через неделю TMZ раздобыл пленку с камер наблюдения, и этот эпизод стал достоянием общественности. Сотрудник, виновный в утечке, был немедленно вычислен и уволен, но ситуацию это исправить не могло.
Почти сразу же представители прессы стали высказывать догадки о возможных причинах такого поведения. Впервые налицо было неоспоримое доказательство наличия проблем в предполагаемом раю Jay Z и Бейонсе. И все это произошло как раз за месяц до того, как должно было увидеть свет их самое крупное совместное предприятие.
В течение двух лет, предшествовавших эпизоду в лифте, Jay Z и Бейонсе обрели новый уровень гармонии в своих отношениях и карьерах. Даже растя маленькую дочь (хотя им было кому помогать), они находили время для создания музыки и концертных туров.
После Magna Carta Holy Grail Jay Z 13 декабря 2013 года последовал неожиданный выпуск альбома Бейонсе, носящего ее имя. За две недели было продано 1,3 миллиона экземпляров только в США. И хотя не все ее песни о любви наполнены солнечным светом (в песне Jealous она поет: I never broke one promise, and I know when you’re not honest — «Я никогда не нарушала данного обещания, и я знаю, когда ты нечестен со мной»), такие композиции, как Drunk in Love, отражают картину счастливого крепкого брака.
Быть может, названия песни и заверений Бейонсе в том, что «все в порядке», ей показалось недостаточно, и потому в ней упоминается шампанское Jay Z Armand de Brignac; за этим упоминанием следует куплет Jay Z, в котором он, в свою очередь, рекламирует коньяк D’Usse, который он пьет в клипе на эту песню.
Как и следовало ожидать, Jay Z не заявлял вслух о своей финансовой заинтересованности в D’Usse, когда он появился в продаже в 2012 году. Вместо этого он просто стал упоминать его в своих песнях и клипах (Sipping D’Usse, boy, this ain’t your daddy’s congac/ He is in a Cadillac. Me? I» in a Maybach — читает он в F.U.T.W. — «Потягивая D’Usse, это не коньяк твоего папочки,/ Он на «Кадиллаке», ну а я? Я на Maybach»). Один из тех же источников, посвятивших меня в подробности истории с Armand de Brignac, подтвердил, что у Jay Z есть доля в компании D’Usse. Судя по всему, это объединенное предприятие совместно с Bacardi, среди брендов которого есть коньяк (представитель компании отказался это комментировать).
Удачное упоминание D’Usse в альбоме Бейонсе — еще один пример финансового объединения их карьер. По словам Адама Клюгера, основателя Kluger Agency, компания осуществляет подобные сделки, и такое упоминание обычно стоит как минимум четверть миллиона долларов.
Как я писал в Forbes, с 2012 по 2014 год совместный заработок Jay Z и Бейонсе составил 270 миллионов долларов. В 2014 году одна Бейонсе заработала 115 миллионов долларов. Их доход значительно увеличился после мирового тура Бейонсе Mrs. Carter Show и сольного тура Jay Z (так же как и его совместные выступления с Джастином Тимберлейком). Личный успех каждого из них повлиял на их решение организовать первый совместный тур On The Run, о котором они объявили в конце апреля 2014 года.
А в начале мая новость о драке в лифте с бешеной скоростью разлетелась по интернету, что было как никогда не вовремя. Некоторые издания полагали, что Соланж набросилась на мужа своей сестры, потому что он слишком уж сблизился с бывшей женой Дэймона Дэша Рейчел Рой, и хотела помешать его планам встретиться в этот вечер с Рой и Рианной, его давней протеже и клиенткой Roc Nation.
«Рэйчел слишком близко общается с Jay Z, — один источник поведал New York Daily News. — Соланж это не нравится. Бейонсе — тоже».
Когда Jay Z и Бейонсе начали свой тур, заголовки пестрели предположениями о том, что же не так в отношениях этой пары. «Может быть, это конец Бейонсе и Jay Z?» — задавалась вопросом New York Post. Тем временем таблоиды выражали свои предположения более определенно. В Us Weekly в августе вышла статья, цитирующая анонимные источники, сообщавшие, что пара собиралась разойтись по окончании тура. Daily News сообщала, что Бейонсе подыскивала себе отдельную квартиру на Манхэттене.
Для людей, которые всегда гордились тем, что держат свою личную жизнь в секрете, это был худший вид газетной популярности. Но на продажах билетов на их концерты это, похоже, не отразилось. И, поскольку поклонники и критики внимательно следили за их выступлениями и сообщениями прессы, внимание к ним только росло.
Каждый концерт превратился в повод для знатоков порассуждать о том, что же не так в их паре. Их жесты, объятия и даже то, как они смотрели друг на друга, стали темой для подробного обсуждения. А билеты на концерты тура, которым предвещали низкие продажи, практически всегда были скуплены полностью. Финансовые успехи пары были настолько впечатляющими, что отец Бейонсе Мэтью Ноулз предположил, что это их собственный маркетинговый ход.
«Это называется психологическим трюком Джедая, — поведал он радиостанции Хьюстона 101.4 KRBE в августе. — Трюк Джедая может обмануть тебя несколько раз… Продажи билетов выросли. Продажи альбома Соланж выросли на 200 процентов».
Старший Ноулз отказался давать комментарии по теме для этой книги, но его слова не лишены смысла: к моменту окончания тура сумма прибыли до вычета налогов составила 100 миллионов долларов. При ставке в 5 миллионов долларов за концерт Jay Z и Бейонсе зарабатывали чуть больше, чем Rolling Stones, которые годом ранее получили 87,7 миллиона долларов за 18 концертов.
И все же сложно поверить, что эта королевская пара будет добровольно жертвовать своим тщательно созданным имиджем для того, чтобы повысить продажи билетов. Их репутация как музыкантов, способных собирать стадионы, для них, несомненно, важна, но собственная безупречность — как пары, так и каждого по отдельности — долгое время была ключевой ценностью для перфекционистки Бейонсе и Jay Z, который «никогда не проиграет».
«Это воплощение победы, — рассказал Канье Уэст GQ в одном из редких интервью. — А я был воплощением, пожалуй, борьбы за победу. Но все всегда видели борьбу. А в случае с Jay Z все всегда видят победу».
Мир так привык видеть победу, так готов к тому, что он всегда это ловко проворачивает, что, независимо от того, была ли ссора Бейонсе и Jay Z простой уловкой, многие считают, что драка в лифте была срежиссирована и ее цель — увеличить спрос на билеты.
В итоге вся эта история была достойно завершена. В октябре 2014 года сообщалось, что пара вновь произнесла свои свадебные обеты и занимается поиском дома в Париже. Jay Z никогда не распространялся о том, что произошло в тот вечер после Met Gala, но Бейонсе не смогла сдержать своих размышлений в ремиксе на песню Flawless: Of course sometimes shit go down when it’s a billion dollars on an elevator («Всякое случается, когда в лифте миллиард долларов»).
Вскоре Jay Z и Бейонсе вернулись к привычной жизни. В декабре они были замечены на игре «Нетс» в компании принца Уильяма и принцессы Кейт, представляя себя не только как бруклинскую элиту, но и как посланников мира. Через месяц Jay Z приобрел шведскую стриминговую компанию Aspiro за 56 миллионов долларов. В феврале Roc Nation сообщила о начале сотрудничества с компанией Three Six Zero Group для расширения своей деятельности до сопровождения клиентов в сферах кино, телевидения и литературы. И, верный себе, Jay Z продолжил перекрестное продвижение своих брендов на новом уровне.
Для достойного проведения его NBA’s 2015 All-Star Weekend в Нью-Йорке Jay Z устроил первый ежегодный музыкальный фестиваль Roc City Classic, который напоминал о его ранних экспериментах в Ракер-парке. Его клиенты Кевин Дюрант и Скайлар Диггинс заводили публику, делая селфи с ней. Затем клиент Roc Nation Канье Уэст выступил сорокапятиминутным сетом, который включал в себя его соответствующую происходящему песню Clique.
Когда шоу закончилось, VIP-гости, в числе которых были Дюрант и Диггинс, а также клиенты Jay Z Рианна, Робинсон Кану, C. C. Sabathia и J. Cole отправились в клуб 40/40, где они вместе с Jay Z и Бейонсе попивали коньяк D’Usse и шампанское Armand de Brignac. О свершениях Jay Z, выросшего в социальном жилье Бруклина, сегодня лучше всего поведала заключительная строчка выступления Уэста: Remember that anything is possible («Помни, что возможно все»).
УСПЕШНЫМИ БЫЛИ НЕ ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ JAY Z. В ЧИСЛЕ идей, оказавшихся в мусорной корзине, были неудавшийся план по созданию Jay Z Jeep, неудача с ночным клубом в Лас-Вегасе, так и не осуществленная идея с казино и ипподромом в Нью-Йорке и игра для Facebook под названием Empire, которая провалилась почти сразу после запуска. Но у большинства магнатов есть свой список неудач, важность которых меркнет в свете успеха их новых, благополучных проектов. Мало кто помнит, что Стив Джобс когда-то был уволен из Apple; вместо этого все вспоминают то, как он вернулся и возродил компанию, которую основал, создав iPod, iPhone и iPad.
Jay Z запомнят по его успешным проектам — Rocawear, Roc Nation, по выпуску большего количества платиновых альбомов, чем у какого-либо еще сольного исполнителя, и за те сделки, которые ему еще предстоит совершить в будущем. Вспоминать будут не о тех наставниках, с которыми он прекращал общение, а о тех его протеже, которым он помог построить карьеру: о Канье Уэсте, Рианне, Рике Россе, Ne-Yo и J. Cole. Он расширил свои музыкальные горизонты, участвуя в выступлениях таких альтернативных групп, как Muse и Grizzly Bear, и даже сотрудничая с такими рок-исполнителями, как Сантиголд и Крис Мартин. Его альбом The Blueprint 3 2009 года — не только один из самых эклектичных, но и один из самых успешных среди поклонников поп-культуры его альбомов. «Это серьезный вклад в наследие Jay Z, — говорит Крейг Каллман, глава Atlantic Records. — Мировой масштаб популярности этого альбома — это выдающееся достижение его карьеры».
Причина столь долгой популярности этого альбома кроется в его заглавном треке Empire State of Mind. Алиша Киз, исполнившая припев, предчувствовала, что эту песню ждет выдающийся успех. Но даже она не могла предсказать, что песня станет трижды платиновой и поборется с New York, New York Фрэнка Синатры за звание лучшего гимна города.
«Я не думала, что она распространится так быстро, — говорит Киз. — Как огонь… и в ней есть такая же сила. Я очень благодарна, что стала частью этого».
Благодаря сотрудничеству с Samsung следующий сольный проект Jay Z, Magna Carta Holy Grail, стал платиновым еще до своего выпуска. Он также еще больше расширил музыкальные горизонты Jay Z за счет участия в записи альбома таких исполнителей, как Бейонсе, Фрэнк Оушен, Джастин Тимберлейк и — в виде сэмплов — Майкла Стайпа, Дэйва Гроула и Курта Кобейна.
Между тем предпринимательские ходы Jay Z становятся все более изысканными и приобретают интернациональный характер. В 2005 году он приобрел значительную долю акций в мишленовском гастропабе The Spotted Pig в Вест-Виллидж. В 2009 году он, объединившись с Уиллом Смитом и Джадой Пинкетт-Смитт, инвестировал миллион долларов в мюзикл Fela!, ставший лауреатом премии «Тони».
Jay Z даже выражал заинтересованность в покупке акций футбольной команды, состоящей в английской Премьер-лиге, что могло бы стать удачным вложением, учитывая мировой интерес к этому виду спорта и его растущую популярность в США, где многие фанаты с одинаковым увлечением смотрели игры MLS и зарубежных футбольных клубов. «Я не очень разбираюсь в футболе, но если в будущем представится такая возможность, то почему бы и нет? — говорит он. — Я бизнесмен, и я всегда в поисках возможностей».
Учитывая наличие у Jay Z состояния в более чем полмиллиарда долларов и закрепленной позиции на вершине хип-хоп-пантеона, можно подумать, что у него немного поводов продолжать работать, не говоря уже о том, чтобы ввязываться в такое сложное предприятие, как покупка иностранной футбольной команды. Но он тем не менее продолжает создавать музыку и преследовать многочисленные цели в бизнесе с большей настойчивостью, чем когда-либо.