Жан-Габриэль Косс «Цвет. Четвертое измерение» пер. с фр. Е. Тарусиной
Когда мы говорим о силе цвета, понимаем ли мы, что он собой представляет и как его правильно использовать?
Какое воздействие оказывает на нас цвет — активное или пассивное? Правда ли, что, отдавая предпочтение тому или иному цвету, мы лишь воображаем, что свободны в своем выборе, а на самом деле находимся во власти цвета? Какое влияние цвет оказывает на нашу физиологию и психологию?
Что, если цвета безраздельно господствуют над нами, словно инопланетяне из фантастических фильмов 1950-х?
Когда в 1990-е годы я стал членом Французского комитета цвета, мало кто говорил об этой проблеме. Цветом никто не интересовался! В могущественном царстве черного, наступившем в 1980-е, цвет подвергался гонениям в моде, дизайне, архитектуре и всей окружающей жизни. Повсюду преобладали цветовая нейтральность и минимализм.
Разумеется, цвет не исчез совсем. Но, за редким исключением, художники, торговые марки, товаропроизводители почти перестали обращать на него внимание…
Лично я эти годы оцениваю положительно, и, когда спустя короткое время я возглавил ассоциацию по изучению цвета, у меня даже возникло ощущение собственной исключительности. Однако более всего мне хотелось вместе с членами Комитета заниматься экспериментами и перспективными исследованиями и активно способствовать долгожданному возвращению цвета в нашу жизнь.
Благословенный поворот произошел в начале 2000-х. Дизайнеры, в том числе работающие в промышленности, вспомнили о том, что цвет — это важный инструмент творческого процесса с огромным потенциалом. Сегодня все понимают, что цвет — явление сложное и многогранное, но понимают также, что оценить его могущество невозможно без учета того огромного эмоционального воздействия, которое он на нас оказывает.
Книга Жан-Габриэля Косса — это интересный и доходчивый рассказ о цвете и той многогранной роли, которую он играет в нашей жизни. Написанная живо и увлекательно, она позволит читателю узнать массу нового о природе цвета и творческих аспектах его использования.
Я не удивлюсь, если в эпоху бурного развития 3D-технологий именно цвет окажется тем самым четвертым измерением, исследование которого подарит нам множество поразительных открытий.
Оливье Гийемен, президент французского комитета дизайнеров-колористов, генеральный секретарь «Интерколор»*
Предисловие
Представьте себе, что вы студент американского университета. Вам предстоит пройти знаменитый тест на IQ. На листочке красным маркером крупно написана цифра 87. Это ваш номер. Вы немного напряжены — волнение понятно, — но абсолютно уверены, что успешно пройдете испытание. На старт! У вас всего 20 минут. Вы предельно сосредоточенны. В отведенное на выполнение теста время мир вокруг вас перестает существовать. Вы понимаете: чтобы ответить на максимальное количество вопросов, нужно дорожить каждой секундой. Но вот испытание окончено. Вы сдаете листок с чувством удовлетворения — вы почти все успели. Браво!
А теперь представьте себе, что вы другой студент того же самого университета, но номер на вашем листочке написан не красным, а черным маркером. Поначалу вы этот номер вообще не заметили, потому что витали мыслями где-то далеко. Начать с того, что вы были уверены: тест не имеет никакого отношения к университетской программе обучения. Так зачем напрягаться? Это просто игра, которая интересна вам лишь потому, что поможет выяснить, так ли вы умны, как считает ваша мать. На старт! Вы читаете вопрос 1. Вам кажется, что ответ очевиден. Надо же, если все вопросы такие же легкие, вот мама обрадуется! Вопрос 2. Он кажется вам еще более простым. А вдруг мама и впрямь была права?.. Вы улыбаетесь и читаете следующий вопрос… Тестирование окончено. Ваши однокурсники сдают свои листочки. Как, уже? Вам еще далеко до конца. Ну и пусть. Если результат окажется посредственным, маме ничего не скажем…
Это исследование проводилось в Университете Рочестера близ Нью-Йорка с целью изучить влияние красного цвета на выполнение теста IQ. Номер был всего лишь предлогом, призванным отвлечь внимание испытуемых. Исследователей интересовало, может ли цвет цифр изменить результаты тестирования. Студенты с красным номером успели дать больше ответов, но допустили гораздо больше ошибок. На финише они заработали в среднем более низкий балл. Вывод: красный цвет вызывает стресс и незаметно для человека снижает его мыслительные способности. Отсюда существенная потеря баллов. В этой книге мы с вами познакомимся с последними научными исследованиями цвета и его воздействия на нас — психологического и физиологического. Вы сами убедитесь — и результат станет для вас полной неожиданностью, — как под влиянием цвета меняется наше поведение, самооценка, настроение, способность концентрироваться, желания, спортивные успехи, физическая форма… Да, представьте себе, цвет влияет даже на нашу физическую форму!
Вы увидите, до какой степени цвет меняет наше поведение, где и кем бы мы ни работали. Итоги наших научных опытов позволят каждому правильно подбирать цвета в зависимости от поставленной цели: цвет одежды, интерьера, рабочего места, торговой точки, товарной упаковки и так далее.
* «Интерколор» (Intercolor) — созданная в 1963 году международная организация по изучению и использованию цвета в моде, текстиле и других сферах жизни.