«Золотой Иерусалим» пересказ Говарда Шварца
В стародавние времена Иерусалим часто называли центром мира. Ведь в этом городе находятся святыни трёх религий — иудаизма, христианства и ислама. Многие происходившие здесь события описаны в Библии, особенно подробно — в историях о царе Давиде и царе Соломоне.
Соломон построил в Иерусалиме Храм, и этот Храм стал средоточием еврейской жизни на много веков. Но город не единожды переходил из рук в руки: от евреев к римлянам, мусульманам и христианам-крестоносцам.
В 586 году до нашей эры вавилонские завоеватели разрушили Храм и сам город и угнали в рабство его жителей. В следующем столетии потомкам иерусалимцев позволили вернуться в родные края, и они восстановили Храм, но в 70 году нашей эры он был разрушен вторично, на этот раз римлянами.
От Храма осталась одна внешняя стена — Западная[1]: считается, что ангелы защищают её своими крыльями. В наши дни сюда, к самому священному месту еврейского мира, приезжают молиться люди со всех континентов. Они просят Бога о помощи: пишут ему записочки, сворачивают их и кладут в щели и трещины Стены Плача. И многим, очень многим в ответ на их просьбы всевышний даровал удивительные чудеса.
Город Иерусалим — свидетель и участник еврейской истории, герой многих сказаний. Одни сюжеты пришли к нам из великих еврейских книг, созданных уже после Библии, — Талмуда и Мидраша, где записаны легенды о мудрецах. Другие — из еврейского фольклора или от мистиков и хасидов. Евреи рассеяны по всему миру — так сложилась судьба этого народа. Но они всегда рассказывали своим детям о Иерусалиме, и лучшие предания о Золотом городе собраны в этой книге.
В сущности, у Иерусалима две истории: одна состоит из фактов и дат, другая — из вымысла и поэзии. Такое же смешение реальности с легендой мы увидим и на этих страницах. Например, «Чудо у могилы царя Давида» происходит на фоне исторических событий — завоевания Иерусалима мусульманами, но девочке является призрак царя Давида, и это, разумеется, легенда.
Тем Иерусалим и замечателен: история и вымысел здесь сплетены воедино. Побродите по узким улочкам, почувствуйте, какое свечение исходит от каждого камня, и вы поймёте, почему этот город называют Золотым. Здесь незримо присутствует волшебство. Это подтвердит любой, кто хоть раз побывал в Иерусалиме. Уже три тысячи лет этот город — яркий маяк для еврейского творчества, но на протяжении тех же трёх тысяч лет Иерусалим испытал много бед, видел жестокие битвы, переходил из рук в руки. Несколько веков евреи вообще не могли попасть в город, но хранили его в памяти, в легендах и молитвах. И по сей день в разных концах земли евреи два раза в год, на Песах, в конце седера, и на йом Кипур, в самый святой день года, прощаются так: «На будущий год в Иерусалиме!»
Больше семисот лет в Иерусалиме властвовали мусульмане. В 1920 году лига наций выдала мандат на управление этими землями Великобритании. К этому времени Иерусалим значительно расширился и вышел за пределы Старого города. В 1947 году возникло государство Израиль, но уже через полгода, в ходе войны между евреями и арабами, Иордания захватила Старый город, и евреям пришлось его покинуть. В итоге целых девятнадцать лет Иерусалим был поделён на две части: восточную, арабскую, куда входил обнесённый стеной Старый город, и Западную. в Старый город евреев не допускали, и они не могли посещать старинные синагоги и Стену Плача. Однако в 1967 году, во время Шестидневной войны, Силы армии обороны Израиля освободили Старый город, и Иерусалим вновь стал единым. Евреи хлынули к Западной стене, и в глазах у них блестели слёзы радости: Иерусалим снова принадлежит еврейскому народу! И снова, как в былые времена, они могут вознести молитву всевышнему у Стены Плача и оставить свою записку меж камней.
С той поры Иерусалим стал городом, где мирно уживаются три основные религии и каждый вправе исповедовать свою веру. Город был основан три тысячи лет назад, и эта дата отмечалась в 1996 году не только в Израиле, но и во всём мире.
Сегодня Иерусалим процветает, и древность в нём сосуществует с современностью. Могила царя Давида находится неподалёку от улицы царя Давида, где расположен отель «Царь Давид». Израильтяне говорят сегодня на языке предков, хотя две тысячи лет он сохранялся только как язык Книги. Древние рассказы об Иерусалиме, уходящие корнями в легенду и в реальную историю, тоже дошли до наших дней. И в шабат, когда прекращается работа и повсюду слышны молитвы, становится понятно, что в Иерусалиме свято всё, даже пыль под ногами.
ПТИЦА СЧАСТЬЯ
Еврейские предания
В этом сказании пылающий камень волшебным образом выводит семью Аарона из пустыни, и они находят мифическую Птицу счастья. Сюжет отчётливо перекликается с Исходом из Египта, когда Моисей вывел евреев из рабства — через пустыню к Земле обетованной. Корни предания уходят в историю, но «Птица счастья» — всё-таки вымысел, поскольку Иерусалим был основан спустя много сотен лет после Исхода и там никогда не правил выбранный птицей царь. Эту сказку можно прочитать и иначе: пылающий камень, который служит проводником Аарону и его родителям, — это Тора, первые пять книг Ветхого Завета, так как именно Тора ведёт по жизни еврейский народ. А Птица счастья — это свобода, к которой стремится любой человек, в особенности тот, кто познал рабство. При таком прочтении получается, что Тора может привести человека к свободе. Пускай сказка — вымысел, но этот вымысел несёт людям великую истину.
Пылающий камень
Пылающий камень, который сияет на груди Аарона в этой сказке, издавна встречается в еврейском фольклоре. В этом камне сияет тот самый Свет, который Бог создал в первый день творения, сказав: «Да будет Свет».
Это Священный свет, в отличие от земного света, который возник на четвёртый день творения от солнца, луны и звёзд. Священный свет первого дня погас, когда Адам и Ева вкусили запретный плод с Древа познания. Но Бог сохранил толику этого Света в пылающем камне, который называют Цохар, и отдал его Адаму и Еве, когда они покинули Райский сад. Камень призван напоминать людям обо всём, что осталось в раю. Адам и Ева передали камень своим детям, а те — своим, и так он попал к Ною, а от него — к Аврааму, который отдал его своему сыну Исааку, а тот — своему сыну Иакову. Так, переходя от поколения к поколению, пылающий камень оказался у царя Соломона. Считается, что он повесил Цохар — Предвечный свет — в Храме, который построил в Иерусалиме. И когда Храм был разрушен, Свет исчез. Но в сказках он жив, он появляется вновь и вновь.
Мальчик Аарон всю жизнь кочевал с родителями по пустыне. Его мать и отец были когда-то рабами, а теперь, сбежав от хозяина, скитались в поисках места, где они, наконец, смогут стать свободными людьми.
Каждый день этой семье приходилось искать еду и воду. Солнце опаляло их спины, песок засыпал глаза. Однако Аарон не отчаивался, потому что мама часто повторяла:
— Однажды Птица счастья приведёт нас в Иерусалим.
Каждый вечер, когда они останавливались на ночлег, отец Аарона учил его, что значит быть евреем. Книг у них не было, но библейские истории и десять заповедей отец помнил с детства и рассказывал их сыну. Аарон принимал услышанное близко к сердцу и старался следовать заветам праотцов.
Они блуждали уже много лет, а вокруг по-прежнему простиралась бескрайняя пустошь. Однажды ночью Аарону приснился яркий, точно явь, сон, в котором он вместе с родителями попал в песчаную бурю. Весь мир потемнел, порывистый ветер сбивал с ног. Люди накрылись с головой и присели на корточки, надеясь, что буря скоро закончится. И вот ветер стих. оглядевшись, они поняли, что потерялись. Их следы замело песком. Родители Аарона не знали, откуда пришли и куда идти дальше. Когда они совсем распрощались с надеждой, Аарон приметил что-то на горизонте. Сначала — просто светлое пятнышко, но оно приближалось, и вскоре прекрасная белая птица пролетела у него над головой и скрылась из виду. Но прежде она уронила что-то из клюва прямо ему на ладонь.
В тот же миг Аарон пробудился и увидел, что держит в руке пылающий камень. Мальчик вскочил. Чудо! ему удалось сохранить камень, который подарила ему во сне белая птица!
Аарон показал камень родителям и рассказал им свой сон. Мама очень обрадовалась:
— Значит, Птица счастья уже совсем близко!
Пылающий камень Аарон повесил себе на грудь на кожаном шнурке. И камень этот оказался не простым, а волшебным. Он стал для них проводником по пустыне: когда люди выбирали верный путь, он сиял вовсю, а когда сбивались с пути — тут же темнел. Теперь семья Аарона двигалась по пустыне легко, от оазиса к оазису, к воде, питавшей деревья, на которых зрели сочные сладкие плоды. Каждый раз, добравшись до оазиса, они возносили благодарственную молитву.
Долгие годы вёл их камень: через зыбучие пески, под жгучим солнцем и, наконец, — к высоким городским стенам. Едва миновав ворота, они оказались в шумной и многолюдной толпе. Отец Аарона спросил, как называется этот город, и услышал в ответ: Иерусалим. Вот уж удивились Аарон и его родители! а потом отец поинтересовался, отчего на улицах так много народу. Оказалось, что в Иерусалиме умер царь, и сейчас будут выбирать нового.
— А как вы выбираете царя? — спросил отец Аарона.
— Мы вверяем себя небесной воле, — сказал ему горожанин. — Выпускаем редкую птицу, Птицу счастья, и тот, на кого она сядет, становится следующим царём. Потому все и высыпали на улицу. Скоро прилетит Птица — выбирать.
Аарон с родителями взглянули на небо. Им до сих пор не верилось, что они добрались до Иерусалима и вот-вот увидят Птицу, которую так долго искали. И вот в вышине появилась птица и стала выписывать круги над городом. А потом она начала постепенно снижаться, и камень, висевший на груди Аарона, запылал как никогда ярко. Внезапно Аарон понял, что в небе над Иерусалимом кружит та самая птица — белая птица из его сна. И вдруг она резко устремилась вниз и села ему на голову!
Толпа радостно загудела, какие-то люди подхватили Аарона на руки и унесли. Взволнованные родители поспешили следом, в царские покои, где их сына немедленно, прямо с Птицей счастья на голове, усадили на трон. И все принялись ему кланяться. Сначала Аарон решил, что это тоже сон, но когти птицы царапали ему голову, причем пребольно, а раз так, значит, он не спит!
Не прошло и нескольких дней, как Аарона короновали. Церемонию устроили торжественную, пышную; мальчика и его родителей облачили в богатые одежды. Отныне одно слово Аарона решало самые важные вопросы в государстве. Как же он принимал эти решения? Ему помогали десять заповедей, которым научил его отец, и пылающий камень, который по-прежнему висел у него на груди. Всякий раз, когда Аарон обращался к нему за советом, камень давал ответ: если «да» — сиял втрое сильнее, если «нет» — становился совсем тёмным.
Аарон и его родители жили в роскоши, во дворце. Им больше не приходилось заботиться о ночлеге и пропитании. Они благодарили Бога за эти милости и больше всего — за Птицу счастья, которая пела им сладостные песни из стоявшей у трона золотой клетки.
Сначала знатных людей Иерусалима тревожило, что судьба города вверена столь юному правителю. Но вскоре они увидели, что Аарон принимает очень мудрые решения. Лишь одного они не могли понять: царь зачем-то приказал выстроить около дворца простую лачугу из веток и проводил там по часу в день. А что он там делал — никто не знал.
Наконец, любопытный царский визирь не выдержал и прокрался к лачуге вслед за молодым царём. Он увидел, что Аарон снял царские одежды и надел лохмотья — те самые, в которых пришёл в Иерусалим. Он долго стоял в них перед зеркалом, а потом снова переоделся в парчу и бархат и возвратился во дворец.
Визирь не знал, что и думать. И в конце концов спросил молодого царя напрямик. Аарон ответил так:
— Я захожу в эту бедную хижину и надеваю мою прежнюю, бедную одежду, чтобы помнить, откуда лежал мой путь. Только так я могу понять, куда идти дальше.
Услышав такой ответ, визирь возликовал, потому что небеса подарили Иерусалиму по-настоящему мудрого царя. Визирь прослужил Аарону верой и правдой много-много лет.
Аарон правил Иерусалимом достойно. Он всегда помнил о своём нищем детстве и каждый день возносил хвалу Господу за дары, посланные ему свыше с Птицей счастья.
[1] На самом деле от Храма не осталось ничего. Западная стена (Стена Плача) — это внешняя подпорная стена Храмовой горы. Но легенда о Западной стене — одна из самых любимых и важных для евреев, веками живших в рассеянии. Вы убедитесь в этом, прочитав сказку «Как возводили стены Храма». (Примеч. пер.)