10 июля (28 июня) 1889 года родился Николай Николаевич Асеев, соратник Маяковского, входивший в возглавляемую им группу «Левый фронт искусств» («ЛЕФ»).
Николай Асеев родился в городе Льгов Курской области в семье страхового агента. В 1907 году он закончил Курское реальное училище и поступил в Московский коммерческий институт, но потом продолжил образование уже по гуманитарному профилю, записавшись вольным слушателем на историко-филологический факультет МГУ. В это же время в печати впервые появились его стихи (1911 г.) — в журналах «Весна!, «Заветы», «Проталинка» и других.
Находясь в постоянном поиске своего места в поэзии, Николай Асеев поочередно примыкал к работе то одной, то другой поэтических групп. Сначала (в 1913 году) он вступил в группу «Лирика», организованную С. Бобровым. В нее входили поэты позднего символизма и раннего футуризма, что, в конце концов, и привело к расколу. Асеев (как футурист) вместе с Бобровым и Пастернаком образовал группу «Центрифуга», основной целью которой было стремление избежать крайностей футуризма. Однако вскоре Асеев стал ориентироваться на национально-архаическую, хлебниковскую, линию футуризма, что привело его в группу «Лирень». Отличительными чертами этого направления были примитивизм, словотворчество, стремление вскрыть глубинные связи между словами путем сближения их по звучанию. Наглядый пример тому — стихотворение Асеева «Звенчаль»:
Тулумбасы, бей, бей,
запороги, гей, гей,
Запороги-вороги —
головы не дороги.
Доломаны — быстрь, быстрь,
Похолоним Истрь, Истрь!
Харалужье паново
переметим наново!
Встреча с Маяковским повлияла не только на судьбу Николая Асеева. Под воздействием великого поэта изменился и строй асеевского стиха: началось освоение кубофутуристической поэтики. Футуристы считали себя единственными, кто способен создать настоящее революционное искусство. Нужно ли говорить о том, что к революции все они отнеслись восторженно? Не стал исключением и Николай Асеев. В феврале 1917 года его избрали в Совет солдатских депутатов, сделав помощником заведующего биржей труда. После этого он работал сотрудником газеты Владивостокского Совета «Дальневосточное обозрение». Там поэт стал инициатором создания литературно-художественного общества «Балаганчик», которое, в свою очередь, явилось основой для появления группы 2Творчество». В нее входили такие известные поэты-футуристы, как Д. Бурлюк, С. Третьяков, Н. Чужак, С. Алымов и другие. Основной идеей этих групп, как и всех объединений футуристов, был лозунг о том, что искусство должно служить революции.
В 1922 году Асеев вернулся в Москву, где сразу же вступил в ЛЕФ («Левый фронт искусств»), возглавляемый Маяковским. В основе эстетики этой группы лежали «теории производственного» искусства, «литературы факта». Безоговорочно приняв идеи революции в обществе, «лефовцы» отстаивали их и в искусстве. «Нас, футуристов, предсказал и призвал к товарищеской работе Карл Маркс», — заявляли они. Они считали, что футуризм является «историческим мостом, по которому рабочий класс должен перейти на берег собственного творчества». Агитотдел ЦК партии разрешил ЛЕФу издавать собственный журнал. В первом же номере появилась статья Асеева, подписанная Н. А.. Она состояла из трех глав: «Мы рекламируем», «Мы поощряем», «Мы гильотинируем». В ней автор декларировал задачи нового искусства, говорил о том, что должно состоять на службе у революции и выполнять «социальный заказ». Прозаики и поэты должны говорить не о том, что им близко и дорого, а работать по заданию партии, выражающей интересы пролетариата, переключаться на производственные задачи.
Поэзия Асеева все больше приобретала публицистическую и эпическую окраску. Он изо всех сил стремился подчинить свой стих задачам общественной пользы. В связи с этим нельзя не отметить, что его произведения стали менее выразительны (поэмы «Семен Простаков», «Удивительные вещи»). Творческий кризис? Кто знает! Известно только, что в творчестве писателя вскоре начался длительный перерыв: с начала 40-х до середины 50-х годов Асеевым не опубликовано ни одного стихотворения. Был ли причиной тому сталинский режим, разгром обэриутов или что-то личное? Может быть, эта загадка когда-нибудь будет разгадана. Но пока необъяснимым остается и то, что после своего возвращения в литературу поэт предстал перед читателем в совершенно ином обличье: теперь его стихи не имели ничего общего с футуризмом. Появился Асеев-лирик.
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя — сушь,
мне и в жары без тебя — стыть,
мне и без тебя Москва — глушь.
Мне без тебя каждый час — с год,
если бы время мельчить, дробя;
мне даже синий небесный свод
кажется каменным без тебя.
трудно узнать в этих строчках революционного поэта-футуриста, призывавшего творить по заданию партии. Это преображение пока для нас загадка… Как и то, почему в последние годы жизни Николай Асеев предпочитал не писать стихи, а переводить — с польского, чешского, армянского и других языков. Умер Николай Николаевич Асеев 16 июля 1963 года, предоставив нам, самим искать ответы…