Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Рассуждения о российских литературных премиях.

    08.04.2010 15:41 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Книга класса премиум

    В России для литературы, которую мы условно назовем высокой, существует едва ли не единственный реальный путь продвижения — засветиться в премии.

    Литературные премии — естественная часть отечественного культурного пейзажа. Обычно им уделяют внимание в финале сезона, когда подводятся итоги и объявляются победители. На самом деле гораздо интереснее проанализировать ситуацию на старте нового цикла, когда выдвижение только начинается. В конце марта завершился прием рукописей и книг на соискание Национальной литературной премии «Большая книга», о приеме заявок объявил «Русский Букер», «Нацбест» опубликовал лонг-лист. У двух самых престижных премий России в этом году знаковые сезоны — «Национальному бестселлеру» исполняется десять лет, а «Большой книге» — пять.

    Вопрос на засыпку

    Сколько у нас литературных премий? Задав себе этот вопрос, я насчитала около трех десятков и гордо подумала: вот что значит быть в теме. На всякий случай решила поинтересоваться у всезнающего Интернета. С «Википедией» мы примерно совпали.  Зато на сайте Российской государственной библиотеки неожиданно обнаружился список, в котором более трехсот позиций. Правда, туда включены и региональные, и мемориальные, и журнальные, и специализированные премии, но «сумма впечатляет». Из всего этого неслабого разнообразия у публики на слуху — от силы десяток. Премия Андрея Белого, старейшая независимая, 1978 года рождения, уходящая корнями аж в самиздат; фантастическая «Бронзовая улитка» братьев Стругацких; «Дебют»; премия имени Александра Солженицына; «Русская премия» для русскоязычных писателей из зарубежных стран; «Ясная Поляна», «призванная поддержать писателей — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в которых выражаются многовековые традиции русской культуры»; симпатичная детская «Заветная мечта»; «НОС», стартовавший в прошлом году и очень перспективный из-за оригинального дискуссионного формата… Возглавляют топ-лист «Большая книга», «Национальный бестселлер» и «Русский Букер». Именно они, самые значительные и авторитетные, собственно, и делают погоду.

    Интеллектуальный просвет

    На Западе по давней традиции все выпускаемые книги делятся на fiction и non fiction, художественные и, соответственно, нехудожественные. Бестселлер там совсем не обязательно макулатура или откровенная попса. Это может быть и остроактуальная эссеистика, и интеллектуальней роман, и фэнтези, и продвинутый научпоп, и мемуары, и что-нибудь совсем безыскусное, и очевидный шедевр. Иными словами, возможны варианты.

    В отечественной действительности наиболее точной классификацией остается жесткое разграничение на литературу коммерческую и некоммерческую. Коммерческая — это всегда только роман /малая форма у нас не в чести/, чаще всего детективный, исторический, любовный или все еще модные антиутопии с апокалиптическими мотивами. Тут у нас появилось даже ноу-хау — книга еще до выхода рекламируется как бестселлер. Прием действует на публику магически. Такие книги откровенно рекламируют, как любой товар: билборды на магистралях, гигантские панно на заборах, назойливые, как комариные укусы, плакаты в вагонах метро. Когда в ход идет такая тяжелая артиллерия, качество продукта уже не играет большой роли. Несколько лет назад одно из крупнейших издательств страны затратило на «наружку» одной книги $1 миллион. Запланированный полумиллионный тираж тогда был достигнут, и совершенно не важно, что сейчас ни саму книгу, ни ее автора никто и не вспомнит.

    Лидерам рынка не имеет смысла выпускать серьезную литературу — некоммерческие произведения, которые ничего к прибыли не добавят. Но иногда издатели все же это делают: когда средства позволяют, когда хочется уважения и причастности к чему-то несиюминутному — в общем, когда надо поработать на имидж. Ни Дэном Брауном же единым… Правда, здесь есть одна существенная оговорка. Выпускать-то выпускают, но при этом никак не вкладываются в продвижение. Какие там плакаты и щиты?! Даже на простенькие флаеры в магазинах не разорятся — в лучшем случае новинку разошлют книжным обозревателям, которые, быть может, отметят ее рецензией. Короче, живи, книга, своей жизнью, а там — как получится. Подобная политика прослеживается и на уровне тиражей. Первый обычно не превышает 5 тысяч экземпляров, трехтысячная допечатка — почти счастье. И разница в гонорарах заметна: сравните $5-10 тысяч у некоммерческих писателей с $40-50 тысяч у авторов среднего массового чтива.

    Так что в России для литературы, которую мы условно назовем высокой, существует едва ли не единственный реальный путь продвижения — засветиться в премии. Насколько велико это желание, можно судить по количеству позиций в изначальных списках. Достаточно сказать, в этом году на соискание «Большой книги» выдвинуто 379 произведений.

    Немного арифметики

    Начинающему автору в крупных издательствах платят $300-1000 за книгу. А кое-где могут не заплатить вообще: скажи спасибо, что публикуем не за твой счет. Если книга получает хорошую прессу и продается, следующий гонорар будет немного выше, и так далее. Но литературное творчество не конвейер. Книги, как пирожки, не выпекаются. Даже выдавая на гора по книге в год /что считается нормальной производительностью/, существовать только на гонорары невозможно. Значит, надо зарабатывать другими способами, что большинство серьезных писателей и делают: редактируют журналы, пишут сценарии /это самое доходное дело/…

    Получение литературной премии позволит, скажем, на год «забить на все» и полностью сосредоточиться на новом замысле, обрести какую-то финансовую стабильность. Плюс заметное для некоммерческой литературы повышение продаж. Тенденция относительно новая и с каждым годом все более и более отчетливая, еще лет 5-6 назад в этом смысле было глухо и беспросветно. Сейчас издатели отмечают явную взаимосвязь: после получения премии всего за четыре месяца совокупный тираж романа «Журавли и карлики» Леонида Юзефовича увеличился раза в четыре. А 20 тысяч — по нынешним временам цифра впечатляющая.

    Но таких счастливчиков за год наберется от силы десяток. Остальные кроме легкого драйва и слегка уязвленного самолюбия получают некоторое моральное удовлетворение в виде надписи «Финалист премии такой-то», что-то вроде знака качества или сигнального маячка. Доходит до курьезов. Недавно в руки попала книжка, на которой, занимая пятую часть обложки, красовались три звездочки, рядом с которыми значилось «номинант», то есть тот, кто просто был выдвинут на премию, не более того. Оказывается, и этим можно гордиться.

    Кто лучше  — Пушкин или Толстой?

    Поддержать художника слова материально — существенная, но не самая главная цель премий. Лонг-листы — своеобразная навигационная карта, а короткие списки и лауреаты — почти обязательная программа для тех, кто следит за процессом. Премия — демонстрация вкусов и предпочтений профессионалов, попытка наметить границы мейнстрима. Не факт, что первый — это всегда лучший. Тут принцип абсолютной справедливости не работает. Как раз самые яркие и талантливые, новаторские книги чаще всего оказываются «в пролете». Именно из-за своей новизны и оригинальности. Жюри обычно ориентируется не столько на талант или уровень мастерства, сколько на тренды — актуальность, моду, конъюнктуру. Кроме того, существуют симпатии и антипатии, силен элемент случайности. И это нормально, так происходит всегда и везде. Имена лауреатов Нобелевской премии тоже время от времени заставляют впадать в ступор.

    Состязания в творчестве, по сути своей, затея абсурдная. Здесь, в отличие от спорта, нет надежных критериев — дальше, выше, быстрее. Талант — материя особая, неизмеримая, а главное, уникальная. Это как попытка ответить, кто лучше — Пушкин или Лермонтов, Толстой или Достоевский. Все сравнения условны и относительны. И тем не менее извечное желание объявить кого-то первым и лучшим, возложить на голову лавровый венок и наградить — к примеру, деньгами — заложено в человеческой природе. Всегда будут недовольные, всегда кого-то не совсем справедливо вознесут, а кого-то обнесут. Это нормально, это живой процесс. Проблема в другом. Хоть кто-нибудь обратил внимание, что Государственная премия в области литературы и искусства за последние годы ни одному писателю не присуждалась? Ее получали замечательные люди — музыканты, актеры, режиссеры, музейные работники, создатели «Смешариков»… Что, писатели у нас кончились? Или достойных книг больше не пишут? Есть и писатели, и книги. Как только литература перестала служить идеологии, ее перестали замечать, и она начала выпадать из сферы государственного и даже общественного интереса.

    Россия всегда была литературоцентричной страной. Именно литература лежит в фундаменте нашей культуры. Сейчас отношение меняется. Чтение превращается в чистое развлечение, а чтение высокой литературы полностью переходит в разряд интеллектуально-элитарных утех. Получается, что именно премиям суждено быть своеобразными «заповедниками гоблинов», благодаря которым высокая российская словесность и будет выживать.

    Если премии  зажигают, это кому-нибудь нужно

    Профильное мнение

    «Есть ли у нас место для новых литературных премий? Конечно. Премии бывают разные — в поддержку одного из жанров или направлений, для поощрения заслуженных литераторов, для поиска молодых талантов, авторов научно-популярных книг и так далее. Есть премии одноразовые — для выполнения каких-то конкретных задач организаторов. И если премии зажигают, это точно кому-нибудь нужно. Но даже при нынешнем многообразии есть место для новых премий — например, для переводчиков, для сценаристов, литературных продюсеров…

    Принципиально важно сделать большую премию с целью поиска новой литературы для детей».

    Георгий Урушадзе, генеральный директор национальной литературной премии «Большая книга»

    РОССИЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ:

    «БОЛЬШАЯ КНИГА» Вручается с 2006 года.

    В совет попечителей входят Николай Скатов, Александр Авдеев, Олег Добродеев, Михаил Сеславинский, Сергей Степашин, Олег Сысуев, Виктор Федоров, Сергей Филатов, Михаил Швыдкой.

    Идея. «Объединить общество вокруг книги».

    Влияние. В настоящее время — самая влиятельная премия в области литературы с высокой репутацией.

    Формат. Победители определяются литературной академией, в которую входят около ста экспертов — профессиональных литераторов, издателей, ученых, политических и общественных деятелей, предпринимателей, журналистов.

    Победитель получает 3 миллиона рублей, лауреаты второй и третьей премии соответственно 1,5 миллиона и 1 миллион.

    Лауреаты — Людмила Улицкая, Владимир Маканин. В прошлом году премию взял Леонид Юзефович /роман «Журавли и карлики»/.

    «РУССКИЙ БУКЕР» Вручается с 1992 года.

    Был создан по модели своего британского предшественника.

    Идея. Награждение лучшего романа года.

    Формат. Жюри состоит из пяти человек; четверо — литераторы, писатели или критики и один деятель искусства, обычно музыкант, актер, в этом году — режиссер Вадим Абдрашитов.

    Размер премии в настоящее время — $20 тысяч. Каждый из финалистов получает $2 тысячи.

    Лауреаты — Булат Окуджава, Людмила Улицкая, Василий Аксенов. Среди победителей последних лет — Михаил Елизаров, Александр Иличевский, Ольга Славникова. В прошлом году премию вручили Елене Чижовой /роман «Время женщин»/.

    «НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР» Вручается с 2001 года.

    Основатели — критик Виктор Топоров и издатель Константин Тублин.

    Формат. Единственная премия с именным персонифицированным списком номинаторов, имеющих право на выдвижение. Новация этого года — несколько позиций отдано пользователям ЖЖ. Шорт-лист формирует большое жюри, «профессиональные читатели» — критики, филологи, писатели. Лауреата выбирает малое жюри, состоящее из «непрофессиональных, но просвещенных читателей» с медийными лицами — актеров, режиссеров, бизнесменов, спортсменов.

    Победитель получает 225 тысяч рублей.

    Лауреатами в разное время становились Леонид Юзефович, Александр Проханов, Виктор Пелевин, Михаил Шишкин, Илья Бояшов, Захар Прилепин. Лауреат 2009 года — Андрей Геласимов /роман «Степные боги»/.

    «НОС» /«НОВАЯ СЛОВЕСНОСТЬ/СОЦИАЛЬНОСТЬ»/ Вручается с 2010 года.

    Учредитель — Фонд Михаила Прохорова.

    Идея. Премия, стартовавшая в год двухсотлетия со дня рождения Н.В. Гоголя, основана для «выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности».

    Формат. Жюри состоит из пяти человек. Главная особенность — открытость процесса принятия решений. Непременное условие работы жюри — необходимость публично аргументировать выбор финалистов.

    Размер главного приза — 700 тысяч рублей, финалисты получают по 40 тысяч рублей. 200 тысяч рублей — приз зрительских симпатий по результатам интернет-голосования.

    Первым лауреатом стала Лена Элтанг /роман «Каменные клены»/. Победитель зрительского голосования — Владимир Сорокин /роман «Сахарный Кремль»/.

    Премия не корона, а переходящий кубок

    Профильное мнение

    «Когда в 2001 году я получил премию «Национальный бестселлер» за роман «Князь ветра», это действительно изменило мою жизнь — в 53 года ко мне пришла известность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Главным из них было то, что у меня появилась возможность не работать в школе на полторы ставки. Нынешняя «Большая книга» мою жизнь мало изменила. Я прекрасно понимаю, что литературные премии сродни праздникам календарного цикла. Все даруемые ими блага, исключая денежный приз, имеют сезонный характер. Премия не корона, а переходящий кубок, который через год достанется другому. Приятно, разумеется, но у меня достаточно развито чувство юмора, чтобы не относиться к этому факту чересчур серьезно». Леонид Юзефович, писатель

    Клариса Пульсон

    Журнал «Профиль» №12 /663/ от 5 апреля 2010 года


    Премии

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved