Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Внерациональное в лирике Бродского: «Строфы»

    19.04.2011 18:35 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Мария Гельфонд

    Попытка обосновать присутствие внерационального элемента в лирической системе представляется в значительной степени парадоксальной, поскольку сфера лирики как рода литературы по преимуществу уже лежит за пределами рационального. Подобная постановка вопроса тавтологична и потому, как правило, неприменима к лирике. Стихи Иосифа Бродского представляют собой особый случай. Читателя, воспитанного на традициях русской поэзии, они обескураживают своей логичностью и видимой рациональностью. Жесткая логика смысловых ходов, центробежный принцип развертывания лирического сюжета, обилие точных словесных формул, соотносимых с научной речью, – все эти черты поэзии Бродского отчасти выводят ее за пределы лирики и естественно предполагают рационалистский код прочтения. Способствуют ему и логически выверенные и рационально обоснованные суждения Бродского о стихах других поэтов: Одена, Цветаевой, Мандельштама.

    В отличие от большинства поэтов и исследователей теории лирики Бродский не отрицал рациональное как один из возможных источников лирического высказывания, напротив, утверждал идею сосуществования трех методов познания в лирике. «Существует, — писал он в Нобелевской лекции, — как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки,  – посредством откровения. Отличие поэзии от всех прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке».1

    Отметим, что, признавая рациональное как один из методов лирического познания мира, Бродский все же отдавал предпочтение второму и третьему путям. Вероятно, поэтому, пробуя применить к поэзии Бродского рациональный код прочтения (установление генезиса образов, логической связи между ними), мы неизменно сталкиваемся с его заведомой неполнотой. Стихи Бродского внерациональны в той же степени, в которой рациональны; жесткие итоговые формулы в них неизменно подготавливаются суггестивным воздействием детали. Логическому умозаключению или их цепочке предшествует, как правило, смысловой «зигзаг»: внимание читателя отвлекается на какую-либо деталь, изначально лежавшую за пределами изображения; взгляд, «засоренный горизонтом» («Одиссей Телемаку»), вбирает в себя то, что прежде было ему недоступно. Такова, например, фраза в «Урании», обозначающая глубину потаенной ностальгии Бродского: «Вот они, те леса, где полно черники…».  Опровергающая интонацию этой строки ирония: «Реки, где ловят рукой белугу», — подготавливает жесткую формулу двух последующих: «Далее – город, в чьей телефонной книге// Ты уже не значишься…».

    Подобное резкое движение от рационального к внерациональному и наоборот нередко создает ощущение обманутого ожидания. Поэзия Бродского непредсказуема, но это не способ игры с читателем, а доверие природе языка, его смысловой инерции. «…С помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, —  и дальше, может быть, чем он сам бы желал».2

    Попробуем рассмотреть в предложенном аспекте два стихотворения Бродского: «Строфы» 1968 года («На прощанье ни звука…») и «Строфы» 1978 года («Наподобье стакана…»). Написанные одним размером, достаточно редким в русской поэзии – двустопным анапестом и выдерживающие одинаковую строфическую форму восьмистишия, они представляют собой своеобразный диптих.3 Оба стихотворения вошли в сборник «Новые стансы к Августе», «Строфы» 1978 года были повторно включены в книгу «Урания». Тема каждого из них, по определению Г.М. Кружкова, «печальная метафизика любви и разлуки».4 Сопоставление двух столь близких произведений, разделенных десятилетием, на которое пришлась эмиграция Бродского, позволяет прояснить динамику лирического стиля, понять, как изменялось соотношение рационального и внерационального в разные периоды творчества поэта.

    «Строфы» 1968 года – произведение, поражающее тем редким свойством, которое можно назвать лирической афористичностью. Аксиомы, касающиеся отношений расставшихся возлюбленных, рождаются у Бродского внезапно, при этом каждая из них становится шагом в пропасть в сравнении с предыдущей. Если воспользоваться известным высказыванием Ахматовой о Цветаевой,5 Бродский начинает стихотворение с верхнего «до», но затем, следуя своему излюбленному принципу, в каждой строфе последовательно берет «одной нотой выше». Впечатление жесткой логичности «Строф» 1968 года обусловлено наращиванием сравнительных оборотов, каждый из которых подводит к новому уровню осмысления произошедшего: «Правота разделяет// беспощадней греха», «Чем тесней единенье, // тем кромешней разрыв», «Нет деленья на чуждых, // есть граница стыда», «Расставанье заметней, // чем слияние душ».  Кумулятивная структура произведения позволяет предложить сравнение «Строф» с лестницей; но если ступенями ее являются афористические аксиомы, то само усилие подъема всегда внерационально. Точные словесные формулы открывают или завершают почти каждую строфу, но в центре ее всегда лежит какой-то образ, не подготовленный логикой предыдущих строф. Так, исходная мысль о разлуке как генеральной репетиции смерти подготовлена суггестивным воздействием двух первых строк:

    На прощанье – ни звука.

    Граммофон за стеной.

    В этом мире разлука –

    лишь прообраз иной.

    Принцип соотношения рационального и суггестивного, заданный в первых строках, сохраняется и в дальнейшем. Неполнота лирического высказывания заранее известна поэту: «Эти строки всего лишь// подголосок беды»; благодаря этому внерациональное открывает пределы невысказанного. Поток рождающихся ассоциаций: расколовшийся сосуд, распавшийся дом, разодранная сохой земля — намечает возможности, по которым лирический сюжет мог бы пойти. При этом каждая ассоциативная деталь развивается по своим законам, которые могут и опровергать общую логику произведения. Так происходит, например, с образом расколотого сосуда: оказывается, что его можно наполнить вновь, но нельзя вместе выпить это вино:

    Наполняйся же хмелем,

    Осушайся до дна.

    Только емкость поделим,

    Но не крепость вина.

    Обретая ускорение в подобных ассоциациях, мысль автора вырывается  за пределы жизни: разлука – это не только репетиция смерти, но и обреченность на посмертную невстречу:

    …Тем верней расстаемся,

    что имеем в виду,

    что в Раю не сойдемся,

    не столкнемся в Аду.   

    Поэтическая мысль Бродского движется по кругу, но радиус его последовательно увеличивается. Пространство расширяется – от комнаты, в которой происходит прощание, до безграничной страны и «залетейской державы». Связь между этими пространственными образами тоже не подчиняется рациональным законам:

    Невозможность свиданья

    превращает страну

    в вариант мирозданья,

    хоть она в ширину,

    завидущая к славе

    не уступит любой

    залетейской державе:

    превзойдет голытьбой. 

    В финале «Строф» 1968 года происходит возвращение к исходной точке: «На прощанье – ни звука». Но – на новом витке. Строка, бывшая в начальной строфе описанием ситуации, становится в последней категорическим запретом на высказывание, обращенным и к адресату стихотворения и к себе самому. Логическая структура «Строф» 1968 года «размыкается» во внерациональный, метафизический финал так же, как жизнь «размыкается» в смерть:6

    на прощанье – ни звука;

    только хор Аонид.

    так посмертная мука

    и при жизни саднит.

    Еще более сложна смысловая структура «Строф» 1978 года. По отношению к первым «Строфам» они представляют собой продолжение не только поэтическое, но и биографическое: их автор находится в другом, нежели его адресат,  полушарии. Так начинает сбываться догадка о расставании двоих как преддверии вечной разлуки. Напоминающая о ранней лирике Маяковского метафора первой строфы проясняет мысль о беспощадности и неизбежности разрыва:

    Наподобье стакана,

    оставившего печать

    на скатерти океана,

    которого не перекричать,

    светило ушло в другое

    полушарие, где

    оставляют в покое

    только рыбу в воде.

    Логическая связь между отдельными строфами во втором стихотворении почти невосстановима. Художественное единство «Строф»-1978 обусловлено не движением мысли, как в первом произведении, а общим лиризмом (иногда граничащим с сентиментальностью), чувством безнадежности, не знающим временных и пространственных преград. Суггестивные детали в «Строфах» 1978 года связаны между собой в единую картину получужого мира, который надо обжить волевым усилием: «Тишина// молчанием попугая// буквально завершена», «Луна в кусты чистотела// льет свое молоко», «Выходишь прочь// в рукоплесканье листьев// в американскую ночь», «Около океана//летней ночью. Жара,// как чужая рука на// темени …»).

    В отличие от первых «Строф» здесь не возникает проблемы правоты или вины расставшихся. Бессмысленность ее выяснения априорна («Дорогая, что толку// пререкаться, вникать// в случившееся…»). Некоторая отстраненность позволяет осмыслить произошедшее в новых категориях и проследить, как событие разрыва претворяется в слово. Картина мира становится в «Строфах» 1978 года своеобразной проекцией собственно лингвистических понятий.7 Важным оказывается не столько само событие разлуки, сколько его словесный отзвук. Перед властью языка равны правые и виноватые, ушедшие и оставшиеся:

    Знаешь, все, кто далече,

    по ком голосит тоска,

    жертвы законов речи,

    запятых, языка… 

    …Дорогая, несчастных

    нет! Нет мертвых, живых.

    Все – только пир согласных

    На их ножках кривых.

    Создание поэтического текста становится для Бродского способом отрешения от реальности, ее альтернативой. И если разлука – это генеральная репетиция смерти, то поэтический текст  — единственный из доступных человеку способов сохранения любви и преодоления смерти: «Я, как мог, обессмертил, // То, что не удержал». При этом речь у Бродского идет не об индивидуальном поэтическом бессмертии, воплощенном в слове (традиционная тема «Памятников»), а о бессмертии любящих, чья жизнь стала «россыпью // черного на листе». «Не слова, а именно текст, типографский или рукописный, образ заполненной страницы, становится, с одной стороны, эквивалентом мира, а с другой – началом, противоположным смерти».8 Из суггестивных деталей жизни и жесткой логики текста во вторых «Строфах» рождается «формула спасения» Бродского – рациональная по форме, запредельно-иррациональная – по существу:

    Но мы живы, покамест

    Есть прощенье и шрифт.

     


    1 Бродский И.А. Нобелевская лекция.// Бродский И.А. Собрание сочинений в 4 томах, СПб., 1992, т. 1., с. 16.

    2 Там же, с. 16.

    3 По мысли Г.М. Кружкова,  ритмический рисунок «Строф» генетически связан со «Строками» Шелли в переводе Пастернака. Подробнее об этом: Кружков Г.М. Сходство зазубрин: «Строфы» Бродского и «Строки» Шелли. // Иосиф Бродский: стратегии чтения. Материалы международной научной конференции 2-4 сентября 2004 года в Москве. М., 2005, с. 290-293.

    4 Там же, с. 290.

    5 «Марина часто начинает стихотворение с верхнего «до», — говорила Анна Ахматова. // И. Бродский. Собр. соч. в 4 т., т. 4, с. 68.

    6 Г.М. Кружков видит в возникающем у Бродского запрете на слово влияние “Valedictions” Дж. Донна, которого в это время Бродский читал и переводил. На наш взгляд, можно предположить еще один аналог – но не источник  — подобного смыслового хода: тютчевский “Silentium”.

    7 Подробнее о лингвоцентрической картине мира у Бродского: Ахапкин Д.Н. «Филологическая метафора» в поэзии И. Бродского: Автореф….канд. филол наук / С.- Петербург. Гос. Ун-т. – СПб, 2002. 

    8 Лотман Ю.М. , Лотман М.Ю. Между вещью и пустотой. (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания»). // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996, с. 744

     Грехневские чтения. Материалы конференции, выпуск 3. Нижний Новгород, 2006, 72-77.


    поэзия статьи

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved