Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • Facebook
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    О классиках правильных и спорных. Обзор прессы за неделю

    16.05.2011 13:47 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    На минувшей неделе газеты подробно писали о новых книгах: в сферу интереса попали и роман загадочного  автора Фигль-Мигль «Ты так любишь эти фильмы», и сборник рассказов Роберто Боланьо, и доклад Копенгагенского института исследования будущего «Анархономика»… Новая книга стихов Андрея Новикова-Ланского вызвала споры о классицизме в литературе. Не забыли газеты и о 120-летнем юбилее Михаила Булгакова.

     «Объем книжного рынка в России сократился в 2010 году более чем на 8%, до 64,6 млрд руб., подсчитала Роспечать. Главная причина — общее снижение интереса к чтению. Продажи книг в электронном формате удвоились примерно до 60,72 млн руб., но все равно пока не превышают 0,1% рынка», сообщает «Коммерсантъ» в номере от 12 мая. «Крупнейшая доля рынка (42%), по данным Роспечати, по-прежнему приходится на независимые книжные магазины, продажи через которые сократились с 27,456 млрд до 27,132 млрд руб. Нарастили свою рыночную долю с 20% до 24% книготорговые сети, выручка которых увеличилась с 14,08 млрд до 15,504 млрд руб. Доля сетей сокращалась в 2009 году из-за закрытия большого числа магазинов в связи с кризисом, напоминают авторы доклада. За счет этого тогда же с 10% до 12% выросла доля канала FMCG (книжные продажи в торговых центрах товаров повседневного спроса), в 2010 году эта доля осталась на прежнем уровне, хотя в денежном выражении продажи данного канала снизились с 8,448 млрд до 7,752 млрд руб. Общее число розничных торговых точек в прошлом году прекратило снижаться, оставшись на уровне 2009 года — 3,4 тыс. Это примерно на 6% меньше, чем в докризисном 2008 году, или на 60% меньше, чем на территории России в 1990-м. Крупнейшей сетью остается «Топ-книга» (бренды «Книгомир», «Лас-Книгас», «Литера», «Пиши-Читай»), количество магазинов которой к апрелю 2011 года сократилось до 523 по сравнению с 548 годом ранее. При этом в то время как «Топ-книга» преобладает в регионах, в Москве лидером по количеству точек является АСТ (54 магазина «Буква»), а в Санкт-Петербурге — «Эксмо» (42 магазина под разными брендами).

    Учитывая, что покупательная способность граждан, по данным Росстата, росла в 2010 году быстрее, чем цены на книги (прирост средней зарплаты составил 14,85%, среднеотраслевой розничной цены на книги — 12,05%), продажи падают из-за внеэкономических факторов, считают авторы доклада».

    На минувшей неделе «Московские новости» выбрала следующие книги недели: «Анархономика. Доклад Копенгагенского института исследования будущего» (Ультракультура, 2011); Альфредо Хосе Эстрада, «Гавана. Автобиография города»  (АСТ, 2011); Елена Петровская, «Теория образа» (РГГУ, 2011). «В будущем анархономика выберется за пределы интернета и радикально изменит экономику физического мира. Все, что может быть оцифровано, будет оцифровано, а цена цифровых товаров стремится к нулю… Авторами этого радикального прогноза являются сотрудники Копенгагенского института изучения будущего, крупнейшего «мозгового центра» Скандинавии. Написан этот текст отнюдь не разудалым сленгом, принятым на просторах Интернета: доклад представляет собой строгий, внятный и доказательный бизнес-прогноз. Цель которого – предупредить, просветить и спровоцировать. Авторы констатируют: киберпространство наступает. Кризис, который переживают производители DVD и СD, – только начало: никакими законами об авторском праве тенденцию не остановить, она будет только нарастать. Вопрос в том, как правильно к ней относиться: сопротивляться, сотрудничать или приспособить для своих нужд». О книге Эстрады: «Автор – американец кубинского происхождения, на родину вернулся лишь в тридцатилетнем возрасте, поэтому не стоит требовать от него социологических выкладок и впечатлений местного жителя. Во всем остальном текст остроумный и тщательный. Эстрада хорошо изучил историю Гаваны и рассуждает обо всем на свете: об индейцах, пиратах, сигарах, о работорговле и проституции, о ночных клубах, танцах и Буэно Висте, Фиделе Кастро и Че Геваре. Гавана сейчас в моде, так что текст очень кстати». О «Теории образа»: «Лена Петровская знакомила русских читателей с теорией фотографии, помогала прочесть тексты Барта и Нанси, открывала трудный для восприятия мир фотообразов Бориса Михайлова. В своей новой книге, разбирая современные подходы к проблеме видимого и невидимого, она говорит об исследовании визуального как новой дисциплине, понятийный аппарат которой формируется на наших глазах, — процесс затяжной и по-своему драматичный».

     «Коммерсантъ Weekend» от 13 мая обращает внимание на книгу автора Фигль-Мигль «Ты так любишь эти фильмы» (напоминаем, шорт-листера «Нацбеста») и «Шлюхи-убийцы» Роберто Боланьо. «Роман сложен из отрывков их речи, и внутри нее идет словесный пинг-понг, трепотня, из которой по большей части и состоит духовная жизнь отечественного интеллектуала. Еще в романе есть убийства и адюльтеры, но они второстепенны, отодвинуты на второй план в общем полотне жизни, которая складывается не из событий, а из картинок и разговоров. Неважно, кто убил, кто убит, кто с кем спит, кто ширяется, кто работает на иностранную разведку. Важно, кто, что и кому по этому поводу сказал»: о «Ты так любишь эти фильмы». «Шлюхи-убийцы» — это сборник рассказов: «У текстов, вошедших в сборник, есть общая тема: равнение политики, эротики, повседневной жизни на культуру. Так, в «Бальной книжке», сухо описывая недолгую историю своих отношений с чилийской диктатурой, Боланьо перемежает рассказ о пребывании в тюрьме с подробной сводкой прочитанных книг. Центральным моментом другого рассказа («Дни 1978 года») становится пересказ героем «Андрея Рублева» Тарковского, в конце которого по лицам рассказчика и слушателей текут слезы. Тот же герой, писатель Б., выезжая с отцом в Акапулько, грезит Ги Розеем, а гуляя по Брюсселю — философом Анри Лефевром. «Почему он тебя так волнует?» — спрашивает его девушка, с которой он проводит дни, на что герой отвечает: «Потому что он не волнует больше никого». Культура — это шлюха-убийца, прекрасная и страшная, но именно она наполняет содержанием пустые дни, и от высокой концентрации ее проза Боланьо буквально сыплет искрами и завораживает».

    Кроме того, в том же номере «Weekend’а» — рецензия на книгу Даниэля Домшайт-Берга «WikiLeaks изнутри» (АСТ, 2011). «На первый взгляд, это типичная книга жанра «Записки человека, обиженного знаменитостью». Даниэль Домшайт-Берг вместе с Джулианом Ассанжем создавал сайт WikiLeaks, а тот оттеснял его в тень, дразнил, эксплуатировал и в конце концов выгнал. Теперь Домшайт-Берг рассказывает об их отношениях всю подноготную. Суть рассказа в том, что автор — разумный, ответственный, культурный человек, а Ассанж — дикарь, почти чудовище… Автор смотрел на Ассанжа сначала с обожанием, потом с обожанием и обидой — и потому заметил довольно много… Но, расставшись с Ассанжем, Домшайт-Берг все-таки оказался способен и на самостоятельное действие: он не бросил борьбу с секретностью, а создал сайт OpenLeaks. Этот сайт так же, как WikiLeaks, предлагает всем обладателям секретных документов их присылать, но публиковаться эти документы будут уже не на самом сайте, а в наиболее подходящих для этого СМИ… Вместо выбранной Ассанжем роли политического игрока, звезды, объекта гонений и славы Домшайт-Берг выбрал роль находящегося в тени служителя общества. Вот пусть теперь обладатель секретных документов и подумает, к кому обратиться — к прославленному WikiLeaks или к скромному OpenLeaks… Становится ясно, что эта книга — вовсе не такой простодушный выкрик, как кажется поначалу. Домшайт-Берг прекрасно понимает, что роль обиженного и брошенного обожателя — роль жалкая, но вполне сознательно эту роль на протяжении всей книги играет, лишь бы попутно внушить читателям: да, Ассанж гений, а я ничто, но он непредсказуем и ненадежен, ему наплевать на свою безопасность, а значит, и на безопасность информаторов — на вашу, читатели, безопасность, а я осторожный, ответственный, боюсь за себя, а значит, и за вас. Не обращайтесь к нему, обращайтесь ко мне».

    Приложение к «Независимой газете» «Ex libris» в номере от 12 мая пишет о книге «Живой город: pro et contra. О московской реставрации» — издании на больную для горожан тему, вышедшем по инициативе департамента культурного наследия Москвы. «Под одной обложкой – Владимир Ресин и Григорий Ревзин, поверить невозможно. Тут и Константин Михайлов, один из координаторов общественного движения «Архнадзор», и худрук театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, хотя в ином месте представить их вместе уже, по-моему, невозможно… Самые первые слова – про сохранение и приумножение славы Москвы, охрану памятников архитектуры и научную реставрацию – мэра Сергея Собянина, слово от составителей – заместителя председателя Москомнаследия Леонида Кондрашева, где рассказывается, как готовился этот широкоформатный (так можно сказать, отталкиваясь от кинотрадиций) том, почти альбомного формата… В книге много картинок. Это и очень качественная архитектурная съемка, интерьеры, фасады, и то, что – очень важно – фиксирует сегодняшнее состояние памятников, уже не парадная, а отчасти репортажная, сиюминутная «раскадровка» Москвы: видовая и вполне туристическая столица не противостоит, а дополнена реставрационными подробностями и проблемными «точками». Хотя больше – чистого, вычищенного, то есть парадного города. Но сама площадь не зачищена, как, скажем, зачищают Триумфальную перед очередными выходами на нее несогласных. Голоса несогласных с теми или другими решениями – тут же, на тех же страницах… Целая дискуссия – об экспертизе. Статьи, интервью. Очень разные мнения, приятные власти, тому же Москомнаследию, не очень приятные, совсем неприятные. Очень широкий спектр. О Шуховой башне, о Петровском путевом дворце, о реставрации Московской синагоги в Спасоглинищевском переулке – что-то, что вызывало споры и скандалы, что-то, над чем работалось спокойнее… На фоне социологического опроса, опубликованного под заголовком «Сохранить то, не знаю что»… Попутно думаешь: с этой книгой можно, как с путеводителем, – намечать маршруты и гулять по Москве».

     «Ex libris» писал на минувшей неделе и о поэзии: о книге стихов Андрея Новикова-Ланского «De Excelsis / Из высоты. Сонеты к Августу» (ОГИ, 2011). «Выход книги стихов Андрея Новикова-Ланского стал поводом для примечательной, хотя и неоригинальной дискуссии в блогосфере и более публичном окололитературном пространстве – дискуссии о классичности и авангарде, о каноне и индивидуальном стиле, о традиции и новации в искусстве. В том, что разговор сразу ушел от собственно книги в более общие категории, отчасти виноват сам автор, довольно безответственно заявлявший в телеинтервью о том, что наличие собственного голоса, индивидуальной манеры у творца не является значимым критерием оценки. Скажем, филолог, исследователь творчества Иосифа Бродского Андрей Ранчин пишет, что «мудрая и спокойная сдержанность тона и классичность форм ныне не в чести», а «преобладающая постмодернистская ироничность и интертекстуальность и, казалось бы, противостоящая ей лобовая эмоциональность уже в известной степени приелись, утратили силу воздействия, обратились в штамп», что уже делает традиционалистские стихи Ланского «небанальными».  С другой стороны, модный философ Андрей Ашкеров реагирует прямо противоположным образом. В статье «Эпитафия для неоклассики» он обрушивается на саму идею нормативного письма: «Ланской предлагает сразу два решения. Во-первых, традиционализм, что в случае с современной литературой означает писать, как Фет или Баратынский, предполагая, что они – канон. Во-вторых, эзотерическая спекулятивность, причем основанная на фактическом отождествлении эзотерического и экзистенциального». Дальше – жестче, приговор: «Неоклассицизм делает меру и справедливость простыми фикциями. Чистейшего вымысла чистейшими образцами»… Но странно осуждать или оправдывать такого рода стихи, апеллируя к категориям классичности. Ибо классичность – в другом», пишет газета. «Прежде всего она – в тональности и картине мира. В античном стремлении гармонизировать хаос и покорно претерпевать силу судьбы. В соразмерности частей и целостности восприятия. В принуждении ритма и планомерном доведении до катарсиса. В чувственном слиянии телесного и духовного. И в диалектической, изменчивой природе вещей. И вот исходя из этих представлений к стихам Ланского действительно можно применить атрибут антологической классичности… Перед нами не сборник стихотворений, тем более не избранное, а два цикла, составляющих единую книгу стихов. Иными словами, это – два единых сложно устроенных текста. Подобно тому как слова в стихотворении вступают в сложные нелинейные отношения, образуя стереоскопичность и множественность порождаемых смыслов, в цикле в такие отношения вступают отдельные стихотворения и возникает та же вибрация смыслов. При внешней простоте и прозрачности это довольно сложные стихи, с несколькими уровнями прочтения».

    «Михаилу Булгакову исполняется сто двадцать лет. Теперь он правильный классик. Удобный и приятный», пишет литературный критик Андрей Немзер в «Московских новостях» от 13 мая. «Напечатано все. Отброшенные черновики стали ходким товаром. Изощренные концепции публику больше не будоражат. От демагогических разоблачений и величаний, что строятся на одних и тех же кривых штампах (масон, антисемит, коммерческий сочинитель, апологет сталинской государственности, дьяволопоклонник, православный фундаменталист…), уже не тошно, а только скучно. Культовый роман засунут в школьную программу, а тинейджеры все равно в охотку читают о том, как кот исхитрился уехать на трамвае, Маргарита учинила погром в квартире Латунского, иностранец, провалившись в кадку с керченской сельдью, внезапно овладел русским языком, Иванушка Бездомный зарекся сочинять стихи, а «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город». Есть чему порадоваться. И не только младому племени, но и тем, кто открывает роман в сто десятый раз. Затягивает. По себе знаю. Заглянешь, чтобы сверить вдруг занадобившуюся цитату, — и пошло-поехало»… «Да, аппетитная, увлекательная, отлично запоминающаяся проза. И, коли не мудрствовать лукаво, — понятная. Истина открывается только художнику; пошлость, глупость и трусость отвратительны во все времена; великая любовь способна творить чудеса; мир устроен гораздо сложнее, чем полагают те, кто готов «ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое», чтобы «наслаждаться голым светом»… Финал заветного романа Булгакова страшно рифмуется с его первым публичным словом — напечатанной в деникинской газете статьей «Грядущие перспективы». Начинающий литератор писал о том, что случится после победы правого — белого — дела… Дети, внуки, правнуки не хотят ни платить по счетам, ни помнить «социальную революцию». Усталость растворена в крови уже которого поколения. Не надо нам света — был бы покой. А Воланд его соорудит или кто-то из бесовни пониже рангом — неважно. И что мечта наша больше смахивает на перелыгинскую дачу, чем на приют мастера, — тоже неважно. Хотел Михаил Афанасьевич жить по-человечески? Хотел! Вот и мы хотим. С ванной, гостиной, фонтаном и садом. И домашней библиотекой, где стоят все сочинения удобного классика. Включая царапающие национальное самолюбие «Грядущие перспективы». Ничего, их с устатку можно не читать. Как и «Белую гвардию». А в «Мастере…» грустные строки пропустим».

    Вероника Шарова


    книги

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2021 — Новости литературы. All Rights Reserved