Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Дубравка Угрешич. Читать не надо! Издательство Ольги Морозовой, 2009

    09.09.2011 01:45 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Дубравка Угрешич из югославов (отец — хорват, мать — болгарка), которых больше нет. И из тех, всё более малочисленных литераторов, согласных с Набоковым, заметившим как-то, что в мире отбросов успех приносит не сама книга, а её читатели. Оказавшаяся в 1993 году чужой в своей Хорватии, Угрешич теперь живёт и работает в США и Нидерландах, пишет на хорватском и английском языках: прозу, эссе, книги для детей, киносценарии. Будучи историком русской литературной теории (ОПОЯЗ), переводчиком русской литературы (Д. Хармс, Б. Пильняк, Л. Добычин, К. Вагинов), сторонником форм пародии и литературной игры она больше не верит ни в какие нынешние литературные ландшафты. «На меня современные писатели не производят особого впечатления. Я написала целую книгу, объясняющую обстоятельства сегодняшней литературной жизни». Эта книга – «Читать не надо!» Сборник эссе, памфлетов, инвектив и в чём-то даже некрологов, или, по мнению известной американской исследовательницы искусства Сьюзен Зонтаг, «чарующая россыпь увлекательных историй и блистательных экспромтов».

    По мнению Дубравки Угрешич, «писатель и его читатель — наиважнейшие звенья общей цепи — теперь, как никогда, изолированы друг от друга». Между ними — окололитературная жизнь: агенты, издатели, медиа. Короче говоря, рынок. То есть мир, где «мемуары Моники Левински получают в тысячу раз больше паблисити, чем собрание сочинений Марселя Пруста». А поскольку «у истинного писателя самооценка вечно занижена», рынок делает с ним то же самое, что футбольная звезда с мячом — всё, что угодно.

    В свою очередь и Угрешич не стесняется «приложить ногу» к сфере литературного чистогана. Например, освоить рынок заявок на книгу (синопсисы, резюме) с помощью классики — её завуалированный Шекспир идёт у издателей «на ура», правда, в корзину отправляются заявки «В поисках утраченного времени», «Улисс», «Человек без свойств» и даже Хемингуэй, хотя всё-таки удаётся продать «Старик и море».

    Что ещё? Хотите сравнить вчера и сегодня? Соцреализм с капреализмом? Пожалуйста: «Писатели, не умевшие приспособиться к требованиям идеологического рынка, заканчивали жизнь трагически – в лагерях. В наше время удел писателей, которые не могут приспособиться к коммерческим требованиям, — их собственное гетто безвестности и нищеты». Отсюда: «Если бы Стивен Кинг жил в сталинской России, он, несомненно, сделался бы лауреатом Сталинской премии».

    Хотите познать Великую современную литературную истину? Вот она: «Самое важное — это стать непререкаемым литературным авторитетом». Как? Во-первых, с помощью других литературных авторитетов, чей рекламный слоган издательство разместит на обложке вашей книги. Во-вторых, надо ходить везде, куда зовут. И тогда наверняка вдруг запляшут облака. «Книгу литературного авторитета едва ли читают редакторы, едва ли читают критики, едва ли читают даже и те, кто присуждает ему премии. Быть авторитетным писателем означает получить дипломатическую неприкосновенность в литературном мире».

    Наконец, проникнитесь пафосом современной индустрии искусства. «Каждый имеет право творческого голоса». Звучит гордо. При том, что прежние критерии оценки творчества рынком уничтожены или загнаны в резервации. Экспертная среда превратилась в рекламную. Всё стало вокруг золотым и зелёным: «То, что продаётся, хорошо; то, что не продаётся, плохо». Рынок сам законодатель вкуса, тут все равны, но побеждает общедоступное. Все теперь писатели, а популярность всё чаще обретают откровения проституток, спортсменов, подружек преступников, домохозяек, рыболовов и даже детей. Уже масскульт крадёт язык высокой литературы (а не наоборот, как бывало) и внедряется в её пространство. Термин «литература» вообще исчезает, всё активней замещаясь термином «книги». Чтение, требующее усилий, решительно объявляется неискренним. Искренность же (или лобовое проникновение в «реальную жизнь») на коне, а остроумие и утонченность (неоднозначность, ирония, черный юмор) — в загоне. Такая, блин, «инфантилизация культурной зоны».

    Одним словом, будет нам от Угрешич и белка, будет и свисток! С трепетом полистаем пособия для начинающих писателей, разберёмся чем «угрюмый писатель» отличается от «жизнерадостного», узнаем о ведущей роли СМИ в искусстве, что-то поймём о судьбах писателей в изгнании и малых национальных литератур — в условиях глобализма, возможно согласимся с Бодрийяром: «Искусство умирает не потому, что его больше не существует, оно умирает потому, что его слишком много»…

    На выходе получим стоическую формулировку: «Настоящих писателей давят повсюду, и лишь посредственные везде чувствуют себя как дома». А в качестве веры и надежды – слова Дубравки Угрешич из одного интервью, которые можно считать моралью всего сборника (читать обязательно!): «Наши книги всюду — будь то «за границей», будь то «дома» хорошо прочитываются и понимаются хорошими читателями. Хорошие читатели — именно они являются нашей аудиторией. И только их мнение имеет значение». Ау, читатели!

    Павел Тимошинов


    чтение

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved