Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Колонка автора: Федор Сваровский

    08.10.2011 13:14 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    О ПОНИМАНИИ, ТОЧНЕЕ О НЕПОНИМАНИИ

    В деятельности любого литератора (и поэта в частности) существует очень серьезная проблема – понимание. Я имею в виду понимание читателем высказывания автора. Конечно, я допускаю, что есть авторы, которым глубоко наплевать на то, как их понимают. Но все же значительное количество знакомых мне поэтов, да и я сам, к этой проблеме совсем неравнодушны.

    Несчастный консквистАдор

    Приведем пример классического непонимания высказывания автора читательскими массами. Невероятно умственный, математически точный поэт и, кстати, теоретик литературы Николай Гумилёв когда-то написал стихотворение, где есть, в частности, такое четверостишье:

    Я конквистадор в панцире железном,

    Я весело преследую звезду,

    Я прохожу по пропастям и безднам

    И отдыхаю в радостном саду.

    Написал и стяжал в веках славу слегка слабоумного поэта-романтика, способного писать лишь какую-то чепуху. И тот факт, что этот идиот-романтик создал «Цех поэтов» и дал имя основному течению в русской поэзии предыдущего века, для большинства читателей совершенно неважен. Вот конквистАдор – это да.

    Нужно заметить, что и само это стихотворение — совершенно не образец ни романтической, ни, скажем, учитывая текущий исторический момент, декадентской, символистской поэзии. Абсолютно структуралистское в своем роде стихотворение, сконструированное в сознательно заданной системе координат. Ни грамма романтических соплей. Холодная конструкция, сияние чистого разума.

    Еще одни член «Цеха поэтов» Сергей Нельдихен, писавший изысканные, опережавшие свое время житейско-метафизические верлибры (в какой-то мере предшественник Лимонова), также не был понят современниками и, благодаря отдельным высказываниям поэта Ходасевича, прослыл простаком и дураком. См., например.

    А вот еще один известный литературный анекдот: как известно, Сервантес, когда писал «Дона Кихота», имел в виду нечто сатирическое и пародийное. Но почему-то этот издевательский роман стал символом рыцарской романтики. Автор навеки был неправильно понят. Пример, конечно, прозаический, а не поэтический, но очень наглядный.

    Никто не застрахован

    Причем, что особенно интересно, непонимание это иногда случается не только между неподготовленной аудиторией и автором, а между вполне себе подготовленными поэтами и другими поэтами. Не далее как неделю назад я был свидетелем яркого случая подобного непонимания. Некая молодая поэтесса на одном поэтическом мероприятии прочла стихотворение о нелегкой судьбе своей лирической героини. Причем героиня эта, несмотря на все учиненные ей безобразия, как выяснилось, в тюрьму не села, но судя по контексту, уехала в США и там поступила, соответственно, в армию США. Автор создала, так называемую искусственную реальность, где ее лирическая героиня прожила жизнь, совершенно непохожую на жизнь автора. Так вот, один из поэтов, слушавших это произведение, прокомментировал услышанное так: ничего не понял, но очень трогательно. То есть он, прямо скажем, не понял замысла автора.

    И такое происходит постоянно. И, честно говоря, по-моему, это ужасно. Отсутствие минимального понимания авторского высказывания в массовом сознании превратило Даниила Хармса в юмориста и автора детских стихов. Из-за отсутствия понимания прекрасного, увы, уже умершего, Олега Григорьева или вполне здравствующего Игоря Жукова знают только как детских поэтов. И так далее и тому подобное.

    Время жалоб

    И, вот, теперь позволю себе немного личного: из-за этого самого непонимания несколько моих стихотворений обрели совершенно самостоятельную и совершенно неприятную для меня жизнь. Когда-то я написал стихотворение под названием «Мне сказали», которое содержит довольно зверское описание гибели молодой женщины. Неожиданно оказалось, что оно пленило сердца значительного количества русских и украинских женщин и девушек. Видимо, использовав в стихотворении роковые понятия «любовь» и «смерть», я обрек себя на это самое неправильное понимание. Специально даю ссылку не на исходную публикацию в моем ЖЖ, а на перепост.

    Или другой перепост.

    И таких перепостов, увы, сотни и тысячи.

    Однако все дело в том, что это стихотворение – весьма вольный перевод или вариация на тему песни одной популярной французской певицы, написанный на скорую руку в качестве эксперимента. Чистое издевательство, холодное и рассудочное упражнение, я бы сказал. Но результат – полыхающие сердца девушек в Сети. И это точно не то, чего я хотел. Честное слово. Вопиющее непонимание.

    Но это не единственный случай. Несколько других стихотворений постигла та же участь. Хотя, на мой взгляд, некоторая чрезмерность образов, использование особых слов-маркёров, свидетельствующих о намерениях автора, вполне очевидно указывает, что стихи эти явно нельзя назвать душещипательными. Но вот.

    Или.

    Или.

    А вот это стихотворение, описывающее особенности жизни окраинных гопников, было воспринято некоторыми читателями, не более не менее, как откровение гопника, который только и делает, что всех бьёт. Вот, здесь посмотрите и обратите внимание на ремарку.

    Но это что! У меня был еще более ужасный случай. После просмотра какого-то количества серий «Доктора Хауса» я написал верлибр-рефлексию по поводу сериала. И в этот же самый момент мои пожилые родители совместно со своими пожилыми друзьями зашли в интернет и прочли это стихотворение. А там, между прочим, было длинное перечисление всяких ужасных диагнозов. Кто смотрел сериал, знает, какие это диагнозы. Глубокой ночью мне позвонила моя скорбная мать и дрожащим голосом призвала меня к ответу. Она действительно подумала, что я болен всеми этими болезнями. Что это? Тотальное непонимание. Мне понадобилось минут двадцать, чтобы её переубедить.

    Причины происходящего

    Мне кажется, что во многом этот праздник непонимания связан с особенностями окружающей нас реальности.

    В силу неизвестных мне причин реальность теперь многослойна, многопространственна.

    В сознании разных людей образуются непересекающиеся реальности. Прокурор и коллекционер картин. Продавец косметики на рынке и студент РГГУ. Читательница глянцевых журналов и молодой физик. Что между ними общего? Совершенно ничего. Общество разбито на изолированные сословия, не существующие в общей среде, если не считать общих для всех улиц и магазинов. У людей не просто разные заботы и интересы, они по-разному видят мироустройство. Моя жена несколько лет назад общалась в Швейцарии с сотрудником МИДа, который, пытаясь произвести впечатление, совершенно серьезно говорил ей, что главное для него в мире – это Кулак и Пуля. Вот так – с большой буквы.

    В таких специфических условиях литература тоже расслаивается и размазывается по разным реальностям. Очевидное для одного оказывается мутным или совершенно неясным для другого. А неочевидное, и даже смешное вызывает слезы и содрогание у представителей сопредельных реальностей. И боюсь, чем дальше, тем будет хуже.

    На этом закончу.

    Ах, да. Я прошу прощения за огромное количество нескромных цитат из себя самого. Это вынужденная мера. Степень непонимания собственного замысла лучше всего способен определить лишь сам автор.

     

    Федор Сваровский


    колонка поэзия

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved