Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Легенды и шифры Виктора Пелевина

    15.03.2012 12:41 1 комментарий
    Tweet
    Серф

    Виктор Пелевин (р. в 1962) — один из самых успешных писателей в современной России. Его книги переведены на основные европейские и восточные языки и регулярно переиздаются. У него множество поклонников по всему свету. И старшеклассники факультативно постигают законы постмодернизма на примере его романов. Сотворенные Пелевиным художественные пространства, многократно помноженные на общественную признательность, ставят его во главу колонны сегодняшних литературных демиургов.

     Демиург в интерьере

    Он не любит фотографироваться, не ведет блог, мало общается с коллегами по цеху и считает роман Булгакова «Мастер и Маргарита» величайшим романом ХХ века. Все это можно узнать из интервью, которые Виктор Олегович время от времени дает каким-нибудь особенно популярным изданиям вроде «Эсквайра» или «Аргументов и фактов». «Я писатель только в тот момент, когда я что-то пишу, а вся моя остальная жизнь никого не касается», — заявляет Пелевин и с интервьюерами разговаривает исключительно на высокие темы, не стесняясь форматами. Среди читающей (и особенно среди нечитающей) публики за Пелевиным закрепился имидж «самого интеллектуального писателя». Пелевин старается не разочаровывать и общается с журналистами в таком стиле: «Мы живем в культурной среде, где фаллическо-анальная пенетрация является базовым символом социального доминирования…».

    Его первая публикация состоялась в 1989 г., а всего три года спустя за сборник рассказов «Синий фонарь» Пелевину присуждается Малая Букеровская премия. С тех пор Виктор Олегович раз двадцать становился различной степени победителем в разного уровня литературных конкурсах. Из наиболее значительного: в 2003 г. роман «ДПП NN» получает премию «Национальный бестселлер»; в 2007 г. роман «t» становится третьим в списке премии «Большая книга».

    На сегодняшний день Виктор Пелевин — автор 10 романов; он написал более 50 рассказов и повестей; среди его сочинений не один десяток эссе; есть и стихи. Все написанное им оценивается неоднозначно (зато в твердой валюте), но самобытность его творческой концепции несомненна.

    Легенды и шифры Виктора Олеговича

    Иносказание — главный творческий прием Пелевина. Метафоры, «говорящие» имена и названия, аллегории, притчи, мифы, параллелизация — он использует все существующие литературные шифры, сплетая их в замысловатые узоры. Особенность пелевинского иносказания — в простоте верхнего слоя. Например, рассказ «Синий фонарь» представляет сценку из ночной жизни пионерского лагеря: мальчишки рассказывают друг другу страшные истории, кто-то пугается, бежит жаловаться вожатой, вожатая приходит и ругает, а в конце все, как водится, засыпают… Пусть неискушенный читатель не удивляется обыденности сцен, которые на первый взгляд кажутся вырванными из контекста какого-то другого, бОльшего произведения, и  пусть не торопится закрывать книгу: тому, кто даст себе труд задуматься над прочитанным, откроется, возможно, длинный туннель в подземелье с бессчетным числом уровней. Всем известно, что Пелевин — большой поклонник буддизма. Поэтому читателю его книг следует быть готовым к тому, что он может там найти загадочную бесконечность смыслов, выстраивающихся в зеркальный ряд и сворачивающихся, как Вселенная, в точку.

    При этом Пелевин — писатель сугубо реалистический, откликающийся на значительные общественные явления с попыткой обозначить их и обобщить, что, собственно, делает его наследником реалистов XIX века. В частности, роман «Чапаев и Пустота» (1996) наряду с прочим исследует феномен «нового русского», в романе «Empire V» говорится о губительной идеологии гламура, «Generation P» — о разъедающей мозг рекламе; последний роман «S.N.U.F.F.» — «антиутопия», где современная общественно-политическая жизнь России переносится в неопределенное будущее и преподносится читателю с полным набором пелевинских иносказательных штучек. Мифологический реализм — такое словосочетание, пожалуй, довольно точно отражает жанровую особенность книг Пелевина.

    Герои этих книг — ребусы-перевертыши, подстать содержанию. Совершенно тривиальная проститутка оказывается сменившим пол секретарем райкома комсомола («Миттельшпиль»), а браток-новый русский ботает по фене про дзен-буддизм («Чапаев и Пустота»). Однако найти у Пелевина положительного героя в устоявшемся понимании этого слова — затруднительно. Ни среди современных хозяев жизни, ни в народных слоях писатель не видит никого, вселяющего оптимизм. В созданной им Империи Текста нет ни любви, ни дружбы, ни других чувств, столь необходимых человеку для построения нормального общества; в этом смысле Пелевин создает Империю Пустоты.

    Последствия мифотворчества

    Оценка творчества Пелевина абсолютно неоднозначна: от полного неприятия до вполне зрелого восторга. Его называют «Мичуриным от литературы» — за повсеместную гибридизацию всего со всем, и «фантазирующим хроникером развитого постмодернизма» — за почти что конъюнктурное изображение современных реалий. Артемий Троицкий назвал Пелевина «наше Ничего» — в смысле, очень убедительно писателю удается изображать наше пустое настоящее. Многие упрекают его в стилистической небрежности («… у шляпки была вуаль в круглых дырочках, за которой совсем не было видно лица. Все это было красиво, но отчего-то мне стало тревожно…», «Шлем ужаса», вполне типичный пример). Но вот А. Генис пишет: «Пелевин за десять лет буйной работы помог развернуть отечественную словесность лицом к XXI веку. Он вернул книгу брезгливо отвалившемуся от нее читателю, завладел интернетовской молодежью, обозлил отечественных критиков, привлек внимание сонного Запада…».

    Подобный разброс мнений, несомненно, свидетельствует лишь об одном: Пелевин — это явление в российской литературе. Знакомство с явлением не может быть опосредованным. Чтобы решить, насколько оно хорошо или плохо, необходимо личное освидетельствование. Начинать принимать Пелевина рекомендуется небольшими дозами (подойдут сборники рассказов: «Синий фонарь», «Желтая стрела», «Ананасная вода для прекрасной дамы» и др.).

    И если после прочтения рассказов читателю захочется углубиться в пелевинские лабиринты, тогда добро пожаловать в удивительный мир его романов.

    Наталия Гуревич.


    Виктор Пелевин статьи о творчестве

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved