Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Владислав Крапивин: Великий Кристалл и Алые паруса

    25.04.2012 14:14 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Владислав Крапивин (р. в 1938) — ныне здравствующий классик детской литературы, замечательный педагог, последний романтик ХХ века. Его книги, включенные в «Библиотеку мировой литературы для детей», переиздаваемые во многих странах, давно стали предметом литературоведческих исследований: в текстах Крапивина заключена совокупность многих смыслов. Он создал особое мироздание, которое не то чтобы нуждается, но заслуживает внимательного взгляда, специальной трактовки, толкования. Всякая крапивинская книга — тема для разговора. Его собрание сочинений — яркий пример того, что принято называть Творчеством.

    Все сразу

    В 1961 г. вместо того, чтобы готовиться к госэкзамену по истории КПСС, студент факультета журналистики Уральского университета в три дня пишет фантастическую повесть «Я иду встречать брата». В 1962 г. в свердловском издательстве выходит сборник «Рейс «Ориона», куда вошли реалистические рассказы о мальчишках, написанные Крапивиным в студенческие годы. В 1961 г. дворовая компания мальчишек и девчонок в лице молодого журналиста Славы Крапивина находят себе замечательного товарища по играм. Он помогает им организовать морскую игру: они оборудуют корабельную рубку на чердаке, ведут корабельный журнал, куда записывают совместно придуманные приключения. Через несколько лет это превратится в отряд «Каравелла», действующий в Екатеринбурге до сих пор. Там ребята сами строят яхты и учатся ходить под парусом; постигают искусство фехтования, приобретают навыки  в журналистике, а главное — узнают, что такое товарищество в высшем смысле этого слова.

    У Владислава Петровича все случилось сразу: сразу он начал писать и фантастику, и реалистическую прозу, сразу определился с темами и нашел своего героя, которого потом нарекут «крапивинским мальчиком»; одновременно с писательством занялся педагогической деятельностью, и определить, что в нем первично также невозможно, как невозможно расплести его генетическую цепочку с целью посчитать, каких генов там больше, педагогических или писательских. «…если бы я не стал писателем, стал бы кем-то другим, я всё равно создал бы «Каравеллу». С другой стороны, если б я не создал, я бы всё равно стал писать о детях», — комментирует этот дуализм сам Крапивин.

    На сегодняшний день почетный Командор отряда «Каравелла», вернувшийся в Тюмень — город, где родился, — продолжает жить и работать с уверенностью, что «показывая взаимоотношения взрослых и детей, строя художественные модели «дети в мире взрослых», «взрослые в мире детей», «дети и взрослые в мире необыкновенного», можно рельефно, наглядно показать важнейшие проблемы».

    Корабли и капитаны — темы и герои

    Главная тема творчества Крапивина — это Детство во всем многообразии его проявлений. Мир детства существует совершенно самостоятельно, соприкасается, но не пересекается с миром взрослых (О. Виноградова). В таком утверждении нет ни малейшей натяжки, лишь понимание явления. Всякий, кто помнит свое детство, помнит и то, каким далеким, почти нереальным представляется детям «взрослый» мир.

    В рамках большой темы детства живут и развиваются темы добра и зла, достоинства и бесчестья, благородства и порочности, дружбы и предательства, любви и одиночества. Взрослые нередко оказываются носителями порока, но для детей противостояние со взрослыми всегда этическое и никогда — возрастное: «В прошлом году один тип у нас во дворе хотел кошку повесить. Говорил, что бродячая. А она даже не бродячая была, а просто заблудилась. Мы с ребятами вырвали и убежали. А потом нас все соседи ругали. Говорили: со взрослыми спорить не полагается» («Мальчик со шпагой»).

    Сам Крапивин говорит о своих мальчишках: «…главная черта моих героев, это, наверное, сочетание внешней беззащитности и внутренней твердости. /…/ Их легко обидеть, заставить заплакать, их легко подвергнуть какому-то гнету — внешнему — но внутри у них крепкий стержень, его согнуть, сломать уже довольно трудно». Они совершенно точно знают, что такое хорошо и что такое плохо; их гордая бескомпромиссность — как Андреевский флаг на корабле, готовом биться до конца. Неважно, противостоят они неправедным учителям, подонку-однокласснику или инопланетной нежити — пафос всегда одинаковый. В этом пафосе и состоит одна из примет романтической прозы. Все остальные приметы (ветер дальних странствий, мечты, битвы и проч.) в полной мере присутствуют у Крапивина. Если говорить о литературной преемственности, то ближе всех по духу он стоит к А. Грину. Владислав Петрович и не скрывает, что это один из любимых его авторов.

    Только правда

    Называть Крапивина детским писателем можно лишь в том смысле, что он пишет о детях. Однако возраст его читателей всегда был 8+. И ровесники его героев, и дяди с тетями, которым давно за тридцать, с одинаковым увлечением читают крапивинские истории. Объяснением этому служит, пожалуй, потрясающая способность Крапивина к правдивому изображению — будь то характеры героев или фантастическое миропостроение. Многие узнают себя в «крапивинских мальчиках». Однажды, рассказывает Владислав Петрович, один мальчик, прочитав повесть «Брат, которому семь», сердито спросил у него: «Откуда вы так много про меня узнали и зачем, узнав, столько наврали?». А его цикл фантастических повестей про Великий Кристалл вызывает профессиональный интерес дипломированных физиков. И, было дело, совсем взрослые мужики пытались проникнуть в параллельный мир, используя описанный у Крапивина способ, — настолько все натурально выглядит в книгах.

    Приступая к чтению Крапивина, следует учесть, что он любит писать циклы: реалистические  (дилогии «Та сторона, где ветер» (1967), «Тень каравеллы» (1971), трилогия «Мальчик со шпагой» (1975); пять повестей цикла «Мушкетер и фея»), сказочный цикл «Летящие сказки», фантастический «В глубине Великого Кристалла» и др. Каждое произведение любого цикла способно выступать самостоятельной единицей, однако «будучи извлечено из него, теряет часть своей эстетической значимости; художественный смысл цикла шире совокупности смыслов отдельных произведений, его составляющих» («Краткая литературная энциклопедия»), поэтому правильнее знакомиться с любым из циклов полностью.

    Наталия Гуревич

     

     

     


    Владислав Крапивин детская литература современные писатели фантастика

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved