Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • Facebook
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Александра Маринина: Запатентованное имя

    15.05.2012 17:42 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Александра Маринина (р. в 1957, наст. имя — Марина Алексеева) — автор, которого однажды сравнили с Агатой Кристи, и усилиями многих журналистов, подхвативших сравнение, это сделалось общим местом. На сегодняшний день Маринина написала 44 произведения, 39 из которых — детективные повести и романы; более 30 из них — про гениального следователя Настю Каменскую. Популярность романов Марининой в 90-х гг. была такова, что писательница зарегистрировала как товарный знак и свой псевдоним, и имя своей героини, чтобы избежать «недобросовестного использования». С подобным использованием в свое время столкнулся Конан Дойл: под его именем про Шерлока Холмса писали сотни халтурщиков. Но сэр Артур, один из самых высокооплачиваемых писателей в истории литературы, ничего патентовать не стал: как известно, он считал Холмса в частности и детектив в целом «безделицей».

    Кривая творческой судьбы

    Подполковник милиции, кандидат юридических наук, автор многих трудов по исследованию преступности, Марина Алексеева первый свой детектив написала в 1991 г. в соавторстве с Александром Горкиным, тоже милиционером. Повесть «Шестикрылый серафим» был вскоре опубликован в журнале «Милиция» за подписью Александры Марининой.

    Следующую книгу она писала самостоятельно — повесть «Стечение обстоятельств», где впервые появляется Настя Каменская, тоже была опубликована в журнале «Милиция» (в 1993 г.). В 1995 г. про Каменскую написано пять романов, в 1996 г — шесть. К 2000 году детективов про нее было уже более двадцати.  Книги лидируют в продажах, о марининских гонорарах ходят немыслимые слухи; в конце 90-х ее активно переводят по всей Европе (на сегодняшний день Маринину читают на 25 европейских языках и 3 азиатских).

    Но в 00-х годах творческая активность автора заметно падает. До 2007 г. Маринина пишет по роману в год, а потом и вовсе замолкает. После двухлетнего депрессивного молчания писательница, наконец, возвращается в строй — причем с попыткой поменять имидж: вместо привычного детектива выдает семейную сагу, два тома выходят в 2009, третий годом позже. Цикл романов «Взгляд из вечности» не произвел на массу марининских читателей большого впечатления. В 2010 г. появляется новый роман про Настю Каменскую.

    Кстати сказать, в 2001 г. Маринина уже изменяла детективному жанру — тогда были написаны ею две комедийные пьесы: «Брошенная кукла с оторванными ногами» и «Ну, ребята, вы попали». Постановочного ажиотажа этим пьесам не пришлось испытать.

    Просто автор, просто детектив

    «Я не литератор и даже не писатель, я просто автор», — говорит Маринина. Именно так и следует ее воспринимать: она не блеснет стилем, не подарит глубоким характером, не поразит мыслью. Описания судеб и отношений как-будто составлены по газетным публикациям рубрики «Письма наших читателей». Она пишет неровно, и одна ее книга может оказаться много хуже или лучше другой. Сама Маринина вот что говорит о своих «неровностях»: «… ни одна моя книга не похожа на другую. Читатели отмечают, что у меня даже начало романа по стилю часто отличается от его концовки. Что на это скажешь? Начало книги всегда пишет молодая, полная сил энтузиастка, а конец – измученная, мечтающая об отдыхе пенсионерка». Если полагаться на читательские отзывы, то последние книги уже с начала и целиком написаны автором, мечтающим об отдыхе.

    И тем не менее, на тусклом небосклоне современного российского детектива Маринина (особенно Маринина середины 90-х годов) — значительное явление. Ей удалось вписать в запутанные и часто невероятные сюжетные схемы образ, вызывающий сочувствие и доверие — следователя Настю Каменскую, а удачный образ в детективе — это почти гарантированный успех предприятия. Как бы ни был схематичен и наивен сюжет проходного рассказа о Шерлоке Холмсе, его прочтут с удовольствием, потому что Холмс — хорошо придуманный, крепко сколоченный и припудренный массой бытовых подробностей персонаж. Даже если на второй странице становится ясно, кто преступник, читатель не отложит книгу Агаты Кристи, потому что для нее детективы — это неплохой повод немного  поговорить о жизни Эркюля Пуаро или мисс Марпл. Настя Каменская, равнодушная к макияжу, с больной спиной, знанием пяти иностранных языков, интуицией на грани ясновидения, с ворохом непростых служебных и неслужебных отношений удалась Марининой в большой степени, и именно она служит центром тяжести в книгах, где корни преступления подчас зарываются нереально глубоко, а повествование пестрит вызывающими сомнение деталями.

    Одним из достоинств удачных книг Марининой («Реквием», «Иллюзия греха», «Украденный сон») и недостатком неудачных («Смерть как искусство») следует назвать ее внимание к бытовым деталям. Поклонники утверждают, что по романам Марининой историки когда-нибудь будут изучать российский быт и общественные отношения конца ХХ — начала XXI вв. В 90-е ее герои мечутся по магазинам в поисках сахара, и эпизодический персонаж-переселенец из Таджикистана лаконично рассказывает об отношении окружающих к беженцам; в 2000-е покупают замороженные ростки бамбука, осваивают мобильники и компьютеры. В удачных книгах подробности выглядят органично вплетенными нитями. В неудачных — делают нудное повествование еще более нудным.

    Сюжеты Маринина предпочитает сложные, со множеством ответвлений, с заходом в предыдущие поколения. Преступник, как правило, где-то рядом. Но чтобы добраться до соседней комнаты, приходится, условно говоря, обежать все перекрестки города. В удачных книгах это нравится. В неудачных — раздражает. Но в любом случае Маринина выступает автором классического детектива, где преступление для сыщика — как шахматная задача для шахматиста.

    Понравится читателю автор Маринина или нет всецело зависит от везения. Чтобы понять, повезло ли, не стоит слишком зарываться в текст: откройте первую страницу и прочитайте пару абзацев. Захотелось читать дальше — считайте, что повезло: вечер в обществе увлекательного детектива гарантирован. Не захотелось — побудьте оптимистом, повторите попытку с другой книгой: у Марининой точно есть интересные.

    Наталия Гуревич


    Александра Маринина детективы современные писатели

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2021 — Новости литературы. All Rights Reserved