Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Ольга Лукас: «Подарки по случаю – это род наказания»

    06.11.2012 05:51 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Ольга Лукас

    Ольга Лукас

    Ольга Лукас — безусловно, один из самых интересных авторов, которыми современная русская литература обогатилась за последние годы. Это было понятно еще в момент выхода дебютной книги Ольги — «Индейские калебасни», написанной в соавторстве с Евой Пунш. Участие в проекте ФРАМ (Макс Фрай + «Амфора») самым выгодным образом оттенило грани таланта Ольги Лукас, а премия Салтыкова-Щедрина, которой в апреле 2012 г. была награждена её книга «Новый поребрик из бордюрного камня», стала той отметкой, после которого писателя признают состоявшимся даже критики самого снобистского толка. Теперь в издательстве АСТ у Ольги вышел новый роман — «Спи ко мне».

    «Новости литературы» общаются с автором о новой книге и любимых произведениях, Александре Грине, подарках и многом другом!…

    * * *

    — Начнем с вопросов простых и развлекательных. Все уже начали готовится к Новому году, судя по оформлению витрин и торговых площадок. Вы покупаете подарки заранее, или это спонтанный выбор? Есть какие-нибудь связанные с этим личные приметы или истории?

    — Подарки по случаю – это род наказания. На день рождения – ещё ладно, выбрать можно. Но массовые праздники – они превращают этот приятный вид досуга в тяжелый труд. Бегаешь со списком и ломаешь голову. Лучше всего выбирать и покупать подарки в путешествии, без повода. Сразу видишь, это прямо как будто на вещах написано: блокнот с черепом подарить тому, шарф с кольцами – вот этому, и никаких магнитов и брелоков, за исключением тех случаев, когда люди слёзно просят: привези, привези из этой страны мне магнитов и брелоков, а не цветочек аленький!

    Приобрести все необходимые новогодние дары я планирую на какой-нибудь сезонной ярмарке книжек и хэндмэйдов – какое же спасибо тем, кто их придумывает и организовывает!
    А книжки свои дарю только в том случае, если знаю, что человеку хочется это прочитать. И не подписываю заранее – если только не попросят. А то нет ничего хуже пылящихся в шкафу надписанных книг, которые даже не передаришь.

    — Развивая тему – какую книгу вы получали в подарок в последний раз? И как давно это было, учитывая распространение электронных «читалок»

    — В последний раз я получила в подарок именно электронную читалку, модель называть не буду, чтобы не получилась реклама. Дело было так. Мы с Андреем Степановым написали книгу «Эликсир князя Собакина», а нам за это решили дать премию имени Гоголя. Всем вручили ноутбуки, с невидимым миру девизом «автор, пиши ещё», а нам, поскольку нас оказалось двое – электронные книги, видимо, с пожеланием «автор, больше читай».

    — Ваш «Новый поребрик из бордюрного камня» получил премию Салтыкова-Щедрина, а «Золушки на грани» вошли в шорт-лист премии «Заветная мечта». Какая из ваших книг нравится больше всего лично вам? Какую книгу вы бы отметили как вашу на сегодня (ведь будут и другие) как самую любимую?

    — Хороший вопрос. Обычно я отвечаю, что все книги мне нравятся. Но сейчас задумалась: то есть, все нравятся, это правда, но все — по-разному. Новенькая книга нравится потому, что она только что вышла. Самая популярная – потому, что она молодец. Как-то необъяснимо и по-своему мне нравится серия «Тринадцатая редакция». Серия трудной судьбы, как я её называю: на середине пути, после третьей книги, она сменила издательство. Ну и вообще, суеверные люди не зря говорили, что не надо в название цифру «13» выносить, но кто ж будет им верить-то. Мы ж сами очень умные, мы желаем провести эксперимент в реальных условиях. Мы его провели и докладываем: опасайтесь выходить на болота ночью, когда силы зла царствуют безраздельно. И не вводите без нужды в название книги цифру «13».

    — Как проходила ваша работа в проекте «ФРАМ»? Вы общались напрямую Светланой Мартынчик, или отбор рассказов происходил как-то дистанционно?

    — Хорошо происходила – жалко, что проект закончился. Общались по электронной почте, я присылала тексты, написанные специально для сборника, или подходящие тематически, получала ответ: что подходит, что нет. Заодно выяснила, что писать специально по теме у меня получается значительно хуже, чем в свободном режиме.

    — В своем недавнем интервью Светлана сказала, что составление «фрамовских» сборников – это была такая своего рода имитация того, что бы было, если бы литературный процесс пошел «альтернативно», и Великим Писателем в рамках русской литературы стал Александр Грин. Можете ли вы согласиться с такой формулировкой? И что думаете сами?

    — Прочитав интервью, о котором идёт речь, у меня слетела крыша. В смысле, я сидела и представляла себе русскоязычную литературу по таким правилам. Хочу её, такую, со страшной силой. И ведь она, литература эта, существует, только очень трудно её найти, ещё труднее – опознать. Обложки и аннотации ведь нередко делаются для того, чтобы замаскировать, спрятать от потенциальных читателей русскоязычные книги из реальности, в которой Главным Писателем считается Александр Грин. Но иногда их удаётся найти и прочитать, и тогда – ура, пляшем.

    — У Марты Кетро есть полушутливое-полусерьезное эссе о том, как вести себя человеку, который начал писать книгу, и как вести себя родным и близким такого человека. Можете поделиться опытом – как изменилась и изменилась ли ваша жизнь, когда в неё вошла «крупная форма»?

    — Сначала никак не изменилась. А потом я уволилась из офиса, и вот тогда жизнь изменилась к лучшему. Работать в офисе – вообще неприятно, а работать в офисе, а потом, в свободное время, пытаться что-то написать – совсем тяжело.

    — Вообще, был ли в вашей жизни этот переход: из журналиста, колумниста – в писатели? Был момент, когда что-то изменилось? Или вы всегда писали художественные произведения, а потом стали издаваться?

    — Я начала сочинять всякие истории примерно тогда же, когда научилась быстро писать (а до этого было лень: когда пишешь медленно, печатными буквами, и буква Я норовит превратиться в латинскую R – не до историй уже). Писала я, писала, но в этом не было никакой практической пользы. Кроме пятёрок за сочинения. Поэтому, когда пришло время выбирать ВУЗ, я выбрала журналистику – как компромисс. То, что пишет журналист – вроде как востребовано, и в то же время он пишет, а не гвозди заколачивает. Но особо востребованного журналиста из меня не вышло, поэтому я пошла приносить пользу в офис. В офисе, в принципе, человек приносит совсем мало пользы, куда меньше, чем самый невостребованный журналист, но почему-то ему за это иногда платят довольно неплохие деньги. И была бы я сейчас, может быть, железобетонной офисной дамой, что совсем не так плохо, как кажется. Но мне всё время хотелось сочинять, записывать это, а поскольку на компьютере можно писать быстро-быстро, и иногда даже получаются осмысленные вещи, которые затягивают, то я отвлекалась от танцев и прыжков на карьерной лестнице, потом снова к ним возвращалась, ну вот сейчас отвлеклась совсем, не знаю, надолго ли. Надеюсь ещё какое-то время пожить на свободе.

    — Благодаря блогу bordur_porebrik мы знаем, что для вас не пустой звук разница между Петербургом и Москвой. У нас на портале недавно обсуждалась фундаментальная разница между Севером и Югом, между тем, что необходимо человеку – допустим, журналисту — в Москве и, скажем, в Одессе. Вам приходилось сталкиваться с проявлениями северных и южных различий в характерах, в моделях поведения? Или это надуманная разница?

    — Фраза «разница между Севером и Югом» навевает мысли о книге «Унесённые ветром». Вот и всё, что я могу сказать о разнице между Севером и Югом. А в Одессе я, к сожалению, так и не побывала. Обещала себе, что поеду этим летом. Но вместо того взяла и в который уже раз отправилась в Стокгольм.

    — Расскажите в двух словах о работе над «Спи ко мне», которая только что вышла в АСТе. Откуда взялась идея, как проходило написание – вообще, расскажите!

    — В двух словах. Мне нужно было удалить зубы мудрости – все четыре. Потому что это были бракованные зубы. Четыре зуба сразу удаляют только сильным духом людям, я не из таких. Мне удалили парочку, отпустили на месяц пережить боль утраты, и вообще боль, и назначили новую операцию. Я уже знала, что будет мучительно, потом больно, а потом ещё больнее, и всю ночь готовилась – то есть, просто не спала, нервничала, и мысленно цитировала любимые строфы из «Пира во время чумы». Наутро оказалось, что моему врачу привезли больного с тяжелой травмой челюсти, и мою операцию перенесли на завтра. Перенесли казнь, дали ещё один день. А я-то уже подготовилась, понервничала вволю, и делать ничего не могла. Пошла гулять по Москве. Шла, шла. Перешагнула какую-то невидимую черту – и дальше уже шла немного другая я, та, которая знала от начала до конца историю Рыбы и Наташи, героев «Спи ко мне». Я даже название этой истории знала, хотя обычно названия доставляют много хлопот (см. «Тринадцатая редакция»).

    Но записать эту историю я решилась только через полгода. Это были очень хорошие полгода, я никогда так много и так хорошо не писала – надеюсь, ещё буду. И вообще, так, как с этой книгой, со мной ещё никогда не было – надеюсь, ещё будет, и даже лучше.

    — Традиционный «финальный вопрос» Новостей литературы – что вы сейчас читаете или прочли совсем недавно? И каковы впечатления?

    Я сейчас читаю упущенные некогда книги. Последняя – «Американские боги» Нила Геймана. Главное впечатление: какую колоссальную работу проделал автор. Он в послесловии благодарит людей, которые ему помогали в работе (всегда восхищают такие люди, они же, насколько я понимаю, делают это безвозмездно), отмечает географические точки, которые посетил. У меня как у читателя осталось почему-то ощущение, что часть этой работы я проделала вместе с автором. Не было такой особой радости, какая бывает после книг, которые запоминаешь надолго. Как будто камнем тебя придавили к земле.

    Может быть, дело в переводе, не знаю – но в книге вообще нет места иронии, самоиронии, или чему-то такому, что смягчало бы суровый пацанский пафос этой саги. Понятно, что там где забытые боги рыщут в поисках кровавой жертвы, часто возможен разве что юмор висельника – о котором один из персонажей упоминает в самом начале. Но всё же. Такая книга – это как другой мир. Мне в этом мире было крайне неуютно. Хотя, повторюсь, видно, что создатель этого мира очень много работал и достоин уважения, и вообще – всем ребятам пример.


    Интервью книжные новинки новости литературы Ольга Лукас современная русская литература современные писатели Спи ко мне

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved